Тема педсовета
«Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса»
Дата проведения: 28 декабря 2012 года
Эпиграф педсовета
«Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический»
А.С. Макаренко
Цель: формирование оптимального психологического климата в педагогическом коллективе гимназии как фактора развития личности педагога и условия эффективного образовательного процесса
Задачи:
- Проанализировать состояние психологического климата в педагогическом коллективе гимназии;
- Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды в коллективе;
- Выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортного
психологического климата в коллективе;
- Определить пути формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе гимназии, содействовать сплочению коллектива;
- Выработать методы и приемы по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
Форма проведения: семинар-практикум
План проведения педсовета:
Теоретическая часть
- Основные составляющие понятия «психологический климат коллектива»
- Специфические особенности педагогического коллектива
- Критерии комфортности и сплоченности педагогического коллектива
- Роль психологического климата в коллективе в развитии личности педагога и в обеспечении эффективности образовательного процесса
Практическая часть
- Анализ результатов дня ДРК по проблеме «Изучение психологического климата в коллективе»
- Анализ состояния здоровья педагогов гимназии
- Релаксация «Искусство быть счастливым»
- Диалог «Роль профсоюзной организации в сплочении коллектива»
- Упражнение «Игра-сплочение»
- Рекомендации психолога «Создание благоприятного психологического климата в коллективе»
- Работа в группах «Выработка модели формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе»
- Подведение итогов, выработка и утверждение постановления педсовета, рефлексия.
[wpspoiler name=”План подготовки и проведения педагогического совета” ]
Рассмотрено на заседании
методического совета
ГУО «Гимназия г.Пружаны»
протокол №1 от 7.09.2012 года
План подготовки и проведения педагогического совета
«Морально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса»
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | Создание рабочей группы по подготовке и проведению педсовета и организация ее работы | сентябрь | Омельянчук Л.И. |
2 | Изучение литературы по формированию позитивного морально-психологического климата в коллективе | сентябрь-октябрь | Членырабочей группы |
3 | Разработка плана проведения дня ДРК «Изучение психологического климата в коллективе» | октябрь | Членырабочей группы |
4 | Подготовка диагностических материалов для проведения дня ДРК «Изучение психологического климата в коллективе» | октябрь | Гарус И.А. |
5 | Организация работы спецкурса для педагогов «Культура психологического здоровья» | 1 полугодие | Гарус И.А., Омельянчук Л.И. |
6 | Проведение микроисследования среди педагогов «Оценка сплоченности педколлектива гимназии» | 2 четверть | Гарус И.А., Омельянчук Л.И. |
7 | Разработка памяток для педагогов «Рекомендации психолога по формированию комфортного психологического климата в коллективе» | 2 четверть | Гарус И.А. |
8 | Разработка концепции положительногопсихологического климата в педагогическом коллективе гимназии | декабрь | Члены рабочей группы |
9 | Выпуск методической газеты №3-2012 по теме «Слагаемые благоприятного морально-психологического климата в педагогическом коллективе» | декабрь | Омельянчук Л.И., Гарус И.А.,Павлович А.А. |
10 | Подготовка диагностических и аналитических материалов | декабрь | Члены рабочей группы |
11 | Подготовка мультимедийной презентации к педсовету | декабрь | Омельянчук Л.И. |
12 | Формирование и организация работы проблемно-аналитических групп для работы педсовета | 20-25 декабря | Омельянчук Л.И., Гарус И.А. |
13 | Подготовка релаксации «Искусство быть счастливым» | 20-25 декабря | Омельянчук Л.И., Гарус И.А. |
14 | Подготовка наглядных материалов | 20-25 декабря | Омельянчук Л.И., Гарус И.А. |
15 | Выработка и обсуждение проекта постановления педсовета | декабрь | Члены рабочей группы |
План подготовила заместитель директора
по учебно-методической работе: Л.И. Омельянчук[/wpspoiler]
[wpspoiler name=”Вступление” ]
(заместитель директора по учебно-методической работе Л.И.Омельянчук)
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других – коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в школе. Человеческий фактор в школе включает в себя психологические и социально-психологические особенности педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. А это значит, уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса.
Тема нашего сегодняшнего педсовета выбрана неслучайно. На основании анкетирования педагогов в период подготовки и проведения государственной аккредитации гимназии было отмечено, что в педагогическом коллективе гимназии есть проблемы именно с психологическим климатом. При самоанализе работы за год педагогами и при анализе работы методических формирований по итогам прошлого года также вскрылась эта проблема.
Поэтому была определена тема заседания педагогического совета «Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса»
Эпиграфом педсовета являются слова А.С.Макаренко «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический»
Цель: формирование оптимального психологического климата в педагогическом коллективе гимназии как фактора развития личности педагога и условия эффективного образовательного процесса
Задачи:
- Проанализировать состояние психологического климата в педагогическом коллективе гимназии;
- Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды в коллективе;
- Выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортного
психологического климата в коллективе;
- Определить пути формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе гимназии, содействовать сплочению коллектива;
- Выработать методы и приемы по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
Форма проведения: семинар-практикум
План проведения педсовета:
Теоретическая часть
- Основные составляющие понятия «психологический климат коллектива»
- Специфические особенности педагогического коллектива
- Критерии комфортности и сплоченности педагогического коллектива
- Роль психологического климата в коллективе в развитии личности педагога и в обеспечении эффективности образовательного процесса
Практическая часть
- Анализ результатов дня ДРК по проблеме «Изучение психологического климата в коллективе»
- Анализ состояния здоровья педагогов гимназии
- Релаксация «Искусство быть счастливым»
- Диалог «Роль профсоюзной организации и традиций гимназии в сплочении коллектива»
- Упражнение «Игра-сплочение»
- Рекомендации психолога «Создание благоприятного психологического климата в коллективе»
- Работа в группах «Выработка модели формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе»
- Подведение итогов, выработка и утверждение постановления педсовета, рефлексия.
Сегодня мы будем работать в группах: всего 7 групп. Как вы думаете, коллеги, по какому критерию наши педагоги объединены в именно такие группы? (обсуждение).
Я неслучайно объединила в одну группу педагогов одной возрастной группы: ведь у людей одного возраста восприятие ситуации или проблемы происходит в одном русле, и им нетрудно в процессе коллективной деятельности найти конструктивное решение той или иной проблемы или выдвинуть интересную идею. Это первая причина. Вторая причина – это то, что при сопоставлении мнений разных возрастных групп можно найти такое решение, которое в основном будет удовлетворять весь педагогический коллектив.
Одна из групп – это группа № 3, получает сегодня особое задание. Вам предлагается составить коллаж работы педсовета и коротко его прокомментировать. Для создания коллажа вы можете использовать все то, что у вас имеется на столе.
В качестве погружения в тему, и в качестве настроя на совместную, коллективную и результативную работу мы с вами выполним упражнение «Дерево достижений нашего коллектива». Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – приклеиваете на «дерево» красный листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – зеленый. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый.
Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, чего достиг наш коллектив?
С помощью этого дерева достижений мы смогли увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива. И достижения нашего коллектива станут еще более существенными и значимыми, если в коллективе будет благоприятный психологический климат, если коллектив будет сплоченным и творческим, если коллектив педагогов станет командой единомышленников.
И для выполнения этой задачи нам сегодня предстоит выяснить сущность понятия «психологический климат», его основные составляющие и специфические особенности педколлектива. (выступление Гарус И.А.)[/wpspoiler]
[wpspoiler name=”
Гарус И.А., педагог психолог “Что такое психологический климат коллектива?”]
Прежде чем говорить о понятии психологического климата, необходимо определиться с понятием коллектив.
Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов. определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.
Итак, что такое психологический климат? Это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности. Климат не статичен, он видоизменяется во времени – пылко-романтическое приятие коллег или сдержанная уверенность в том, что здесь хорошо, достаточно быстро сменяю гея разочарованиями, пересмотром первых впечатлений. Строительство психологического климата это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку.
Психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе или как устойчивый эмоциональный настрой – в нём соединяются настроения членов коллектива . их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям. Склонны определять понятия климата через понятия отношения, ибо именно феномен отношения обуславливает то. что принято называть климатом: тот сгусток отношений, в котором находится каждый член коллектива определяет его состояние и самочувствие, а значит, влияет на меру проявления своего индивидуального «Я», а в итоге, на общее личностное развитие каждого члена коллектива. Рассматривая влияния, формирующие психологический климат коллектива, выделим прежде всего. факторы макросреды и микросреды.
В качестве важнейшего фактора макросреды необходимо назвать общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и формирование коллективов.
Обратимся теперь к факторам микросреды, то есть материальному и духовному окружению личности как члена коллектива. Эта микросреда представляет собой «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого.
Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат коллектива, является предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, санитарно – гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «рабочая ситуация».
Другую не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды.
Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее. сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, чем недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.
Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально-психологический клима’1 коллектива.
Следующий фактор, воздействующий на психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование психологического климата коллектива.
Итак, психологический климат – межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.
При определении психологического климата в коллективе необходимо учитывать ряд значимых обстоятельств и показателей:
Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе Удовлетворенность стилем руководства,
Удовлетворенность уровнем конфликтности отношений Удовлетворенность профессиональной подготовкой персонала Частота заболеваний педагогов и учащихся.
Число увольняющихся и количество желающих уволиться (если было бы куда) Ведущая тональность настроений. Сплочённость коллектива. Отношение к критике.
Наличие атмосферы и условий для творчества
Положительный заряд островных культур (соответствие целей и деятельности малых групп целям и интересам школы)
Признание важности школьной миссии при разных интересах участников педагогического процесса Толерантность (новый характер отношений, в основе которого лежит уважительное отношение к человеку вообще, к его взглядам, вере, языку, особенностям, настроениям, переживаниям, болям. обидам…)
Умение администрации выстраивать ситуацию выбора и успеха (управление успехом). Удовлетворённость от принадлежности к данному коллективу. Уважение и признание ценностей и традиций.
Единство педагогического коллектива и администрации (единство администрации). Устойчивость и позитивность жизненных установок. Удовлетворённость своей деятельностью.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нем) устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.
Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор» Специфические особенности педагогического коллектива.
Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив. При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив школы в то же время имеет и свои специфические особенности. Елавная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути, коллективы учебных заведений дают учащимся первоначальное представление о коллективе взрослых, о системе взаимоотношений в нем. о совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.
Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллектива.
Раскрывая главную особенность педагогического коллектива. необходимо отметить полифункциональность учительской профессии. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяв! полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая своп профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы. Педагогизация окружающей социальной среды – формирование педагогической культуры родителей и общества в целом – становится неотъемлемой функцией педагогического коллектива. Для многих учителей характерна активная реализация исследовательской функции в педагогической деятельности. Учитель-исследователь сегодня – это педагог, способный выйти за пределы нормативной деятельности, тонко улавливающий преимущества и недостатки педагогических нововведений, способный сам осваивать, создавать и внедрять новые ценности и технологии.
Другая особенность педагогического коллектива состоит в его высокой степени самоуправляемости. Основные принципиальные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива являются предметом обсуждения на различных уровнях управления. Подтверждение этому – деятельность совета школы, педагогического совета, методических комиссий, общественных организаций. Делегирование полномочий по вертикали рядовым учителям создает необходимые предпосылки для формирования положительного общественного мнения в коллективе, развития самостоятельности и инициативы. Как правило, функциональные обязанности членов педагогического коллектива, сю руководителей четко определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.
Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Индивидуальные усилия отдельных учителей, особенно на средней и старшей ступенях обучения, не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий, требований в организации режима дня школы, в оценке качества знаний учащихся. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях. взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его. уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей.
К числу особенностей жизнедеятельности педагогического коллектива необходимо отнести также отсутствие временных рамок выполнения тех или иных видов педагогического труда. Это часто является причиной перегрузки учителей, недостатка необходимого свободного времени для профессионального роста, духовного обогащения. Наблюдения показывают, что в силу ряда причин материального, временного порядка резко сократилось число выписываемых литературных издании. периодической печати, число посещений учителями кинотеатров, музеев и выставок. Специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия. Еще одна особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив.
На характер организационной структуры коллектива определенное влияние оказывает его величина. В психологии доказано, что в небольших коллективах связи между его членами более прочные. устойчивые. По мере увеличения коллектива отношения между его членами приобретают все более официальный характер. В педагогическом коллективе, насчитывающем более 30 человек, как правило, возникают различные неформальные группы, объединенные по разным признакам: общности интересов, увлечений, совместному отдыху и др. Тем более они возникают в педагогических коллективах больших городских школ, насчитывающих от 50 до 100 человек и более. Особое значение приобретает проблема педагогических коллективов малокомплектных сельских школ, в которых может быть от 10 до 50 учащихся и от 3 до 10-12 учителей. Численность педагогического коллектива определяет характер руководства им. В небольших коллективах педагоги хорошо знают друг друга, отношения между ними отличаются стабильностью, но в таких коллективах ограничены возможности общения, взаимного обогащения. В больших коллективах складывается сложная структура взаимоотношений, они более подвижны, иногда даже конфликтны, но в таких педагогических коллективах большая вероятность появления ярких, неординарных личностей.
Критерии комфортности и сплоченности педагогического коллектива.
В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата (Е. С. Кузьмин, А. Е. Ковалев и др.). В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных. правовых взаимоотношений, в другом – выделяются наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности, которые вполне применимы к оценке педагогического коллектива. К таким характеристикам относятся:
• удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;
•признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и еформальных лидеров;
- мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе:
- высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом:
- сплоченность и организованность членов коллектива;
- сознательная дисциплина;
- продуктивность работы;
- отсутствие текучести кадров
Доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу.
Свободное выражение собственного мнения.
Достаточная информированность участников о целях и задачах коллектива и состояние дел при их выполнении.
Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в проблемных ситуациях.
Принятия на себя ответственности за состояние дел в коллективе, каждым из ее участников.
Доброжелательная и конструктивная критика.
Демократический стиль руководства.
Отсутствие конфликтов между собой в микрогруппах коллектива
Престиж и традиции группы.
Общий климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. Познавательная активность, чувство нового, изобретательность отдельных педагогов стимулируют педагогический коллектив к инновационной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных ценностей. Руководитель учительского коллектива с сильной волей способен повести за собой остальных. И если интеллект, эмоциональность, воля членов коллектива воплощены в педагогическую деятельность, успех ее обеспечен. Исследуя влияние взаимоотношений на стабильность педагогического коллектива, Н.С.Дежникова пришла к вывод о двустороннем характере этого взаимодействия. С одной стороны, внутриколлективные отношения отражаются на стабильности коллектива, с другой – стабильность педагогического коллектива определяет характер взаимоотношений педагогов [1].
Организационная структура коллектива зависит также и от того, насколько принадлежность к нем) удовлетворяет потребности, интересы его членов. К числу факторов, определяющих степень удовлетворенности, относятся престиж коллектива, наличие друзей, осознание значимости своего труда в данном коллективе, морально-психологический климат, традиции коллектива.
Признаки негативного психологического климата коллектива в стадии стагнации:
негативное эмоциональное самочувствие членов коллектива, высокий уровень личностной тревожности и невратичности;
высокая конфликтность или комфортность;
низкий уровень эмпатии;
неадекватность самооценки и уровня притязания;
несформированность структуры коллектива, наличие группировок полярной направленности, наличие аусайдеров;
неадекватность стиля управления, непопулярность руководителей;
отсутствие ценностно-ориентационного единства.[/wpspoiler]
[wpspoiler name=”Омельянчук Л.И. «Роль психологического климата в коллективе в развитии личности педагога и в обеспечении эффективности образовательного процесса»” ]
В.А. Сухомлинский в работе: «Мудрая власть коллектива» пишет: «Творчество является деятельностью, в которую человек вкладывает как бы частицу своей души; чем больше души он вкладывает, тем богаче становится сам. Процесс творчества характеризуется тем, что творец самой своей работой и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним. Одухотворение и вдохновение одной личности порождает одухотворение и вдохновение других людей. Творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердца. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности творчество». Вот почему творчество так важно для работы педагогического коллектива.
Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются вопросы эффективной организации образовательного процесса. Забота о человеческом факторе, а это значит о психологическом климате в коллективе, является условием успешной деятельности коллектива. Если в коллективе создана атмосфера поиска, радости, интереса, сотворчества – всё это является условием становления личности, коллектива, учреждения образования.
«В последнее время мы стали уставать не столько от работы, от общения с детьми, сколько от предательства, безудержного хамства. Ужасно, уже научились прикидывать, чего и от кого в какой ситуации ждать. И заслониться, и держать удар. Ненормальная жизнь, в которой мало на кого можно положиться, становиться нормой. Нормой становиться то, что никто никому не нужен. Каждый в глубине души ждёт сочувствия, тепла, рассчитывает на всё это, но ни с кем не хочет делиться собственным», – так говорил педагог и публицист Симон Соловейчик. А нам кажется, что эти слова в полной мере можно отнести к нашим дням, к нашему времени.
Несомненно, проблема взаимоотношений в педагогическом коллективе существует. В нём должны поддерживаться деловые, доброжелательные и уважительные, а ещё лучше тёплые и душевные отношения.
Администратор в школе должен быть практически психологом, понимающим, что учителя нельзя заставить быть добросовестным, дисциплинированным и творческим педагогом. Возможно, психологически предрасположить его к этому, оказать влияние на становление и развитие мотивационной сферы учителя, создать такие отношения в коллективе, которые способствовали бы формированию положительной мотивации в деятельности каждого педагога.
Психологи утверждают: «Оценивая работу учителя необходимо всегда придерживаться принципа: «Критика – неэффективный способ информирования». Почему? Критика, как мы знаем из практики, вызывает моментальную психологическую реакцию человека (он защищает себя, а не суть проблемы, как правило). Необходимо помочь каждому педагогу снять эту защитную реакцию, давая понять каждому: «Говорим о тебе не как о личности, а как о профессионале».
Необходимо искать в коллегах доброе и хорошее. Обязательно отмечать достижения. (можно и авансом). В нашей гимназии сложилась система материального и морального стимулирования творчески работающих педагогов, педагогов показывающих стабильные результаты в своей профессиональной деятельности. Для учителя важно не только материальное вознаграждение за работу, но он должен непременно получать удовлетворение от проделанной работы, чувствовать поддержку со стороны коллег, администрации, районного отдела образования. Достаточно эффективным в этом плане является проведение рейтинговой оценки деятельности педагогов гимназии по итогам учебного года. Награждение педагогов Почетными грамотами на Празднике знаний в присутствии родителей, учеников, представителей общественности, проведение торжественной церемонии «Наши интеллектуалы», где гимназисты говорят слова благодарности, признательности и любви в адрес своих учителей, вызывает у педагогов удовлетворение от своего труда, гордость за то, что он носит звание «учитель». Администрация совместно с профсоюзным комитетом проводит необходимую работу по награждению почетными грамотами юбиляров, по награждению педагогов к профессиональному празднику. Именно это содействует становлению позитивного психологического климата в нашем коллективе.
Учительство в своей массе профессия очень энергозатратная, требующая больших душевных сил, связанная с творчеством, а значит, и с воплощением чувств и вечной погоней за информацией, базирующаяся на постоянной эксплуатацией всех видов памяти, сопровождающаяся взлётами и падениями, стрессами, профессиональными страхами и неуверенностью, нередко приводящая к преждевременным срывам нервной системы, мнительности, профессиональным заболеваниям и старению, – и всё это требует от самого учителя и администрации серьезного осознания того, что психологическое, умственное, физическое, нравственное, профессиональное здоровье учителя является главным условием педагога, основанием для благоприятного психологического климата в школе, качества обучения и воспитания, передаче учащимся и родителям через положительно заряженную душевную энергетику, через насыщенное добротой, уверенностью, душевностью состояния и поведения истинного и важнейшего способа и опыта жизни и строительства отношений.
К сожалению, многие педагоги, отдавая всё время и силы своей души школе, довольно быстро становятся сварливыми, неуверенными в своей жизненной судьбе, постоянно зацикленными на работе, что само по себе и неверно, и глупо, поскольку никакая работа не представляет никакой ценности сама по себе и становится значимой в связи с возникающими в педагогическом коллективе наилучшими отношениями.
И важно знать, что переключение видов деятельности, умение на время забывать школьные проблемы, умение своё жизненное время на работу и самообразование, на удовлетворение своих человеческих, познавательных, творческих интересов, умение и желание дать простор своим чувствам через любовь к близким. Через приобщение к искусству, через любовь к природе – без всего этого работа учителя, (а значит, и межличностные отношения в коллективе) становятся тусклой, однообразной, мучительной, бесцельной.
Интеллектуальное единство педагогического коллектива обеспечивается организацией работы педагогов по овладению достижениями педагогической науки, постоянным стимулированием их самообразования, всемерным развитием диалектического мышления, приучением их к постоянному анализу текущей работы, ломкой сложившихся у некоторых стереотипов обыденного мышления, постепенным пробуждением интереса к исследовательской деятельности. В этом плане важная роль принадлежит системе методической работы с педагогическим кадрами. Педагоги, объединенные общей продуктивной деятельностью, коллективным творчеством всегда выступают как команда единомышленников при решении коллективом каких-либо важных и сложных задач, в процессе их коллективной деятельности налаживается продуктивное взаимодействие между педагогами, складывается система конструктивного общения, а если и возникают конфликтные ситуации, то они решаются с наименьшим ущербом для психологического здоровья педагогов. Большинство предметных кафедр и МО нашей гимназии можно назвать командой единомышленников, хочется отметить, что в этом немаловажная роль принадлежит их руководителям. Вместе с тем, приходиться отметить и тот факт, что есть в нашем коллективе педагоги, которые выражают явное негативное отношение к методической работе, постоянно недовольны всем тем, что организуется и проводиться в коллективе, считают, что они уже достигли вершин педагогического мастерства и пора уже им почивать на лаврах. Хотя на самом деле это далеко не так. Это негативно сказывается на состоянии психологического климата в нашем коллективе. К счастью, таких людей в нашем коллективе единицы, но, тем не менее, их поведение будоражит коллектив, негативно влияет на атмосферу в коллективе.
Создание благоприятного психологического климата в отношениях между учителями, развитие взаимопонимания, взаимопомощи, бережного отношения к каждому члену коллектива обеспечивает психологическое единство коллектива, в том числе и эмоциональное, и мотивационное. Все это в совокупности создает соответствующее поле морально-интеллектуального напряжения, без которого невозможно функционирование группы людей как коллектива.
Сплочение педагогического коллектива школы нельзя осуществить на одних идеях: оно реализуется, прежде всего, в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др.), в общении. В коллективе должны создаваться такие условия, чтобы ни один учитель не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Нельзя упускать из поля своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др.), коммуникативных связей внутри групп, из которых коллектив неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в конкретной ситуации. Сплочению учителей в коллектив способствует проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы учителя в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие черты своей личности. Это все успешно реализуется у нас в гимназии через применение нетрадиционных форм работы с педагогами, таких как конкурс педмастерства «Призвание», фестиваль методических служб «Творчество и поиск». Конечно, проведение таких мероприятий требует больших затрат времени, больших усилий при их подготовке и проведении. Но как говориться результат оправдывает средства. Именно при подготовке и проведении таких мероприятий ощущается настоящее единение всех членов коллектива: администрации, руководителей методических формирований, профсоюзного комитета, опытных педагогов и молодых специалистов.
Такие мероприятия навсегда остаются в памяти всех, кто в них был задействован как яркий и незабываемый праздник. К сожалению, в последнее время очень много различных мероприятий причем внеплановых приходит свыше, что вызывает дополнительную нагрузку на коллектив, и нам очень сложно планировать свои глобальные мероприятия с педколлективом. Но, тем не менее, очень хочется провести такое мероприятие как «Праздник успехов учителей» или методический фестиваль.
Особая роль в развитии коллектива принадлежит и организации помощи со стороны зрелых педагогов молодым специалистам. На мой взгляд, в нашем коллективе система работы с молодыми специалистами способствует их быстрой и успешной адаптации в коллективе, минимизации психологических проблем в процессе профессионального становления. Опытные педагоги всегда доброжелательно настроены в отношении молодых специалистов, помогают овладеть практическими составляющими образовательного процесса, приглашают их на свои уроки, посещают их уроки, дают полезные советы по работе с детьми, родителями. И наши молодые педагоги в своем большинстве оправдывают наши надежды, это активные, творческие, талантливые учителя, которые всегда позитивно настроены ко всему, что происходит в нашем коллективе, а это согласитесь немаловажно для становления позитивного психологического климата в нашем коллективе.
Таким образом, можно сделать вывод, что если в учреждении образования будет сформирован благоприятный микроклимат, то это будет способствовать повышению уровня комфортности всех участников образовательного процесса, повышению эффективности образовательного процесса, развитию личности педагогов, их творческой активности.[/wpspoiler]
[wpspoiler name=”ДРК по проблеме «Изучение психологического климата в коллективе»” ]
13 декабря 2012 года
проводится день ДРК по проблеме
«Изучение психологического климата в коллективе»
Цель: изучить состояние психологического климата в педагогическом коллективе гимназии, выявить тенденции положительно и отрицательно влияющие на его формирование.
Задачи:
- Определить состояние психологического климата в педагогическом коллективе;
- Выявить и оценить условия и факторы, влияющие на создание благоприятного климата в педагогическом коллективе гимназии;
- Наметить управленческие решения по коррекции факторов, отрицательно влияющих на психологический климат в коллективе;
Объект исследования: психологический климат в педагогическом коллективе гимназии
Предмет исследования: условия и факторы, влияющие на формирование микроклимата в коллективе
Рабочая гипотеза: если в гимназии будет сформирован благоприятный микроклимат, то это будет способствовать повышению уровня комфортности всех участников образовательного процесса, повышению эффективности образовательного процесса, развитию личности педагогов, их творческой активности.
Методы исследования:
- Анкетирование педагогов;
- Наблюдения за участниками образовательного процесса;
- Посещение уроков;
Члены рабочей группы:
- Омельянчук Л.И.
- Смирнова Н.В.
- Королюк Т.А.
- Казачек Т.З.
- Гарус И.А.
Лелекина В.С.[/wpspoiler]
[wpspoiler name=”Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе” ]
№№ п/п |
Ранг |
Шкала А |
Баллы |
№№ п/п |
Шкала Б |
||||||
3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | |||||
1. | 1 | Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 1. | Преобладает подавленное настроение. |
2. | 6 | Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 2. | Конфликтность в отношениях и антипатии. |
3. | 3 | В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание. | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 3. | Группировки конфликтуют между собой. |
4. | 9 | Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 4. | Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. |
5. | 7 | Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива. | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 5. | Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство. |
6. | 5 | С уважением относятся к мнению друг друга. | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 6. | Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей. |
7. | 5 | Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные. | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 7. | Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива. |
8. | 4 | В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех, и все за одного». | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 8. | В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения. |
9. | 3 | Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители. | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 9. | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. |
10. | 2 | Коллектив активен, полон энергии. | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 10. | Коллектив инертен и пассивен. |
11. | 2 | Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе. | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 11. | Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность. |
12. | 8 | Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. | 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 | 12. | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах. |
Заключение по результатам группового обследования педагогического коллектива ГУО «Гимназия, г. Пружаны».
Инициатор запроса: администрация ГУО «Гимназия г. Пружаны»
Цель обследования: изучить уровень психологического климата в пед. коллективе; факторы, оказывающие влияние на его формирование.
Дата обследования _____________________________________________________
Используемые методики: анкета «Шкала оценки психологического климата в пед. коллективе»
Результаты диагностики: см. в приложении
Качественный анализ и выводы:
степень благоприятности психологического климата – средняя (12 б.)
Основными факторами, способствующими сплочению коллектива, являются: мажорный тон настроения, участливое о доброжелательное отношение к новым членам коллектива, а так же большой энергетический потенциал коллектива.
Основными факторами, которые способствуют разобщению коллектива, являются то, что членов коллектива сложно поднять на совместное дело; преобладание личных интересов, над коллективными; мало времени члены коллектива уделяют участию в совместной деятельности.
Основной вывод: коллектив имеет большой потенциал для дальнейшего развития и существования, но вместе с тем, нет объединяющих факторов, традиций, которые помогали бы поддерживать в коллективе мажорный настрой. Так же следует отметить незначительный вклад каждого члена коллектива в его формирование и существование.
Рекомендации:
- Спланировать проведение системы тренинговых занятий по формированию сплоченности коллектива и по командообразованию
18.12.2012
Педагог-психолог ГУО «Гимназия г. Пружаны» ___________________ (Гарус И.А.)
Заключение по результатам проведения дня ДРК по теме «Изучение психологического климата в педагогическом коллективе
ГУО «Гимназия г. Пружаны».
Инициатор запроса: администрация ГУО «Гимназия г. Пружаны»
Цель обследования: изучить состояние психологического климата в педагогическом коллективе гтимназии
Дата проведения: ____________________________________________
Используемые методики: анкета «Особенности поведения на уроке»
Результаты диагностики: см. в приложении
Качественный анализ и выводы:
В основном состояние на уроке доброе, радостное, спокойное. Редко угнетенное, усталое, раздражительное.
Жесты и мимика направлены на привлечение внимания учащихся, чтобы донести до них знания. Но вместе с тем встречаются жесты, указывающие на волнение, тревожность.
Место нахождения учителя на уроке. Практически все учителя начинают урок , стоя перед классом, 4 человека сидя за столом. В процессе урока практически все постоянно перемещаются по классу, чтобы держать внимание учащихся.
У учащихся доброжелательное отношение к учителям
У всех учителей аккуратный внешний вид
Основной вывод: наблюдаются признаки эмоционального выгорания (небольшой диапазон жестов, мимики).
Рекомендации:
необходимо организовать работу по профилактике синдрома эмоционального выгорания, с целью предотвращения деформации личности педагога и формирования доброжелательного психологического климата.
18.12.2012
Педагог-психолог ГУО «Гимназия г. Пружаны» ___________________ (Гарус И.А.)
Заключение по результатам проведения дня ДРК по теме
«Изучение психологического климата в педагогическом коллективе
ГУО «Гимназия г. Пружаны».
Инициатор запроса: администрация ГУО «Гимназия г. Пружаны»
Цель обследования: изучение психологического климата в коллективе и факторов, способствующих его оптимизации
Дата проведения:________________________________
Используемые методики: анкета «Особенности поведения на уроке »
Результаты диагностики: см. в приложении
Качественный анализ и выводы:
В основном состояние на уроке доброе, радостное, спокойное. Редко угнетенное, усталое, раздражительное.
Жесты и мимика направлены на привлечение внимания учащихся, чтобы донести до них знания. Но вместе с тем встречаются жесты, указывающие на волнение, тревожность.
Место нахождения учителя на уроке. Практически все учителя начинают урок , стоя перед классом, 4 человека сидя за столом. В процессе урока практически все постоянно перемещаются по классу, чтобы держать внимание учащихся.
У учащихся доброжелательное отношение к учителям
У всех учителей аккуратный внешний вид
Основной вывод: наблюдаются признаки эмоционального выгорания (небольшой диапазон жестов, мимики).
Рекомендации:
необходимо организовать работу по профилактике синдрома эмоционального выгорания, с целью предотвращения деформации личности педагога и формирования доброжелательного психологического климата.
18.12.2012
Педагог-психолог ГУО «Гимназия г. Пружаны» ___________________ (Гарус И.А.)[/wpspoiler]
[wpspoiler name=”Практическая часть” ]
Практическая часть
- 1. Анализ результатов дня ДРК по проблеме «Изучение психологического климата в коллективе» (выступление педагога психолога Гарус И.А.)
- 2. Анализ состояния здоровья педагогов гимназии
О состоянии психологического климата в коллективе можно судить по различным показателям. Есть разные методики изучения психологического климата в коллективе. Одним из объективных факторов, который отражает уровень комфортности в коллективе, является состояние здоровья его членов. Ведь всем нам хорошо знакома крылатая фраза «Все болезни от нервов». Поэтому мы решили провести небольшое исследование: проанализировать состояние здоровья наших педагогов за последние 5 лет, а именно частоту заболеваний и их характер и выявить по возможности их взаимосвязь с состоянием психологического климата в коллективе. (выступление председателя профкома гимназии Лелекиной В.С.)
- 3. Релаксация «Искусство быть счастливым»
Важной составляющей поддержания на оптимальном уровне психологического здоровья педагога является умение во время и эффективно снять накопившуюся усталость и напряжение, своевременный и активный отдых, смена видов деятельности, умение ко всему относиться с юмором. И чтобы накануне прекрасных, всеми любимых Новогодних праздников немного отдохнуть и отвлечься мы проведем релаксацию под названием «Искусство быть счастливым». Слово Гарус И.А.
- 4. Диалог «Роль профсоюзной организации и традиций гимназии в сплочении коллектива»
Сплочение педагогического коллектива – это дело не только администрации, важную роль в этом призваны играть и профсоюзы, профсоюзный комитет. Тем более, что у нас в коллективе 85% педагогов являются членами профсоюза. Какова роль нашего профсоюзного комитета в сплочении коллектива нам хочется обсудить с вами, уважаемые коллеги в ходе конструктивного диалога. Но перед тем как мы обсудим этот вопрос в группах, я предоставлю слово председателю профсоюзного комитета гимназии Лелекиной В.С. Я попрошу ее остановиться на том, что делается нашим профкомом в этом направлении, как можно со стороны профкома содействовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе. (выступление председателя профкома гимназии Лелекиной В.С.)
Любой коллектив, в том числе и педагогический, базируется на традициях, такие традиции как мы видим, есть и у нас. Но их недостаточно, чтобы в полной мере содействовать сплочению нашего коллектива. К сожалению, это могут отметить педагоги, которые давно работают в нашем коллективе, многие традиции утрачены, а новые почему-то не сформированы. Многие из нас помнят, как мы все вместе встречали Новый год в спортзале под елочкой, как ездили в резиденцию Деда Мороза, как в конце учебного года выезжали на природу на пикник. А еще наши гимназические праздники – это было святое для каждого педагога, это было то, что объединяло нас, то, что формировало гордость за гимназию, наш коллектив. Сейчас почему-то, чтобы педагоги пришли на День учителя или вечер встречи с выпускниками, или День гимназиста нужно издавать приказ директора. Вот и получается, что на этих мероприятиях присутствует в лучшем случае половина коллектива, а еще хуже то, что некоторые наши коллеги вообще все это игнорируют, их не интересует ни юбилей коллеги, ни праздник, посвященный 8 Марта и Дню защитника Отечества, ни День гимназиста.
В чем причина такой ситуации? Как ее изменить в лучшую сторону, какие интересные новшества внести в жизнь коллектива, чтобы произошли позитивные изменения? Нам хотелось бы, чтобы эти вопросы вы сейчас обсудили в течение 1 минуты в группах и затем озвучили свои предложения (работа в группах, обсуждение)
- 5. Упражнение «Игра-сплочение» (педагог психолог Гарус И.А.)
- 6. Рекомендации психолога «Создание благоприятного психологического климата в коллективе» (учителям раздаются памятки)
- 7. Работа в группах «Выработка модели формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе»
По мнению психологов важнейшими факторами формирования комфортного психологического климата в коллективе являются:
– организация условий труда и отдыха;
– снижение уровня конфликтности в коллективе;
– формирование адекватного отношения к критике;
– создание атмосферы и условий для творчества, самореализации и самоутверждения педагогов;
– соблюдение принципов толерантности (уважительное отношение к человеку вообще, к его взглядам, вере, языку, особенностям, настроениям, переживаниям, болям, обидам);
– единство администрации и членов коллектива;
– сплоченность коллектива и уважение и признание ценностей и традиций коллектива;
Сейчас нам предстоит продуктивно поработать в группах. И по всем вышеназванным критериям выработать модель формирования комфортного психологического климата в гимназии. Перед вами, уважаемые коллеги, дом, который символизирует нашу гимназию. И чтобы, нашу гимназию мы, наши ученики, родители могли бы назвать «домом, в котором уютно всем», мы должны зажечь свет в символических окнах нашего общего дома. Этот свет и станет надежной крышей, под названием «комфортный психологический климат». Эта крыша обеспечит благополучие, уверенность в завтрашнем дне всем тем, кто в этом доме проводит немало времени.
Уважаемые коллеги, каждая группа в течение 1-2 минут вырабатывает свои предложения по улучшению психологического климата в одном из названных направлений (у вас на столах лежат листы, на которых эти направления указаны, прямо на них вы записываете свои предложения). Затем руководитель группы представляет ваши наработки и размещает их в наши окошки. (работа в группах, представление наработок)
- 8. Рефлексия
Сейчас группа №3, которая, мы уверены, очень плодотворно поработала, представит нам коллаж работы нашего педсовета и прокомментирует его.
Выработка и утверждение решения педагогического совета.[/wpspoiler]
[wpspoiler name=”Рекомендации психолога педагогам «Создание благоприятного психологического климата в коллективе»” ]
Рекомендации психолога педагогам
«Создание благоприятного психологического климата в коллективе»
«Благоприятный морально-психологический климат в коллективе –
основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.
Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.
Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:
- Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.
- Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.
- Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
- Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.
- Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.
- Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
- Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.
Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?
Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.
Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.
Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.
Советы психолога
Относительно работы
• Не работайте тяжелее, а работайте умнее.
• Умейте отказаться вежливо, но убедительно.
• Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.
Относительно самого себя и своей жизни
• Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.
• Организуйте себе свой День эгоиста.
• Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.
• Составьте расписание неотложных дел после работы.
Относительно мира вокруг
• Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.
• Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Мы, психологи, знаем, что контролировать можно только одного человека — самого себя.
Относительно проведения хорошего урока
Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции: мудрости; терпения, храбрости; работоспособности; оптимизма; преданности своему делу; вольнодумия и свободомыслия, доброты; отдыха и заботы о здоровье; доброго юмора; такта; веры в каждого ученика. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!
Как по-философски относиться к жизни
13 фраз о жизни Габриель Гарсиа Маркес:
- Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
- Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
- Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
- Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
- Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.
- Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.
- Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
- Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.
- Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.
- Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
- Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
- Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.
Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.[/wpspoiler]
[wpspoiler name=”Постановление педагогического совета:” ]
- Утвердить модель формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе гимназии;
- С целью предотвращения эмоционального выгорания педагогов и формирования благоприятного психологического климата не менее 1 раза в четверть проводить дни психологической разгрузки учителей, по мере необходимости организовывать работу спецкурсов для педагогов по сохранению психологического здоровья педагогов;
- Педагогу психологу совместно с заместителем директора по учебно-методической работе спланировать и организовать проведение системы тренинговых занятий по формированию сплоченности коллектива и по командообразованию в 2013/2014 учебном году;
- Профсоюзному комитету совместно с администрацией с целью сплочения коллектива активизировать работу по организации коллективного отдыха педагогов, по формированию и развитию традиций коллектива;
- С целью мотивации коллектива на создание комфортной среды для педагогов и обучающихся в 2013/2014 учебном году провести методическую неделю «Психологический комфорт на уроке»[/wpspoiler]
[wpspoiler name=”Модель формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе ГУО «Гимназия г.Пружаны»” ]
Сплоченность коллектива, уважение и признание ценностей и традиций коллектива
– Экскурсии для коллектива на каникулах;
– Коллективное посещение театра;
– Совместная встреча Нового года;
– Привлечение всех членов коллектива к участию в коллективных мероприятиях,
– Инициатива от всех членов коллектива по организации совместных мероприятий;
– Активность администрации в организации совместных мероприятий;
– Проведение тренингов по камандообразованию;
Снижение уровня конфликтности в коллективе
– Проведение дней психологической разгрузки;
– Формирование у членов коллектива умения слышать, слушать и понимать друг друга;
– Уважение в каждом педагоге личности:
– Самокритичность по отношению к себе;
– Соблюдение принципа «один за всех и все за одного»;
– Равномерное распределение профессиональных обязанностей между членами коллектива;
– Пресечение случаев распространения сплетен;
Соблюдение принципов толерантности
– Активное общение членов коллектива в неформальной обстановке;
– Общение членов коллектива на темы не связанные с профессиональной деятельностью;
– Формирование чувства эмпатии у педагогов;
– Развитие у педагогов способности самокритично относиться к себе;
– Развитие у педагогов чувства юмора;
– Развитие у педагогов чувства самоуверенности;
Формирование адекватного отношения к критике
– Пропускать критику через мозг, а не сердце;
– Повышение самооценки у педагогов;
– Умение контролировать свои эмоции;
– Умение поставить себя на место критикующего;
– Проведение тренинговых занятий по формированию основ конструктивного общения;
Организация условий труда и отдыха
– Оснащение учебных кабинетов современными средствами обучения;
– Создание бытовой комнаты для педагогов;
– Предоставления педагогам отпуска в удобное для них время;
– Оптимизация расписания уроков педагогов;
– Организация условий для чаепития в учительской;
Единство администрации и членов коллектива
– Объективное и доброжелательное отношение со стороны администрации ко всем членам коллектива;
– Добросовестное выполнение всеми педагогами своих должностных обязанностей без контроля со стороны администрации;
– Предъявление одинаковых требований со стороны администрации ко всем членам коллектива;
– Развитие у всех членов коллектива чувства взаимопомощи, взаимопереживания, взаимоподдержки;
– Устранение случаев психологического дискомфорта;
Создание атмосферы для творчества и самоутверждения педагогов
– Развитие системы морального и материального стимулирования педагогов;
– Уважительное отношение к педагогам;
– Умение радоваться успехам коллег, исключение случаев зависти;
– Проведение нетрадиционных форм работы с педагогами: праздников, фестивалей и т. д.
– Развитие системы обобщения и распространения позитивного педагогического опыта учителей гимназии;[/wpspoiler]