ПАМЯТКА
«Как подготовить к олимпиадам одаренных детей?»
Условия подготовки к олимпиадам:
- Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.
- Подготовка к олимпиаде должна вестись систематически через организацию индивидуальной работы на уроке и через внеурочные занятия.
- Работа по подготовке к олимпиаде будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности
Принципы при подготовке к олимпиаде:
- 1. Максимальная самостоятельность
- Активность знаний
- 3. Принцип опережающего уровня сложности
- Анализ результатов прошедших олимпиад
5.Индивидуальный подход
Формы и методы работы на уроке по подготовке учащихся к олимпиадам
Ø Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока;
Ø Разнообразные виды самостоятельных работ;
Ø Сообщения, рефераты, презентации;
Ø Работа с тестами;
Ø Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке;
Ø Творческие и олимпиадные домашние задания;
Ø Применение методов: частично-поисковый: привлечение к поисковой деятельности, исследовательский метод, проблемный, метод проектов;
Ø Проведение уроков в нетрадиционной форме.
Стратегия обучения решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности строится на следующих принципах: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.
СОВЕТЫ
опытных педагогов по подготовке учащихся к успешному участию в олимпиадах:
Совет 1. Начните с того, что определитесь, кто из учащихся проявляет интерес именно к вашему предмету, возможно, связывает с областью знаний, которую вы преподаете выбор будущей профессии. Это станет дополнительным стимулом для ребенка при подготовке е олимпиаде, позволит ему решать сразу несколько задач: подготовиться к олимпиаде, расширить свои знания в предмете, уточнить свой будущий выбор. Помните, что участие в олимпиадах для учащегося – дело добровольное! Если учитель работает в классе давно, то таких учеников он знает, так как на его уроке они проявляют свои способности. Труднее, если учитель берет новый класс или, такой опыт есть во многих школах, учитель работает с группой детей, в том числе из классов, в которых сам не преподает. Тогда педагог может: провести беседу с учителями предметниками смежных дисциплин на предмет выявления учащихся с особыми образовательными способностями, обратиться к мониторингу выявления одаренности, который ведется в каждой школе.
Совет 2. Проведите беседу с самим учеником, чтобы прояснить такие вопросы как: готов ли он начать подготовку к участию в олимпиадах, имеет ли он свободное время для дополнительных занятий? Это должен быть выбор ребенка! Не настаивайте на его участие в олимпиаде, если он не проявляет к этому интереса, поймите его, ваш предмет – это не единственная сфера его интересов. К сожалению, некоторые педагоги этому совету не следуют: «если хочешь иметь отлично по моему предмету, то ты должен участвовать в олимпиаде», такие «угрозы» иногда можно услышать от некоторых педагогов. Хорошо, если в разговоре педагога и ученика примут участие и родители ребенка, ведь их поддержка, а где-то и помощь очень необходимо в данном случае (потребуется распечатывать материалы, приобрести литературу, необходим доступ к сети Интернет и пр.). Иногда в процессе такой беседы выясняется, что у ребенка есть проблемы со здоровьем и серьезные дополнительные учебные нагрузка при подготовке его к олимпиадам скажутся на здоровье ребенка не лучшим образом.
Совет 3. Если у ученика нет опыта участия в предметных олимпиадах, то начинать подготовку к ним надо как можно раньше, за несколько месяцев. Ребенок должен идти на олимпиаду подготовленным, он должен знать, что его ждет, какие типы заданий будут включены в олимпиадные материалы. Он должен быть знаком с правилами проведения олимпиады. Это позволит ученикам избежать ненужных стрессов, равномерно распределить время для подготовки. К сожалению, нередки случаи, что ученик узнает о своем участии, например, чуть ли не накануне ее проведения.
Совет 4. Больше времени уделяйте логическим рассуждениям при выполнении заданий. Для успеха нужно выполнять нестандартные задания. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий.
Совет 5. Основной трудностью участников является неумение пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения. Учить их очень внимательно знакомиться с условием задания, анализировать условия нестандартных заданий.
Совет 6. Разработайте и подготовьте дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы, а у учителя получать консультации. электронные образовательные ресурсы, для подготовки к олимпиадам
Совет 7. Спланируйте работу свою и ученика при подготовке к олимпиадам, определите время групповых и индивидуальных занятий, консультаций. Определите последовательность изучения тем, выполнение заданий, так как ребенок при подготовке к успешному участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников, плюс изучить ряд тем, не входящих в программу общеобразовательных учреждений.
Совет 8. Используйте при подготовке олимпиаде школьников возможности дистанционных олимпиад по предметам. Это позволит нашим ученикам проверить свои силы и поверить в свои силы, увидеть слабые и сильные стороны при подготовке к основной олимпиаде, расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации, ЭОР.
Совет 9. Хвалите своих учащихся, участников олимпиадного движения, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем. Проанализируйте вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу (через анализ заданий), разберите допущенные ошибки, спланируйте дальнейшую работу по подготовке к олимпиадам. Постарайтесь убедить ученика, что его труд по подготовке к олимпиаде не пропадет зря, покажите ему, где он может использовать свои знания.
Совет 10. Занимайтесь самообразованием, сами расширяйте свои знания в различных областях знаний, ведь науки не стоит на месте. Многие олимпиадные задания сложны даже для учителей. Чтобы вырастить достойного участника олимпиадного движения учитель должен сам обладать глубокими знаниями своего предмета, кстати, знания в области педагогики и возрастной психологии будут так же востребованы.
Совет 11. Большую значимость имеет работа с учащимися после олимпиады, которая должна включать:
– аналитический компонент – обязательно проанализируйте успехи и трудности, определите условия, позволившие победить и причины трудностей, выработать рекомендации учащимся, родителям и педагогам по использованию полученного опыта участия в олимпиадах;
– реабилитационный компонент – необходима индивидуальная работа с теми, кто не стал победителем и сильно переживает за это.