КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ “ЕСЛИ РОДИТЕЛЯМ ТЯЖЕЛО”. “УСПЕВАЕМОСТЬ В ШКОЛЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ”

Многие хотят добиться хорошей успеваемости в школе. Успеваемость в школе связана с хорошим поведением и, конечно же, с хорошими оценками по всем предметам. Для того, чтобы ее добиться, нужно лишь хорошо учиться. Учеба – это то, что позволяет добиться хороших результатов по окончании школы. Но далеко не все ученики могут добиться успеваемости в школе. С чем это связано? Как раз с тем, что слишком много факторов, которые прямо влияют на успеваемость. Среди наиболее часто встречаемых выделяют следующие:

  • родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;
  • в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры;
  • в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;
  • учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка;
  • в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.

Также многие ученые ведущими причинами неуспеваемости считают следующие:

  • пониженная обучаемость школьника;
  • недостатки в развитии познавательных процессов;
  • педагогическая запущенность;
  • интеллектуальная пассивность;
  • индивидуально – типологические особенности;
  • отсутствие адекватной мотивации учения.

Любопытны причины неуспеваемости, которые выделяет сам подросток. Основная причина – отсутствие каких-либо способностей («плохая память», «слабое внимание», «неумение думать» и т.д.). Причем если младшие подростки отмечают, что им «не хватает знаний», что они «не могут учиться»; то старшие подростки жалуются на «лень», «безволие», говорят о своем стремлении улучшить память, внимание, мыслительные возможности.

Интеллектуальная пассивность, или, иначе, «умственная лень», отрицательно сказывается на успеваемости, что связано с особенностями учебной деятельности, которая, прежде всего, является познавательным процессом. Причины интеллектуальной пассивности различны и, очевидно, связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатком обучения и воспитания. Интеллектуальная пассивность оказывается мощным фактором, накладывающим отрицательный отпечаток на активно формирующуюся мотивационно – потребностную сферу личности подростка. В дальнейшем интеллектуальная пассивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, определяет возможности человека в решении различных задач, требующих умственного напряжения и работоспособности.

Но причины плохого усвоения знаний не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой памяти, недостаткам в развитии интеллектуальной сферы. В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные, генотипические особенности учащихся. В учебной деятельности присутствует много заданий, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с проявлением силы нервной системы. Временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.

 

Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п. Причем учителя и родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей, связанных с карьерой и материальным благополучием. Часто для родителей и учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так значимо, что стоит за этими отметками — глубокие знания или фрагментарно, необдуманно выученный материал.

Таким образом, можно говорить о том, что в разные периоды обучения в школе существуют разные причины низкой успеваемости и усвоения знаний.

 

В 5-9 классах ведущими причинами являются:

  • индивидуально-типологические особенности;
  • смена ведущей деятельности;
  • в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;
  • эмоциональная депривация;
  • несформированность межличностных отношений между детьми в классе;
  • социально-педагогическая запущенность;
  • проблемы подросткового возраста;
  • неадекватная самооценка;
  • отсутствие адекватной мотивации учения;

 

Рекомендации по повышению школьной успеваемости обучающихся 5-9 классов:

-помнить, что ведущая роль отводится общению

-важным стимулом к учению является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания

-можно опираться на поисковую активность в интересах и увлечениях. Понаблюдать, заметить, чем же ребенок интересуется, к чему склоняется – компьютеру, футболу, каратэ, бабочкам и т.п. попытаться связать его интерес с одним из школьных предметов.

-необходимо знать индивидуально-типологические особенности каждого ребенка. Процесс обучения строить с учетом этих особенностей

-знание основ закономерностей психического развития личности в этом возрасте

-повышение самооценки и укрепление самоуважения учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости

-разъяснять родителям важность и необходимость труда, приложения усилий для достижения цели

-разъяснять родителям важность общения с ребенком для повышения учебной мотивации, помогать ребенку строить жизненные планы

-создавать у ребят ситуации успеха

И разговор  хочется закончить словами известного американского педиатра Б.Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете и целей, которые перед ним ставите».

 

Памятка для родителей

Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

  1. Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
  2. Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
  3. Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
  4. Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
  5. Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
  6. Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
  7. Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

 

Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

 

 

Добавить комментарий