Родители часто жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Иногда за этими проблемами можно обнаружить нарушение психологических норм взаимодействия с компьютером, в частности, нарушение временного режима пребывания за компьютером.
Родители могут получить информацию на проверку степени компьютерной зависимости, используя простейший тест: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. Для ориентировки в степени “застревания” ребенка в компьютере необходимо пройти уровни обращения:
1-й уровень – просьба формулируется просто, например: “Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло”.
Способы реагирования:
А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.
Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция.
В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2 – 3-й степени.
2-й уровень (в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В) – необходимо через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: “Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне”. Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.
Основные причины возникновения компьютерной зависимости
* Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, “тормозить”, он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.
* Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.
* Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять ее. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
* Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит, слушать и, самое главное, – слышать советы и рекомендации. Такая “глухота” начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребенка – непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.
Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?
1.Познакомьте ребенка с временными нормами.
Ребенку до семи лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же особо продвинутым родителям очень хочется приобщить к нему своего малыша, то, по крайней мере, не разрешайте ребенку сидеть за компьютером больше 20 минут в день и чаще, чем один раз в два дня.
Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день, но не ежедневно!
12 – 14 – летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
От 14 до 17 лет – максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.
Взрослым нежелательно работать за компьютером больше 5 часов. Не забывайте про 10-минутные перерывы в течение каждого часа.
Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер он не садится вовсе.
- Контролируйте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы).
- Приобщайте к домашним обязанностям.
- Культивируйте семейное чтение.
- Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
- Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребенка в дом.
- Знайте, где ребенок проводит свободное время.
- Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.
- Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.
- Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
- Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Установите запрет на вхождение определенной информации.
- Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
- Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).
15. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.