КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ “ЕСЛИ РОДИТЕЛЯМ ТЯЖЕЛО”. “ПРИОРИТЕТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ”

Свой выбор в пользу той или иной специальности старшеклассник делает под действием различных внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов. К первым относятся стереотипы, существующие в обществе, советы и наставления окружающих. Ко вторым можно отнести личные ожидания от профессии или от себя в роли профессионала (например, какая жизнь начнется, когда появится возможность руководить другими людьми).

Евгений Климов, психолог, психофизиолог, специалист в области психологии труда и профориентации, выделял 8 ключевых факторов, которые влияют на выбор профессии (их еще называют восемью углами выбора профессии или восьмиугольником Климова):

  1. способности человека, который делает непростой выбор (подтверждением того, что они есть, будут не только хорошие оценки в школе, но и достижения в самых разных сферах);
  2. склонности (то, чем человек увлечен, на что готов тратить свое свободное время, что приносит радость и удовольствие);
  3. собственные представления об этапах овладения профессией, планы на будущее;
  4. информированность об особенностях профессии, которая кажется привлекательной (важно принимать судьбоносное решение на основании максимально объективных, полных данных, соответствующих действительности, а не иллюзорных представлений и надежд);
  5. позиция родителей и старших членов семьи, тех, кто до определенного момента отвечает за то, как складывается жизнь их детей;
  6. мнения ровесников – приятелей, подруг (в 15-18 лет такие связи очень важны, и хорошо, если выбор будет одновременно соответствовать и собственным желаниям и интересам, и настроениям в обществе);
  7. уровень притязаний (насколько велико желание выбором своего пути добиться чьего-то одобрения, признания);
  8. позиция классного руководителя, мнения школьных учителей (опытный педагог может разглядеть в своем подопечном то, что остальные не заметят).

По разным оценкам, сегодня в мире существует от сорока до пятидесяти тысяч профессий. Даже на то чтобы только прочитать весь перечень специальностей и хотя бы поверхностно ознакомиться с их нюансами, потребуется немало времени и терпения. Что уж говорить о тщательном анализе, сравнении отдельных моментов, оценке соответствия своих возможностей и способностей с требованиями той или иной сферы деятельности. Как же тогда выбрать дело, которое будет приносить удовольствие и радовать доходами?

Исследования показывают, что старшеклассниками движут следующие мотивы:

  • престижность профессии;
  • высокая зарплата;
  • интерес;
  • комфортные условия труда;
  • доступность (профессией должно быть несложно овладеть);
  • соответствие желаниям старших (родителей, например);
  • возможность учиться и работать со своими друзьями;
  • возможность найти работу по специальности.

Для многих ребят самым значимым параметром является престижность профессии. Однако, в этом мире все очень быстро меняется. И то, что еще вчера казалось многообещающим, заслуживающим общественного признания, сегодня теряет свои позиции. Поэтому ориентироваться только лишь на престижность будет ошибкой. Как и стремление получить специальность, за которую хорошо платят. Платят не за наличие профессии и диплома, который это подтверждает, а за опыт, за компетентность, за отношение к работе, умение и желание выполнять на достойном уровне свои функциональные обязанности, за соответствие занимаемой должности (в том числе по состоянию здоровья).

Третьим по значимости при выборе своего пути для старшеклассников является интерес к профессии, к ее содержанию. Такая увлеченность делом может оказаться отличным стимулом для более глубокого погружения, для совершенствования, роста и развития, как по вертикали, так и по горизонтали.

Работать в комфортных условиях, иметь все необходимое – современное оборудование, материальные и технические возможности и т. п. – для выполнения своих обязанностей действительно важно. И это объективно заслуживает внимания.

В непростых экономических условиях доступность обучения действительно важна. Тем более что большой конкурс на место в учебном заведении или высокая плата за каждый семестр вовсе не являются гарантом качества получаемого образования. Многое зависит от уровня преподавания, мастерства и квалификации педагогов. А все это можно найти и в вузе, который ближе к дому, или в том, куда легче поступить. Но и делать доступность ключевым параметром тоже не стоит – чтобы не сводить к минимуму возможность выбора.

Довольно распространенным поводом для выбора той или иной профессии становится желание исполнить мечту родителей или послушное следование советам ближнего круга. Хорошо, если при этом не придется задвигать подальше собственные предпочтения или жертвовать своим будущим. Времени или возможности для того, чтобы исправить свои ошибки, может не оказаться.

Выбрать вуз и факультет, чтобы только учиться вместе со своими друзьями-приятелями, – такое тоже нередко случается. Веселая компания – дело хорошее, но все же лучше помнить о своих способностях, возможностях, интересах и увлечениях.

А вот мотивировать свой выбор высокими шансами трудоустройства после обучения – вполне взрослое, взвешенное решение. Конечно, за время обучения мир может кардинально измениться, но все же лучше быть в тренде, отслеживать запросы рынка труда и стараться им соответствовать.

Ответить себе на вопрос «кем быть?» – это больше, чем просто решить, чем хочешь заниматься. Выбор профессии – это выбор своего пути, вектора движения к цели, направления своих мыслей и устремлений. И если этот выбор сделан правильно, у человека появляется возможность получать удовольствие от того, что делает, от результатов своего труда, от пользы, которую он приносит. Он может постоянно развиваться, расти, совершенствоваться, делиться своими достижениями.

Каковы же слагаемые такого непростого правильного выбора профессии? Специалисты предлагают следующую формулу:

  • Первый компонент – «хочу».Он включает интересы и склонности человека, его требования к делу, которым он хочет заниматься. Под интересами подразумевается все, что хочет знать человек, какой предмет или какое явление он хотел бы более детально изучить, исследовать. К его склонностями относится то, что он хочет сделать. Интересы и склонности могут не совпадать и даже конфликтовать друг с другом. Например, можно интересоваться археологией, но крайне негативно относиться к исследовательским экспедициям и жизни в полевых условиях. В этом случае выбрать профессию будет проблематично.

Если человек не знает, чего он хочет, можно для начала ответить самому себе на вопросы: с кем или чем он хочет работать (например, с людьми, информацией или финансами) и какой вид деятельности предпочитает (например, исследовать что-либо, обучать кого-то чему-то или управлять людьми или процессами).

  • Второй компонент – «могу». Его составляют знания, умения, навыки, способности и возможности (в том числе физические возможности и состояние здоровья). Все эти качества и свойства определяют, насколько человек подходит для выбранной специальности, насколько он профпригоден. От этого индивидуального багажа будет зависеть, насколько человек обучаем, легко ли овладевает новыми видами деятельности, есть ли у него творческий потенциал и т. д. Вообще, знать свои сильные и слабые стороны полезно – это облегчает выбор.
  • Третий компонент – «надо».Если первые два пункта относились к конкретному человеку, то третий пункт – это требования, которые предъявляет внешняя среда, а именно – рынок труда. Это те профессии, которые в данный момент наиболее востребованы, а значит, их обладатели с легкостью смогут найти достойное место работы. Можно самостоятельно промониторить различные источники, ознакомиться с тем, что думают об актуальных направлениях эксперты, а затем проанализировать полученную информацию и сделать взвешенный выбор.

Если удается гармонично совместить все три компонента, выбранная профессия будет оптимально подходящей. В таком случае имеющимся знаниям и навыкам найдется достойное применение, а стремления, желания будут соответствовать настроениям рынка.

Добавить комментарий