Педсовет «Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества образования школьников»

26 декабря 2013 года в гимнгащзии прошло очередное заседание педагогического совета по теме «Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения образования шкрольников». Его проведению предшествовала большая подготовитеьная работа. Были проведены микроисследования среди педагогов и учащихся, день ДРК по проблеме «Эффеективность и качество учебных занятий в системе личностно-ориентированного обучения», методическая неделя «Личностно-ориентированный урок и повышение каченства образования школьников», тематические заседания предметных кафедр и методических объединений, выпущена методическая газета «Методические основы личностно0ориентированного урока». Педсовет проводился под эпиграфом «Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность»,
в форме педагогической мастерской. Цель педсовета данного педсовета: проведение системного анализа педагогической деятельности по повышению качества образовательного процесса на основе личностно-ориентированного обучения.

Педагоги работали по группам, возглавляли которые руководители кафедр и МО. Также работал пресс-центр, который  фиксировал удачные  высказывания, интересные мысли и т.д.

Рабочие группы педагогов активно включились в обсуждение проблемных вопросов, в игру «Ассоциация», дебаты «Личностно-ориентированное обучение: за и против», в обсуждение видеофрагментов открытых уроков, проведенных в рамках методической недели. Большой интерес у педагогов вызвало обсуждение результатов дня ДРК по проблеме «Эффективность и качество учебных занятий в системе ЛОО», результатов микроисследования «Мониторинг теоретических представлений педагогов в области личностно-ориентированной педагогики»,  анкетирования учащихся «Уровень диалогичности взаимоотношений учителей и учащихся».

В интересной форме проводилась рефлексия,  в виде «Весов педсовета». По итогам обсуждения и работы «Весы педсовета» склонились в сторону личностно-ориентированного обучения.

Итогом работы педагогического совета  стала выработка рекомендаций по эффективному применению в педагогической практике личностно-ориентированных технологий обучения (рекомендации по разработке плана урока, по анализу урока, по внедрению ЛЛО в образовательный процесс, по проведению урока).

  

  

[wpspoiler name=”1. План  подготовки” ]

Рассмотрено на заседании

методического совета

ГУО «Гимназия г.Пружаны»

протокол №1 от 9.09.2013 года

План  подготовки и проведения педагогического совета

«Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества образования школьников»

Содержание работы Сроки Ответственные
Создание рабочей группы по подготовке и проведению педсовета и организация ее работы сентябрь Омельянчук Л.И.
Изучение  научно-методической литературы по организации личностно-ориентированного обучения сентябрь-октябрь Членырабочей группы
Разработка плана проведения дня ДРК «Эффективность и качество учебных занятий в системе личностно-ориентированного обучения» октябрь Членырабочей группы
Подготовка диагностических материалов для проведения дня ДРК «Эффективность и качество учебных занятий в системе личностно-ориентированного обучения» октябрь Омельянчук Л.И.,Смирнова Н.В.,

СППС

Проведение микроисследования «Мониторинг теоретических представлений педколлектива в области личностно-ориентированной педагогики» ноябрь Омельянчук Л.И.
Обработка и анализ результатов микроисследования «Мониторинг теоретических представлений педколлектива в области личностно-ориентированной педагогики» декабрь Руководители кафедр и МОГарус И.А.
Подготовка и проведение методической недели «Личностно-ориентированный урок и повышение качества образования школьников» октябрь Омельянчук Л.И.,руководители кафедр и МО

 

Проведение заседания предметных кафедр и МО по проблеме «Повышение эффективности урока через личностно-ориентированный подход в обучении» октябрь Омельянчук Л.И.,руководители кафедр и МО

 

Разработка памяток для педагогов:- «Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью»

– «Развитие личности учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении»

ноябрь-декабрь Члены рабочей группы
Организация работы экспертных групп по выявлению проблем личностно-ориентированного обучения ноябрь-декабрь Члены рабочей группы
Подготовка к проведению деловой игры по формированию программы личностно-ориентированного мониторинга учащихся школы декабрь Члены рабочей группы
Выпуск методической газеты «Методические основы личностно-ориентированного урока» октябрь Омельянчук Л.И.,члены рабочей группы
Подготовка видеофрагментов уроков, проведенных с использованием личностно-ориентированных методик ноябрь Омельянчук Л.И.,руководители кафедр и МО

 

Подготовка мультимедийной презентации к педсовету декабрь Омельянчук Л.И.
Выработка и обсуждение проекта постановления педсовета декабрь Члены рабочей группы

 

План подготовила заместитель директора

по учебно-методической работе:                            Л.И. Омельянчук

[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”2. План проведения” ]

Тема педсовета

«Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества образования школьников»

Эпиграф

«Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная,
неповторимая индивидуальность».
 (И.С.Якиманская)
Форма проведения: педмастерская

Дата проведения: 26 декабря 2013 года

Цель педсовета:

проведение системного анализа педагогической деятельности по повышению качества образовательного процесса на основе личностно-ориентированного обучения

Задачи:

  1. Проанализировать особенности традиционных и личностно-ориентированных технологий обучения;
  2. Создать условия для повышения мотивации педколлектива к использованию личностно-ориентированных технологий в практической деятельности с  целью повышения качества образовательного процесса
  3. Содействовать выявлению и распространению позитивного опыта педагогов гимназии по использованию в образовательном процессе  личностно-ориентированных приемов и методов обучения;
  4. Разработать рекомендации по эффективному применению в педагогической практике личностно-ориентированных технологий обучения;

 

План проведения:

1. Вводная часть:

– вступительное слово директора;

– погружение в проблему (актуальность темы, эпиграф, цели, задачи педсовета);

-представление рабочих  групп, пресс-центра (фиксация удачных высказываний, интересных мыслей и т.д.);

2. Теоретическая часть:

– анализ результатов микроисследования «Мониторинг теоретических представлений педагогов в области личностно-ориентированной педагогики»

– педагогические условия,  необходимые при реализации личностно-ориентированного подхода в обучении;

– психологические условия,  необходимые при реализации личностно-ориентированного подхода в обучении;

– работа в группах «Сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной систем образования»;

– рефлексия  «Весы педсовета»

3.  Практическая часть:

– анализ результатов дня ДРК по проблеме «Эффективность и качество учебных занятий в системе ЛОО»;

– обмен мнениями «Мое впечатление об уроке»;

– методический мост (просмотр видеофрагментов уроков, проведенных в рамках методической недели);

– самоанализ уроков педагогами;

– обсуждение уроков в группах (каждая группа получает конверт с уроком и задание);

– выступление экспертов с результатами обсуждения;

– анализ результатов анкетирования «Уровень диалогичности взаимоотношений учителей и учащихся»;

– дебаты «Личностно-ориентированное обучение: за и против»;

– рефлексия «Весы педсовета»

4. Заключительная часть:

– выработка рекомендаций по эффективному применению в педагогической практике личностно-ориентированных технологий обучения (рекомендации по разработке плана урока, по анализу урока, по внедрению ЛЛО в образовательный процесс, по проведению урока);

– разработка и утверждение решений педсовета;

– рефлексия;

[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”3. Вводная часть” ]

Вводная часть

Выбор темы нашего сегодняшнего педсовета не случаен.  Вы знаете, что единая методическая тема гимназии   на 2013/2014 учебный год  –  «Повышение качества образования на основе личностно-ориентированного обучения через применение современных технологий».

В начале XXI века ЮНЕСКО сформулированы фундаментальные цели школьного образования в современном мире:

  • Ø научить получать знания  (учиться учиться);
  • Ø научить работать и зарабатывать (учиться для труда);
  • Ø научить жить (учиться для бытия);
  • Ø научить жить вместе (учиться для совместной деятельности).

Поставленные цели в полной мере отвечают принципам личностно-ориентированного образования.

ЛОО – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения (учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом) в максимальной степени ориентирована на их индивидуальные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.

Личностно-ориентированное образова­ние – это не набор приемов, а прежде всего своего рода философия, кото­рая кардинально отличается от при­вычной системы ценностей репродук­тивной образовательной парадигмы, поэтому реализация ЛОО сопряжена с большим количеством проблем. Сузим  глобальные проблемы до реальных проблем нашей гимназии, сформулируем их и совместными усилиями постараемся найти пути решения.

Наш педсовет пройдёт в форме педагогической мастерской. Педмастерская  – это объединение педагогов-единомышленников, имеющий разный уровень педагогического мастерства, но желающих работать по-новому, желающих познакомиться с опытом своих коллег, сознающих, что совместные действия более продуктивны.

Как гласит древняя китайская мудрость, –  «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,  дай попробовать, – и я научусь». Эти слова – девиз ЛОО.

Прежде чем мы начнем нашу сов­местную работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, поду­мав, ответил: “Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в гимназии, на каждом уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будут чувствовать себя личностью. Какие бы новации не вводились, участники образовательного процесса –  учитель и ученик – встречаются на уроке, как сотни  лет назад. Современный урок –  это  личностно-ориентированный урок, а это значит, что и совершенно новый урок, но  и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт» –  в переводе с английского – поддержка, укрепление.

«Комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

Для включения в работу мастерской, создания «коллективного мозга» нашего педсовета объединим наши мысли в  игре  «Ассоциации»: подберём ассоциации со словосочетанием «личностно-ориентированный урок». Все слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «комфорт». Принимаются любые ассоциации, какими бы «невероятными» они ни казались.

Представление рабочих групп, пресс-центра.

Уважаемые коллеги, для того, чтобы наша педмастерская работала слаженно и продуктивно, мы сегодня поработаем  в группах. И с вашего позволения я их сейчас представлю:

  • рабочая группа №1 – руководитель Книга Г.П.
  • рабочая группа №2 – руководитель Архутик Г.В.
  • рабочая группа №3 – руководитель Коробко В.Ф.
  • рабочая группа №4 – руководитель Кривальцевич Е.А.

Также у нас сегодня работает пресс-центр, в состав которого вошли Смирнова Н.В. и Гарус И.А., в функции пресс-центра входит фиксация удачных мыслей, интересных высказываний, идей и т. д.

(учителя высказывают свои варианты, пресс-центр фиксирует их в виде таблицы на экране)

Далее мы проведем рефлексию данного этапа педсовета. Примерные вопросы:

– Как возникла именно эта ассоциация?

– Что Вы пытались воспроизвести в памяти?

– Хотелось ли Вам поучаствовать в этом этапе педсовета?

– Легко ли было включиться в игру?

Спасибо, уважаемые коллеги! Ваша активность заслуживает похвалы и говорит о неравнодушии к затронутой проблеме, готовности работать на сегодняшнем педсовете единой командой.  И мы переходим к теоретической части нашего педсовета.

[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”4. Теоретическая часть” ]

Теоретическая часть

Данный этап педсовета включает в себя:

– анализ результатов микроисследования «Мониторинг теоретических представлений педагогов в области личностно-ориентированной педагогики»; (Омельянчук Л.И.)

– педагогические условия,  необходимые при реализации личностно-ориентированного подхода в обучении; (Омельянчук Л.И.)

– психологические условия,  необходимые при реализации личностно-ориентированного подхода в обучении; (Гарус И.А.)

– работа в группах «Сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной систем образования»;

– рефлексивный диалог;

Анализ результатов микроисследования «Мониторинг теоретических представлений педагогов в области личностно-ориентированной педагогики»

С целью выявления  уровня владения методологическими основами ЛОО и выявления отношения педагогов к ЛОО среди педагогов гимназии было проведено микроисследование по проблеме «Мониторинг теоретических представлений педагогов в области личностно-ориентированной педагогики». Педагогам были предложены 2 вида вопросов: с выбором готовых вариантов ответов и вопросы, на которые надо было дать свои варианты ответов. И сейчас мы обсудим его итоги.

В целом можно сделать вывод,   что педагоги гимназии  знают и понимают сущность ЛО подхода в образовании. В частности 88% респондентов  под ЛОО понимают признание самобытности и уникальности каждого ученика, 50% – постоянное обращение к субъектному опыту ребенка, 21% – гуманное, уважительное отношение к ученику, 13% – отказ учителя от деления учеников на «сильных» и «слабых».

По мнению наших педагогов наиболее значимые цели ЛО урока: создание условий для развития личности ученика, для проявления познавательной активности учеников – 83%,

содействие эффективному накоплению каждым ребенком  своего собственного опыта – 50%, выявление реальных интересов детей, помощь детям в самостоятельном планировании своей деятельности – 38%.

Педагоги гимназии считают, что наиболее приемлемы в системе ЛОО следующие формы, методы и приемы обучения: применение заданий, позволяющих ученику самому выбрать тип, вид и форму материала (88%), стимулирование учащихся к высказываниям, к различным способам выполнения (54%),  использование проблемных творческих заданий (50%), диалоговые формы, коммуникативные ситуации (42%).

Особенности контрольно-оценочной деятельности на ЛО уроке, по мнению педагогов гимназии, заключаются  в следующем: оценка деятельности ученика заключается не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения (83%), отметка выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, оригинальность, самостоятельность (53%), на уроке должны задаваться четкие критерии самоконтроля и самооценки (17%), не выставление ученику плохой отметки даже, если он этого заслуживает (17%). Один педагог считает, что контроль и оценку осуществляет преимущественно учитель.

На ЛО уроке, по мнению педагогов гимназии,  учитель должен систематически обучать детей осуществлять рефлексивные  действия (79%), обсуждать с детьми в конце урока то, что понравилось (не понравилось), почему (33%), обсуждать с детьми, что мы узнали нового на  уроке (21%).

На вопрос «Чем, по-вашему, отличается стиль взаимоотношений «учитель-ученик» на личностно-ориентированном уроке от традиционного урока?»   педагоги уже сами давали варианты ответов. И вот какая картина получилась:

– сотрудничество, партнерство, диалог с учащимися – 33%;

– главным является ученик, а не учитель – 13%;

– доверие, доброжелательность по отношению к детям – 13%;

– совместная деятельность – 13%;

– учитель не над учениками, а рядом с ними – 8%;

Педагогам был также предложен вопрос «Как вы понимаете сущность «диалогического характера обучения» при использовании ЛОО? Ответы были следующие:

– взаимодействие «Учитель-ученик» «ученик-ученик» – 25%;

– учитель не доминирует – 17%;

– постоянное общение педагога с учащимися, демократический стиль общения, помощь каждому ученику, учитель должен владеть технологией диалога  –  по 8%;

Педагоги на вопрос «Какие современные образовательные технологии, на ваш взгляд, используются в системе ЛОО?» ответили следующим образом:

– проблемное обучение – 42%;

– проектная технология – 21%;

– игровые технологии – 21%;

– технология французских педмастерских –  17%;

Были названы также такие технологии:  технология развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие, КСО, модульная технология, исследовательские методы, опережающее обучение.

Очень интересно было узнать мнения педагогов по поводу вопроса «Какие требования к личностным и профессиональным  качествам педагога предъявляет ЛОО?». Результаты таковы: на 1 месте находится знание психологии учащихся (29%), далее  – знание теории предмета на высоком уровне (21%), коммуникативность (13%), творческий подход к работе (13%), уважение к личности учащихся (13%). Были единичные ответы: креативность, педагогический такт, компетентность, организаторские способности.

Педагоги выделили следующие положительные стороны ЛОО: развитие успешной личности (38%), повышение мотивации (21%),  развитие индивидуальности каждого ребенка (21%), повышение познавательной активности (17%), развитие самостоятельности учащихся(13%).

Как отрицательные стороны ЛОО наши педагоги назвали: трудно реализовать в классах с большой наполняемостью (21%), большая нагрузка на педагога (много времени на подготовку) (17%). Были единичные ответы: отрывочные знания у учащихся, не всегда учащиеся могут работать самостоятельно, трудно учесть способности и особенности каждого ребенка. И, наверное,  как пожелание некоторые педагоги сделали такой вывод: ЛОО следует сочетать с традиционными технологиями.

Таким образом,  из всего вышеизложенного следует, что педагоги гимназии в основном знают сущность и принципы личностно-ориентированного подхода в образовании, видят его преимущества перед традиционным подходом, а также и недостатки. Все это является основой для успешного применения личностно-ориентированного подхода на практике, к практической составляющей ЛОО мы обратимся несколько попозже.

А сейчас еще раз обратимся к педагогическим условиям,  которые необходимы  для реализации на практике  личностно-ориентированного подхода в обучении.

Идея личностно-ориентированного образования очень актуальна сегодня. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем образования.  Школа с личностно-ориентированным направлением создает равные стартовые условия для каждого ребенка, независимо от уровня его актуального развития с момента поступления в школу. Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения,  разработаны  доктором психологических наук И.С. Якиманской – наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. Подсчитано, что учитель за свою жизнь проводит порядка 25 000 уроков, а ученик за 11 лет посещает их около 11,5 тысяч, поэтому, урок недооценивать нельзя. Современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. Но всё же далеко не всегда его можно считать личностно-ориентированным. Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным. Сущность последнего — не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное — признание самобытности и уникальности каждого ученика.

В системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется функция урока, форма организации. Личностно-ориентированный урок изменяет:

■   тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);

■   ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;

■   позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу;

■   характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Средствами ее достижения становятся:

  1. использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;
  2. использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;
  3. оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
  4. поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  5. создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

При подготовке и проведении  личностно-ориентированного урока следует обратить внимание на следующие аспекты:

  1. наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
  2. использование проблемных творческих задач;
  3. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
  4. создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;
  5. обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;
  6. стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  7. оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;
  8. отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
  9. при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Подготовка к уроку начинается с составления плана-конспекта. Конспект личностно- ориентированного урока обладает некоторыми особенностями. Он обязательно должен содержать рефлексивную часть, обязателен момент целеполагания, по-новому должна строится  контрольно-оценочная деятельность.

Большое внимание необходимо  уделить мотивация учебной деятельности. Именно мотивы определяют учение школьников, являются внутренним стимулом продвижения школьников в обучении. Поэтому является  необходимым  целенаправленно и ежеурочно формировать устойчивую положительную школьную  мотивацию школьников. Для создания  положительной мотивации учащихся к организации учебной деятельности целесообразно применять следующие приемы:

1.Постановка очередных задач и их выделение на каждом уроке по теме. В структуре урока обязательным является мотивирующий этап, во время которого учащиеся подводятся к теме урока и определяют, чему они хотят научиться на уроке и зачем им это надо.

2.Использование занимательных ситуаций на этапе мотивации.

3.Анализ проблемных ситуаций по теме урока. Решение творческих задач.

4.Решение системы творческих задач по теме урока, анализ системы проблемных ситуаций.

5. Использование исследовательских задач.

Необходимым и обязательным этапом ЛО урока является  формирование содержательной учебной рефлексии, пронизывающей все моменты, этапы урока. Она позволяет усваивать материал, пропуская его через себя.

Неотъемлемым звеном каждого личностно-ориентированного урока являются осо­бые действия контроля и тесно связанные с ними действия оценки, играющие важную роль в организации всей учебной деятельности.   Основная форма контроля в учебной деятельности  на ЛО уроке — это поопера­ционный контроль, т. е. контроль за правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполняемого учебно­го действия его ориентировочной основе («плану действия»).  Развитие контрольно-оценочных действий происходит намного быстрее и эф­фективнее при наличии взаимоконтроля и взаимооценки участников совместной работы, в том числе и самого учителя. Применение специальных средств контроля детей за действиями самого учителя (контроль «ученик — учитель»),  детско­го взаимоконтроля (контроль «ученик — ученик») позволяет обучить детей самоконтролю за процессом (операционный контроль) и результатами соб­ственной учебной деятельности (итоговый контроль).

Для реализации ЛО подхода в обучении не менее важную роль играют психологические условия. И сейчас мы на них остановимся.

Выступление педагога-психолога Гарус И.А. по теме «Психологические условия, необходимые для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении»

 Работа в группах «Сравнительный анализ  традиционного и личностно-ориентированного урока»

Большинство педагогов считают, что  в педагогической практике необходимо  сочетать традиционную систему и личностно-ориентированную систему образования. И сейчас  мы поработаем в группах, чтобы сопоставить эти две образовательные системы. У вас на столах лежат листы для анализа, в которых по  восьми параметрам указаны характерные особенности традиционной системы. Вам необходимо в группе обсудить, творчески поработать  и указать характерные особенности ЛОО. (работа в группах 2 минуты, подведение итогов, заполнение листов анализа на экране компьютера)

 

Сравнительный анализ традиционной и личностно-ориентированной систем образования

Вопросы для сравнения Традиционная  система Личностно-ориентированная система
Цель Передача знаний, умений и навыков Создание условий для реализации личности (развитие “самости”)
Содержание Государственные стандарты Государственный стандарт и личностный опыт педагога и ребенка
Формы работы Фронтальные или групповые Индивидуальные и групповые
Преобладающий метод Информационный, репродуктивный Частично-поисковый, поисковый, исследовательский  через самостоятельную деятельность
Кредо педагога “Я” над вами “Я” вместе с вами
Характерный стиль взаимодействия Монолог Диалог
Позиция ребенка Пассивная Активно-инициативная
Мотивация Внешне-эпизодическая Внутренняя и всегда постоянная

И еще, уважаемые коллеги, хотелось бы, чтобы вы высказали свою позицию по такому вопросу: «Без чего не может быть ЛО урок?», для этого вы можете пообщаться в группах и высказать свое мнение. (пресс-центр фиксирует высказывания на экран)

  • без учета индивидуальных особенностей учеников класса
  • без использования субъектного опыта учащихся
  • без самостоятельного целеполагания
  • без ситуаций выбора, на всех этапах, где это только возможно
  • без большого дидактического материала
  • без создания ситуации успеха
  • без рефлексии

(Каждая группа высказывает свои  версии, пресс-центр фиксирует на экране, затем сравнить с тем, что по этому поводу говорят ученые)

А сейчас нам хочется подвести итоги данной части педсовета в форме «Весов педсовета». У Вас на столах карточки красного и зеленого цвета для голосования. Если Ваша группа  на данном этапе педсовета больше  склоняется в сторону личностно-ориентированной системы обучения, то вы голосуете карточкой зеленого цвета, если же в сторону традиционной системы обучения, то вы голосуете карточкой красного цвета. Таким образом,   мы увидим в какую сторону склонились весы педсовета после данного этапа педсовета

[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”5. Практическая часть” ]

Практическая часть

А теперь попробуем повернуть вектор нашего педсовета от теории к практике. В ходе подготовки к педсовету проводился  день ДРК по проблеме «Эффективность и качество учебных занятий в системе личностно-ориентированного обучения», и сейчас мы проанализируем его итоги.

Анализ результатов проведения  дня ДРК по проблеме

«Эффективность и качество учебных занятий в системе личностно-ориентированного обучения»

6  декабря 2013 года в ГУО «Гимназия г.Пружаны» проводился день ДРК по проблеме «Эффективность и качество учебных занятий в системе личностно-ориентированного обучения».

Цель его проведения: оценить уровень качества и эффективности учебных занятий в системе личностно-ориентированного обучения. Задачи его проведения:

  1. установить является ли урок личностно-ориентированным;
  2.  определить соответствие форм и методов работы педагога требованиям личностно-ориентированного обучения;
  3. определить уровень взаимодействия педагога и учащегося в процессе учебного занятия;
  4.  выявить уровень диалогичности  взаимоотношений учителя и учащихся на учебных занятиях;
  5. определить сориентировано ли занятие на потребности учащихся;
  6. выработать рекомендации по коррекции образовательного процесса  на учебных занятиях в соответствии с целями личностно-ориентированного обучения.

Объектом исследования являлся урок как ведущая форма в работе педагога и учащегося в системе развития личности.  Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие взаимодействие педагога и учащегося в системе личностно-ориентированного обучения. В ходе проведения дня ДРК использовались следующие методы: посещение уроков, анкетирование учащихся и педагогов, наблюдение, собеседование с педагогами. В ходе проведения дня ДРК была выдвинута следующая гипотеза: если педагог понимает основы ЛОО,  знает и умеет создавать на уроке условия для личностного развития обучающихся, учитывает потребности и возможности учащихся строить свою работу в соответствии с ними, обеспечивает настрой на взаимодействие с учащимися, владеет арсеналом современных технологий обучения, то это приведет к переводу учащегося из объекта обучения в его субъект, к педагогическому сотрудничеству в достижении единой для них значимой цели – повышению качества и эффективности учебного занятия.

Членами рабочей группы было посещено 24 урока у 21 педагога. При посещении уроков обращалось внимание на характер взаимодействия педагога с учащимися и его соответствие требованиям ЛОО. Результаты наблюдений оформлялись в виде листов наблюдений, в которых параметры экспертами оценивались по трехбалльной шкале. Результаты показали, что в целом эффективность посещенных учебных занятий высокая: 19 уроков (79%) имеют высокую эффективность (коэффициент эффективности данных уроков выше 85%), 5 уроков (21%) имеют хорошую эффективность (коэффициент эффективности от 65% до 84%). В полной мере прослеживалась реализация на уроках следующих параметров:

– доброжелательная реакция учащихся на учителя;

– обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся на работу на уроке;

– соответствие учебного материала требованиям программы, цели, задачам и ведущим идеям урока;

– практическая направленность учебного материала;

– применение диалоговых и полилоговых форм общения на уроке;

– создание на уроке ситуации успеха для каждого учащегося, проявление педагогом толерантности и доверия в учебном процессе;

– соответствие технологических приемов и методов содержанию изучаемого материала;

 

Вместе с тем  по ряду отслеживаемых параметров выявлены проблемы. А именно имеют место оценки «1 балл», это значит, что данный параметр вовсе не реализован на уроке, или  «2 балла» 0 частично реализован.

Это такие параметры:

Параметр 1 балл 2 балла
дифференцированный характер домашнего задания, право выбора учащимися домашнего задания 18% 50%
проведение на уроке рефлексивной деятельности 13% 36%
возможность выбора учащимися индивидуального задания, формы и способа его выполнения 17% 42%
оценка ответа учащегося не только за его правильность, но и за его оригинальность, за рациональный способ выполнения задания 18% 49%
точное и доходчивое разъяснение целей урока 21%
направленность деятельности педагога на  развитие индивидуальных способностей учащихся 17%
установление учителем взаимосвязи учебного материала с субъектным опытом ребенка 21%
обнаружение и установление межпредметных связей на уроке 29%
использование педагогических приемов для актуализации   и обогащения субъектного опыта учащихся 25%
создание на уроке условий для проявления самостоятельности 25%
содействие развитию Я-концепции личности учащегося через организацию контрольно-оценочной деятельности на уроке 42%

Было проведено также анкетирование и педагогов, у которых посещались уроки. По его результатам можно сделать выводы:

– все педагоги считают, что учащиеся их встретили доброжелательно,

– что они относятся к учащимся с уважением,

– что педагоги стремились довести до учащихся цели их учебной деятельности,

– 13% учителей считают, что учащиеся не вполне позитивно настроены на их урок,

– 54% педагогов отметили, что либо не привлекали, либо частично привлекали учащихся к формулировке целей занятия,

– 25% учителей не в полной мере создают условия для реализации самостоятельных навыков учащихся,

-13% педагогов отметили, что не в полной мере учитывают реальные учебные возможности учащихся, их образовательные потребности, не всегда включают  в урок задания творческого характера,

– 42% учителей не провели на уроке рефлексию с целью выявления затруднений у учащихся и их причин.

Проведенное анкетирование учащихся тех классов, в которых посещались уроки, (было опрошено 228 учащихся) позволяет сделать следующие выводы:

– доброжелательно встречают учителя на уроке – 80% учащихся;

– охотно работают на уроке – 76 % учащихся;

– участвуют в выработке целей – 64% учащихся;

– умеют оценивать свою работу и работу своих одноклассников  – 53%;

– учащиеся считают, что учителя учат их составлять конспекты  –  76%, составлять таблицы – 71%, работать с дополнительной литературой – 82%;

– учащиеся считают, что уважительно относятся к ним учителя  – 79%;

– понимают объяснение учителя – 84%;

– понимают содержание изучаемого материала – 86%;

– знания, полученные на уроке, удовлетворяют учащихся – 89%;

Таким образом, сопоставив итоги диагностики эффективности и качества учебных занятий, результаты  анкетирования педагогов и учащихся, можно сделать вывод, что педагоги гимназии  понимает основы ЛОО,  знают и умеют создавать на уроке условия для личностного развития обучающихся, учитывают потребности и возможности учащихся строить свою работу в соответствии с ними, обеспечивают настрой на взаимодействие с учащимися, владеют методическими основами  современных технологий обучения.    Это содействует переводу учащегося из объекта обучения в его субъект, к реализации принципов  педагогического сотрудничества, а следовательно к повышению качества и эффективности учебного занятия.

Управленческие решения:

  1. Всем педагогам предусматривать на  уроках дифференцированный характер домашнего задания, предоставлять учащимся право выбора домашнего задания;
  2. С целью повышения компетентности педагогов в организации рефлексивной деятельности на учебных занятиях на заседаниях предметных кафедр и МО рассмотреть вопрос «Рефлексивные техники, методики и приемы, правила их применения» (1 полугодие 2014/2015 уч. года, ответственные руководители кафедр и МО);
  3. С целью  овладения педагогами основами дифференцированного подхода к обучающимся провести методическую неделю «Реализация принципа дифференциации в системе личностно-ориентированного обучения» (2014/2015 учебный год, ответственные заместитель директора по учебно-методической работе, руководители кафедр и МО);
  4. Провести день ДРК по проблеме «Психологический комфорт на уроке» (2014/2015 учебный год, ответственные администрация, СППС);

Кроме таких официальных итогов дня ДРК мне хочется подвести, если так можно выразиться, неофициальные итоги. А именно сейчас эксперты, которые посещали уроки, поделятся своими мнениями по поводу посещенных уроков. Итак, у нас обмен мнениями «Мои впечатления об уроке».

  1. Смирнова Н.В. (урок английского языка в 7 классе, учитель Капица Л.В.)
  2. Кривальцевич Е.А. (урок белорусского языка в 3 классе, учитель Грошева Т.И.)
  3. Омельянчук Л.И. (урок истории в 8 классе, учитель Левчук Т.С.)
  4. Гарус И.А. (урок английского языка в 8 классе, учитель Баумгрубер О.Н.)
  5. Момлик А.К. (урок русского языка в 6 классе, учитель Бильдейко Н.И.)
  6. Жебрун Е.Н. (урок литературного чтения во 2 классе, учитель Кривальцевич Е.А.)

Сегодняшний педсовет – это своеобразный итог методической недели «Личностно-ориентированный урок и повышение качества образования школьников». Эта неделя проходила под девизом «Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» (В.А.Сухомлинский). В программе недели прошла панорама открытых уроков, на них педагоги показали коллегам как они решают проблему, которой посвящен педсовет. Сейчас мы посмотрим фрагменты 5 уроков, проведенных в рамках недели. После просмотра учитель даст краткий самоанализ урока. Просьба к нашим рабочим группам: в процессе просмотра делайте пометки, фиксируйте интересные моменты, т.к. после просмотра пройдет обсуждение уроков, но в не совсем обычной форме.

Просмотр видеофрагментов уроков и их самоанализ:

  1. 1.      Игнашевич И.В. – урок русского языка в 5 классе;
  2. 2.      Бонюшко Т.А. – урок английского языка в 5 классе;
  3. 3.      Сенина О.Н. – урок по курсу ЧиМ в 3 классе;
  4. 4.      Коробко В.Ф. – урок математики в 8 классе;

 

Мы просмотрели фрагменты уроков, в ходе которых были реализованы элементы различных технологий, методик, разные подходы к обучению, принципы  средства обучения. Сейчас я предлагаю рабочим группам обсудить данные уроки в следующем порядке: каждая группа получает конверт, в котором находится план-конспект одного из просмотренных уроков и задание. Группа в течение 5 минут обсуждает, выполняет задание, озвучивает результаты обсуждения урока. И в конце обсуждения мы вновь обратимся к весам педсовета. Если на взгляд группы  на уроке прослеживается личностно-ориентированный подход, то группа голосует карточкой зеленого цвета, если же традиционная, то группа голосует карточкой красного цвета. Таким образом, мы увидим, в какую сторону склоняться весы педсовета после обсуждения уроков.

Задания группам:

Группа № 1 (урок Коробко В.Ф., Задание: Проанализируйте в чем проявлялась на уроке личностно-ориентированная позиция педагога, приведите примеры обращения педагога к субъектному опыту учащихся)

Группа №2 (урок Бонюшко Т.А., Задание:  Проанализируйте психологическую атмосферу урока, характер общения и взаимодействия учителя с детьми. Как технология диалога стимулирует личностную позицию учеников на уроке?)

Группа №3 (урок Сениной О.Н. Задание:  Какие методы и приемы  применял педагог для создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Прослеживается ли на уроке опора на субъектный опыт учащихся?)

Группа №4 (урок Игнашевич И.В.,  Задание: Проанализируйте как на уроке реализуется принцип педагогической поддержки. Как использование игровых моментов содействует реализации личностно-ориентированного подхода на уроке?)

(работа в группах – 5 минут, обсуждение, подведение итогов)

По результатам обсуждения, как видите, чаша весов склонилась в сторону личностно-ориентированного урока. Т.е. педагоги гимназии знают принципы ЛОО и успешно применяют их в своей педагогической практике. И сейчас мы имеем возможность убедиться так ли это на самом деле. И сделаем мы это на основе результатов анкетирования учащихся «Уровень диалогичности взаимоотношений учителей и учащихся», целью данного микроисследования является  проблема реализация  личностно-ориентированного подхода глазами учащихся. Были опрошены  учащиеся 5,7,8,10,11 классов. Результаты представлены в таблице:

Вопрос Варианты ответа 11 кл. 10 кл. 8 кл. 7 кл. 5 кл.
Вы считаете ваши отношения с учителями: Доброжелательными 75% 60% 63% 52% 70%
Нейтральными 17% 30% 32% 44% 25%
Конфликтными 8% 10% 5% 8% 5%
Кем для вас является учитель Добрым наставником 75% 70% 68% 44% 85%
Человеком, которому  главное дать урок 25% 30% 32% 56% 15%
Назойливым назидателем  0% 0% 21% 0% 0%
Бывают ли, на ваш взгляд, учителя несправедливы к вам Нет 50% 0% 16% 4% 36%
Иногда 42% 80% 74% 68% 62%
Часто 8% 20% 21% 20% 2%
Считаете ли вы, что учителя видят в вас личность Да 83% 50% 47% 28% 40%
Нет 0% 0% 10% 16% 15%
Затрудняюсь ответить 17% 50% 47% 56% 47%
Чтобы вы хотели пожелать учителям во взаимоотношениях с учащимися Быть добрее 42% 50% 47% 36% 62%
Быть более справедливыми 50% 60% 74% 60% 25%
Быть более требовательными  8% 10% 26% 24% 36%

Как видно из таблицы во всех классах более 50% учащихся считают, что у них с педагогами доброжелательные отношения, конфликтными считают отношения с педагогами по 1-2 учащихся в каждой параллели.

Приятно, что в большинстве классов ребята считают учителей «добрыми наставниками». Только в 7 классе эта цифра ниже – 44%. Вызывает тревогу тот  факт, что во всех параллелях от 15 до 56% учащихся считают учителя только человеком, которому главное выдать урок, а также то, что в 8 классе 21% учащихся считают педагогов назойливыми назидателями.

Во всех классах более 50% учащихся отметили, что иногда учителя бывают к ним несправедливы. Наибольшее количество таких ответов  в 10 классе (80%), в 8 классах (74%),  7 классах (68%). В 11 классе 50% учащихся считают, что учителя никогда не бывают к ним несправедливы.

Практически все одиннадцатиклассники считают, что учителя видят в них личность, также считаю 50% десятиклассников. В 7 классах наименьшее количество учащихся так считают – 28%. На этот вопрос затруднялись ответить около 50% учащихся 10, 8,7 и 5 классов.

И наконец, какими же хотят нас видеть наши воспитанники? Более добрыми –  во всех классах почти 50%, более справедливыми – от 25% в 5 классе до 74% в 8 классе. Также во всех классах есть ученики, которые считают, что учителям следует быть более требовательными от 8% в 11 классе до 36% в 5 классе).

На основании результатов анкетирования можно сделать следующие общие выводы:

– в целом отношения между учащимися и педагогами доброжелательные;

– необходимо обратить внимание на взаимоотношения между учащимися и педагогами в параллели 7 и 8 классов;

– необходимо также обратить внимание на то, что учащиеся 5,7,8 классов не всегда принимают и понимают требования учителей;

Из всего вышеизложенного вытекают следующие рекомендации:

– учителям предметникам в своей работе необходимо учитывать возрастные психологические особенности учащихся;

– провести психолого-педагогический консилиум для учителей, работающих в 7,8 классах по проблеме «Особенности  организации учебного процесса с учащимися подросткового возраста»;

– спланировать и провести для педагогов занятия спецкурса «Приемы  проявления толерантности учителем на уроке»;

–  провести для педагогов семинар-тренинг «Как организовать диалог между учителем и учениками»

Виктор Фёдорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Рассол – это в понимании Шаталова «образовательное пространство»  школы, и именно ЛО подход к образовательному процессу способен сделать этот рассол достаточно соленым, иными словами говоря – сделать образовательное пространство школы

Чтобы окончательно расставить точки над «і» и окончательно убедиться в какую сторону склонятся весы нашего педсовета мы проведем дебаты «Личностно-ориентированное обучение –  за и против». Я попрошу каждую группу в течение 1 минуты определить аргументы за и против и затем озвучить их и отдать свой голос либо за ЛОО, либо за традиционную систему обучения.

(обсуждение в течение 1 минуты, каждая группа высказывает свои аргументы и результат отражает на весах педсовета)

Уважаемые коллеги,  учитель, как и ученик, также должен ежедневно испытывать ситуацию успеха в работе, который становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

  • Верить в каждого ребёнка и его возможности;
  • Оценивать не личность, а действия, поступки;
  • Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
  • Проявлять  внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
  • Не торопиться с выводами;
  • Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Хотелось бы, чтобы наш педсовет приблизил вас к пониманию того, что объект педагогической деятельности не ученик, а те условия, которые должны создать совместно учитель и другие участники образовательного процесса для развития ученика, для формирования его субъективной позиции и организации способствующего этому образовательного пространства.

Помните:

а) ученик – основной объект заботы учителя;

б) воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление;

в) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.

Прежде чем прейти к выработке и утверждению проекта постановления педсовета я хочу предоставить слово пресс-центру и попрошу их назвать самые интересные моменты, высказывания,  предложения, впечатления на нашем заседании.

(раздать памятки)
[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”6. Проект постановления”]

Постановление педагогического  совета:

  1. Всем педагогам предусматривать на  уроках дифференцированный характер домашнего задания, предоставлять учащимся право выбора домашнего задания,  на учебных занятиях учитывать возрастные психологические особенности учащихся;
  2. С целью повышения компетентности педагогов в организации рефлексивной деятельности на учебных занятиях на заседаниях предметных кафедр и МО рассмотреть вопрос «Рефлексивные техники, методики и приемы, правила их применения» (1 полугодие 2014/2015 уч. года, ответственные руководители кафедр и МО);
  3. С целью  овладения педагогами основами дифференцированного подхода к обучающимся провести методическую неделю «Реализация принципа дифференциации в системе личностно-ориентированного обучения» (2014/2015 учебный год, ответственные заместитель директора по учебно-методической работе, руководители кафедр и МО);
  4. Провести день ДРК по проблеме «Психологический комфорт на уроке» (2014/2015 учебный год, ответственные администрация, СППС);
  5. Провести психолого-педагогический консилиум для учителей, работающих в 7,8 классах по проблеме «Особенности  организации учебного процесса с учащимися подросткового возраста»;
  6. Спланировать и провести для педагогов занятия спецкурса «Приемы  проявления толерантности учителем на уроке» и семинар-тренинг «Как организовать диалог между учителем и учениками» (2014/2015 учебный год, ответственные администрация, педагог психолог);
  7. В плане работы гимназии  на 2014/2015 учебный год предусмотреть проведение мастер-классов педагогов гимназии по обмену опытом внедрения личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса;

[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”7. Презентация” ]

Скачать презентацию[/wpspoiler]

Добавить комментарий