Важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 9 классе, становится выбор дальнейшего изучения учебных предметов на повышенном уровне, т.е. по сути – профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит и успешность обучения в старших классах, подготовка учащихся к следующей ступени образования, и, в целом, к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Учащиеся 9 класса должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.
В процессе изучения различных учебных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка, вполне естественно, что он успевает лучше по тем учебным предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает личность преподавателя. Но этого недостаточно для того, чтобы сделать правильный профессиональный выбор. В любом случае требуется дополнительное изучение учащимся своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения выбора профессии.
Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор. Школа не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.
Рекомендации родителям:
- Профессиональный выбор – это выбор ребенка, а не выбор родителей.
Изучать то, к чему лежит сердце, это означает – интерес, желание, и удовольствие от успеха, которые будет ощущать ваш ребенок. Не мама будет сидеть на уроках истории (потому что надо), не папа будет зубрить математику (потому что куда же без математики в нашей жизни), а ученик и только ученик.
- Вместе с тем родительская поддержка и родительское напутствие очень нужны вашему ребенку.
- Для начала родителям нужно максимально адекватно оценить возможности и способности своего сына или дочери. Это сложно. Поэтому необходимо пообщаться с учителями, которые преподают у ребенка, по трем-четырем избранным дисциплинам, например, математика, химия, литература или история.
Стоит внять мнению учителей. Они видят ребенка в учебной обстановке. Опять же, опыт в подготовке учеников дает педагогу возможность распознать потенциал каждого учащегося.
Учитывая вышесказанное, для профильного изучения стоит выбрать те предметы, которые интересны самому ученику, и тем самым дать ему возможность реализовать свои способности и реальный шанс получить максимально высокие оценки.