Свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности. Досуговая деятельность – это сфера самовоспитания и самоопределения. Подросток в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности. Развитие навыков и способностей, умственная и физическая активность в свободное время – все это формирует определенные социальные качества и потому влияет на творческий потенциал и нравственную основу не только личности, но и общества. В последнее десятилетие социологи и педагоги обращают внимание на проблему неразвитости досуга подростков. Действительно ли подросток выбирает определенный вид досуга, или выбор уже сделан до него? Может быть, он, в сущности, не выбирает, а использует то, что есть? А если выбор сделан, то в пользу свободы для чего-то или от чего-то? Становится ли время досуга пространством самореализации и самосовершенствования, или это время свободы от родительского контроля и надзора учителей?
Человек формируется как личность в разных видах общественной деятельности. Личность подростка находится в процессе социализации, под влиянием различных факторов, это, прежде всего, – особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка; неформальное окружение, компания; школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых семьёй и школой и т.п. Важным элементом развития личности является ее направленность, т.е. его потребности, интересы, взгляды. Направленность личности отражается в выборе определенного вида деятельности в качестве отдыха. А от того, направлена ли досуговая деятельность подростка на духовное или физическое развитие или в ней преобладает разрушающий и пассивный отдых, зависит развитие личности.
Одна из радостей подросткового возраста в том, что вы находите общие интересы с вашим ребенком-подростком. Проводить свободное время вместе это отличный способ узнать своего ребенка лучше и быть в курсе переживаемых ситуаций в его жизни.
Проводить время наедине с одним или двумя родителями одновременно будет счастьем для вашего ребенка, особенно если у вас большая семья. Совместный просмотр фильмов или даже быстрый обед или напиток после какого-либо совместного мероприятия может запомниться особенным образом. Также можно пойти вместе на концерт, или сделать перестановку в комнате вашего ребенка. Все зависит от того, что вам обоим будет интересно.
Конечно, не все сразу удастся реализовать. Возможно, придется сначала обсудить ваши предложения с вашим ребенком, а потом уже начать планировать постепенное совместное времяпровождение. Прежде чем выбрать что-то вам обоим подходящее, возможно, придется попробовать много разных вариантов.
Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные преставления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый – друг, руководитель. Его задача – помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых. Наличие взрослого друга – важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества может быть самым различным. Подросток может быть помощником родителей в домашних делах. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании, лепке – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком. Надо подчеркнуть, что именно совместная деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, рождает эмоциональную и духовную близость.
В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливому отношению к людям. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право – право на уважение.
Интересы детей являются основой для создания различного рода неформальных объединений. Заявили о себе скауты, детские религиозные, общественные, экологические, спортивные, патриотические, журналистские ассоциации. В то же время наблюдается рост спонтанно возникающих объединений агрессивно-разрушительной направленности, так как контакты с друзьями далеко не всегда основаны на духовной близости и общих интересах. Многие ощущают себя одинокими. Стремление найти друга, подругу может выступить одним из сильных мотивов вовлечения подростков в неформальное объединение, в том числе и негативно направленное. Ощущение одиночества, оторванности от сверстников нередко приводит к депрессиям. Важно отметить, что дворовые лидеры используют для объединения ребят весьма привлекательные для подростков формы досуга (прослушивание записей популярной музыки, просмотр видеофильмов, занятия культуризмом, восточными единоборствами и т.п.). Все же ведущая роль в объединении подростков во дворах и микрорайонах остается за силовым давлением. Далеко не всем родителям из тех, которые владеют информацией, нравится влияние, оказываемое на их детей друзьями. Однако уберечь своих детей от вредного воздействия они не умеют. Большинство из них пытаются отвлечь ребенка от «опасных» детей, проводят с ним беседы на общие темы воспитания, часть родителей пытаются «раскрыть глаза» своему ребенку на его друзей и предпринимают попытки заполнить его досуг интересными занятиями (ходят в кино, театры, на концерты, выставки). Наконец, некоторые родители не выпускают детей из дома, категорически запрещают им дружить с теми, кто не нравится, пытаются повлиять на нежелательного друга через его родителей, загружают детей выполнением обязанностей по дому.
Решая одновременно со школой проблемы общего среднего и специального образования, внешкольные учреждения стремятся к формированию личности, предоставляя возможность для интенсивной творческой деятельности, требующей и общих, и специальных знаний, навыков общения в процессе творчества. Внешкольное образование формирует у ребенка ощущение ценности собственной личности. Здесь он может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые соответствуют его индивидуальным особенностям. О каких внешкольных учреждениях мечтают? Для них очень важно, чтобы это было место, куда можно было бы прийти, когда захочется, посидеть с друзьями, пообщаться со сверстниками в рамках общих интересов. Дети мечтают, чтобы взрослые говорили с ними как с равными, признавали их право иметь собственное мнение и отстаивать его. Более того, они хотят найти полезное людям дело, приобрести практические навыки и заработать деньги, которые можно было бы потратить на себя.
Современное общество взрослых обязано предоставлять каждому ребенку право иметь свободное время и осуществлять свободный выбор собственного развития. Роль родителей в формировании умения у подростков разумно наполнять досуг разнообразной содержательной деятельностью очевидна.