Трудно представить жизнь современного ребёнка без компьютера. Компьютер воспринимается как одна из ценностей. По мнению многих, от него зависят успех, продвижение, отношения с друзьями и т. д.
Компьютер, как и всё, что нас окружает, может быть и полезным, и вредным. Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже.
При длительной работе за компьютером, в условиях неправильной организации рабочего места человек может испытывать головную боль, болезненные ощущения в области мышц лица, шеи, ноющие боли в позвоночнике, резь в глазах, слезоточивость, нарушения чёткого видения. Пользователи компьютеров в большей степени подвержены психологическим стрессам, болезням сердечно-сосудистой системы и верхних дыхательных путей. Пыль, которая притягивается электростатическим полем компьютера, может стать причиной кожных заболеваний, раздражения слизистых оболочек.
Особое внимание необходимо уделить влиянию компьютера на детский организм. Вред детскому организму может нанести и чрезмерное использование особых технологий, получивших название виртуальной реальности. У детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми, выявлен новый вид заболевания — синдром видеоигровой эпилепсии. Кроме физических недомоганий у таких детей отмечено развитие негативных черт характера: подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость.
Время работы с компьютером
Время работы с компьютером также должно ограничиваться. Так, длительность работы на игровых развивающих занятиях:
- для детей 6 лет — 10 минут;
- для учащихся начальной школы — 15 минут;
- для учащихся V—VII классов — 20 минут;
- на уроках по основам информатики и вычислительной техники длительность работы у учащихся VIII класса не должна превышать 25 минут;
- у учащихся IX классов — 40 минут.
Разработанные регламенты о продолжительности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству кабинетов информатики, рабочего места за компьютером наряду с другими нормативами включены в СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Признаки зависимости
- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу – сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
- Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Первая стадия — интерес.
Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
Вторая стадия — втягивание.
Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.
Третья стадия — полная зависимость.
Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.
Симптомы зависимости
Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:
- психические;
- социальные;
- духовные.
Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.
Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.
Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.
Данная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.
Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный “взлом” компьютерных программ и т. п.).