МИЛы: Новое измерение профориентации

В недавнем прошлом, когда технологии менялись относительно медленно, а будущая работа предоставлялась по распределению, ключевую роль играли Знания, Умения и Навыки. Но современность выглядит иначе. Технологии развиваются стремительно, и те навыки, которые были крайне важны в прошлом году, могут стать невостребованными уже завтра. Нестабилен и рынок труда: востребованность профессий или требования к специалистам меняются очень быстро. На эти изменения становится новая концепция оценки и прогнозирования успешности будущих специалистов. Расширилось поле профессиональной ориентации, добавив новое измерение, МИЛ, состоящее из следующих элементов:

mili

Мотивация (система мотивов), то есть совокупность процессов, побуждающих человека к действию.
Интеллект (структура познавательных процессов), то есть совокупность различных умственных способностей человека, его потенциал к адаптации, развитию и изучению новой информации.
Личность (личностные особенности), то есть совокупность личностных черт, качеств, индивидуальных особенностей характера и темперамента.
Преимущества такого подхода очевидны. Мотивация уже давно признана руководителями и специалистами по управлению персонала как одна из ключевых особенностей сотрудников. Кого-то мотивируют высокие цели и понимание общей структуры компании, кого-то – максимально комфортные условия работы; для кого-то ключевую роль играет размер оплаты, а для других – удовлетворение от процесса. Эти – и многие другие – особенности мотивации позволяют качественно изменить представления о возможностях того или иного человека. У детей, однако же, подобные элементы трудовой мотивации ещё не вполне сформированы. В случае оценки мотивации несовершеннолетних речь скорее идёт об интересах: о тех видах деятельности, которые, скорее всего, придутся им больше по душе. Кому-то может быть комфортнее иметь дело с текстовой информацией, кому-то – с людьми; одним интересна атмосфера постоянных перемен и риска, а другие испытывают склонность к спокойной аналитической работе. К слову, знание специфики мотивации помогает улучшить успеваемость школьников.

Важность оценки Интеллекта также трудно переоценить. Интеллект определяет не уже имеющийся набор знаний, он определяет потенциал к обучению, к выполнению тех или иных видов деятельности. К примеру, люди с хорошим пространственным мышлением имеют серьёзные преимущества в профессии архитектора, а обладающие сильной вербальной логикой – в профессиях из сферы юриспруденции.  Школа, к сожалению, почти не даёт возможностей для оценки интеллекта. Мешает как чрезмерная опора школьной программы на память – в противовес нестандартному мышлению – так и, к примеру, уровень педагогического мастерства того или иного учителя. Нередко успехи в том или ином предмете определяются скорее личностью учителя, его умением мотивировать ученика.

Наконец, не стоит забывать о Личности. Сразу же стоит сделать оговорку: в различных психологических теориях термин «личность» имеет очень разную трактовку. В концепции МИЛ Личность как широкое понятие, объединяющее все черты, обеспечивающие индивидуальность каждого из нас. Мы предлагаем рассматривать Личность как совокупность индивидуальных черт и характера. Подобные личностные черты имеют огромное значение при проведении профориентационной работы. Одному будет комфортнее усваивать информацию в одиночестве, другому – в процессе общения. Если переносить это различие на условия дополнительного обучения, то первому будет комфортнее работать с репетитором или самостоятельно, а второму – на подготовительных курсах. Кто-то склонен в любой ситуации избегать конфликта и искать компромисс, а для других на первом месте стоит желание отстоять свои интересы. Сочетание наших личностных черт уникально, как отпечаток пальца, но всё же может быть оценено и соотнесено с условиями обучения и работы.

В определённой степени применение концепции ЗУН полезно и при профессиональном отборе. В самом деле, многие профессии требуют особых навыков и знаний; на их изучение могут уйти годы. К примеру, выполнение работы инженера-проектировщика невозможно без знания «сопромата» (предмет «Сопротивление материалов») и навыков в области начертательной геометрии, для изучения и освоения которых нужно потратить много времени. Любой врач обязан иметь крайне обширные познания в сферах анатомии и физиологии человека. Но, сегодня, ЗУНы практически никогда не могут считаться полностью достаточными для профотбора. В общем и целом наблюдается такая закономерность: чем специфичнее должностные обязанности, чем больше специальных знаний и навыков они требуют – тем больший вес имеет оценка ЗУН. В то же время, чем больше обязанности связаны с умением сочетать в работе знания и навыки из различных сфер (например, деятельность в сфере услуг, продажах, в управлении и т.д.) – тем важнее МИЛы.

 МИЛ позволяет оценить потенциал и спрогнозировать развитие этих компетенций. Метафорически выражаясь, МИЛ – это почва, а компетенции – это урожай. Чем большее поле мы обрабатываем, чем лучше земля, тем больше урожая может вырасти; но урожай зависит не только от почвы. Как ливни или засуха могут погубить всходы, так и неблагоприятные обстоятельства могут загубить талант и не дать раскрыться потенциалу. Как кропотливое и умелое земледелие позволяет получить урожай даже в неподходящем климате, так и хорошее воспитание и образование помогают людям, чей потенциал в той или иной сфере ограничен.

МИЛы – это фундамент для изменений и развития. Знание собственных МИЛов позволяет нам адаптироваться в различных ситуациях и выбирать наиболее подходящие и перспективные направления учёбы и работы. В условиях постоянно меняющегося мира именно это знание может стать маяком, позволяющим всегда оставаться на плаву.

Добавить комментарий