Наши дети – наше отражение. Они учатся на нашем примере и буквально копируют поведение родителей, повторяя и хорошее и плохое. Семья является одним из главных звеньев в воспитании детей. Для ребенка родители – это все!
А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям… »
Чем же можно объяснить воспитательную силу примера? Почему наши дети так живо воспринимают примеры поведения?
Подражательность – это психологическая особенность детей дошкольного и младшего школьного возраста. А дети склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением мы, родители, должны показывать детям положительные примеры для подражания.
Личный пример родителей имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, уровень самооценки, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.
В чем выражается личный пример родителей?
- Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику.
- Высказывание личного отношения к окружающим событиям. Если родители увидели что-то, что противоречит нормам поведения, то они должны конкретно и точно сказать почему это плохо. И никаких многозначительных слов. Выразить свое отношение необходимо искренне.
- Соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование.
- Если перед ребенком будет выбор – поступить так, как говорят родители или так, как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду. В самом худшем варианте уговариваете сказать кому-то (например, папе) не то, что было в действительности. Вы толкаете ребенка к тому, чтобы он соврал.
Дети полностью отражают поступки взрослых!
- Чтобы окружающие изменили отношение к тебе, необходимо изменить свои личные эмоции. Также дело обстоит и в семье. Дети познают окружающий мир через семью. Если родители всегда находятся в хорошем настроении, не унывают, уверены в себе, то и ребенок будет воспринимать мир положительно, сами будут хорошо относиться к людям. Если родители часто находятся в плохом настроении, тревожны, не уверенны в себе, то и ребенок будет отрицательно воспринимать окружающий мир, будет ожидать от окружающих людей неприятности.
- Очень важно родителям следить за своей мимикой, чувствами, состоянием. Если родители тревожны, всего боятся, то и дети будут переживать такие чувства. В таких ситуациях необходимо начинать с себя. Успокойтесь, перестаньте тревожиться по любому поводу, контролируйте свои интонации, голос, мимику.
- Чтобы ребенок почувствовал любовь родителей, говорите с ним ласково, направляйте на него доброжелательный взгляд. Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу, обращайте внимание на цвета, окружающие звуки. Разговаривайте с членами семьи мягким голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок.
Существует мудрая пословица: «Все, что ищешь – ищи в себе». Поэтому если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения в поведении, проанализируйте свои поступки, увлечения, личностные особенности. При воспитании ребенка начните с себя.