КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ “ЕСЛИ РОДИТЕЛЯМ ТЯЖЕЛО…”. “АДАПТАЦИЯ. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?”

Процесс привыкания ребенка к новым условиям, заметное изменение образа жизни называют адаптацией. В целом, адаптация в переводе с латинского означает приспособление функций организма и его органов к условиям среды. Способность ребенка к адаптации в новой среде зависит от его психической, физической и эмоциональной готовности.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ:

  1. Постарайтесь соблюдать режим дня. Первокласснику для сна необходимо не меньше 10 часов. Подъем – хотя бы за час до начала занятий, допустим, в семь утра, ночной сон – в 21 час. После занятий в школе – прогулка минут на 40. Потом обед, может быть, снова отдых, а уж потом домашние задания.
  2. Обсудите с ребенком ситуации, которые с ним уже случались, но теперь все это будет происходить в новой обстановке. Например, что делать, если на уроке ребенок вдруг захотел в туалет? Щепетильный вопрос, согласитесь. Родителям надо заранее спросить у учителя, какие правила приняты в школе. Во всех школах они разные: где-то нужно поднять руку, а где-то дети могут выйти из класса без разрешения. Учителя начальных классов очень просят родителей научить детей перед школой завязывать шнурки и застегивать пуговицы.
  3. В первом классе оценки, конечно, не ставят, но уж поверьте, ваш ребенок точно знает, что в школе есть колы и двойки. И то, что это плохо и стыдно. Скажите ему, что ошибки – это абсолютно нормально, ошибки совершает каждый. Не ошибается только тот, кто ничего не делает: “Даже если ты принесешь тройку или двойку, мы это исправим”.
  4. Ребенка надо подготовить к тому, что в школе будут новые знакомства. Он будет попадать в непривычные для него ситуации. “Научите ребенка здороваться с другими детьми и взрослыми. Не бойтесь открыть дом для друзей вашего ребенка. Напоминайте, что нельзя говорить грубо о ком-то за спиной, чтобы сформировать уважительное отношение к своим друзьям, одноклассникам”.
  5. Помните, адаптационный период для первоклашки – первые два – два с половиной месяца. Но это усредненные данные. Бывает, что процесс затягивается и это вовсе не значит, что с ребенком что-то не так. Психологи напоминают: все дети разные. По сравнению с детским садом в школе у ребенка колоссальная нагрузка. Поэтому постарайтесь почаще хвалить ребенка и замечать даже самые небольшие успехи.

А вот это родители должны почаще говорить своему ребенку-первокласснику:

  • Если чувствуешь себя плохо – скажи об этом.
  • Не сравнивай себя с другими
  • Главное – понять, а если не понял – скажи об этом.
  • Не бойся просить о помощи.
  • Не обижай других
  • Соблюдай правила класса и школы
  • Старайся учиться

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЯТИКЛАССНИКОВ:

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе:

 – Очень много разных учителей.

 – Непривычное расписание (новый режим).

 – Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены

 – Новые дети в классе, новый классный руководитель.

– В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими.

 – Проблемы со старшеклассниками.

 – Возросший темп работы.

 – Другие нормы оценок.

 – Новые, непривычные требования к оформлению работ.

 – Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ:

  1. Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
  2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими детьми.
  3. Обязательно познакомьтесь с одноклассниками и предоставляйте им возможность общаться.
  4. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой поощрений и наказаний.
  5. Предоставляйте ребёнку самостоятельность при выполнении домашнего задания, помогите, если это необходимо, но не делайте домашнее задание за него.
  6. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную, стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни происходят изменения.
  8. Развивайте самоконтроль, самооценку, самодостаточность ребёнка.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ:

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.

Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА:

  1. относиться к детям соответственно их возрасту;
  2. способствовать формированию у старшеклассника потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей;
  3. оказывать поддержку при формировании у старшеклассника качественного изменения самосознания; системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа;
  4. способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии;
  5. не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно пере оценивание значимости внутренних психологических проблем, попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает»;
  6. сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.

 

Добавить комментарий