Работа с компьютером

[wpspoiler name=”ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ДЕТСКИЙ ОРГАНИЗМ” ]

Трудно представить жизнь современного ребёнка без компьютера. Компьютер вос­принимается как одна из ценностей. По мнению многих, от него зависят успех, продви­жение, отношения с друзьями и т. д.

Данные медицинских осмотров свидетель­ствуют, что у 60 % пользователей персональных компьютеров возникают проблемы со зрени­ем. Так, в 2009 г. показатели нарушения остро­ты зрения у девятиклассников ухудшились по сравнению с детьми дошкольного возраста в 8,9 раза (в 2006 г. — в 8,3, в 2005 г. —- в 7,6, в 1997 г.— в 5,7).

Что же делать? Прежде всего нужно позабо­титься об организации рабочего места. Компью­тер рекомендуется размещать в северной части помещения. Прямые солнечные лучи ни в коем случае не должны попадать на монитор.

Располагайте монитор и клавиатуру на рабо­чем столе прямо, а не наискосок. Очень важно отрегулировать высоту монитора. Часто он сто­ит слишком низко. Чтобы было удобно смотреть на монитор, приходится невольно нагибать го­лову, чуть сползать на стуле. При этом напря­гается шея, мозг хуже снабжается кровью, воз­никают головные боли, напрягается спина. Еже­дневное длительное пребывание в такой позе становится причиной различных недомоганий. Экран монитора должен быть удалён от глаз минимум на 50—60 сантиметров.

Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким. Идеальный вариант — приглушённый рассеянный свет.

Удобное рабочее кресло поможет вам без усилий сохранять правильную позу за компьютером. Желательно, чтобы можно было регули­ровать высоту сиденья и наклон спинки. Сиде­нье должно быть слегка наклонено вперёд: это позволит несколько перенести давление с по­звоночника на бёдра и ноги. Край сиденья дол­жен быть чуть загнут: это уменьшает давление на бёдра. Кресло (стул) должно быть жёсткое или полужёсткое: это улучшит кровообращение в малом тазу.

Какую бы срочную работу вы ни выполняли, не забывайте делать небольшие перерывы. Они необходимы для того, чтобы не допустить пе­ренапряжения. Через каждые 20—25 минут ра­боты делайте короткие паузы продолжительно­стью 3—4 минуты, во время которых встаньте, походите, потянитесь, сделайте несколько на­клонов, покрутите головой в разные стороны. А после каждого академического часа работы (45 минут) устраивайте 15-минутные перерывы, во время которых постарайтесь сделать гимна­стику для глаз и для тела.[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”Основные принципы правильной работы на компьютере” ]

При работе за компьютером необходимо знать и строго соблюдать основные принципы работы:

  • Правильная рабочая поза, не сутультесь, не сидите положив ногу за ногу. Старайтесь со­хранить прямые углы в локтевых, тазобедрен­ных, коленных, голеностопных суставах. Найди­те такое положение головы, при котором шея устаёт меньше всего. Отрегулируйте мебель.
  • Правильное дыхание и релаксация, дыши­те регулярно и свободно, научитесь расслаб­ляться (релаксация). Сохраняйте в расслаблен­ном состоянии тело, мышцы в области лба, шеи, спины, плечи и руки.
  • Правильная организация работы зрения. Моргание — это естественный способ увлаж­нения и очищения поверхности глаз. Моргайте каждые 3—5 секунд.

Таким образом, предупреждение неблаго­приятных воздействий, которыми сопровожда­ется работа за компьютером, для детей име­ет особое значение, так как процесс роста и развития у них ещё не завершён, особенно та­ких систем, как зрительная, нервная, костно-мышечная. Организм очень чувствителен к вли­янию факторов среды. Гигиенисты обеспокоены тем, что появление машин в учебном процес­се и досуге детей может стать дополнительным фактором ухудшения их здоровья. Поэтому не­обходимо, чтобы обучение с использованием компьютеров соответствовало возрастным воз­можностям учащихся, а компьютеры в комплек­се с рабочим местом — всем требованиям безо­пасности.[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”Время работы с компьютером” ]

Время работы с компьютером также долж­но ограничиваться. Так, длительность работы на игровых развивающих занятиях:

  • для детей 6 лет — 10 ми­нут;
  • для учащихся начальной школы — 15 ми­нут;
  • для учащихся V—VII классов — 20 минут;
  • на уроках по основам информатики и вычис­лительной техники длительность работы у уча­щихся VIII класса не должна превышать 25 ми­нут;
  • у учащихся IX классов — 40 минут.

Разработанные регламенты о продолжитель­ности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству каби­нетов информатики, рабочего места за ком­пьютером наряду с другими норматива­ми включены в СанПиН 9-131 РБ 2000 «Ги­гиенические требования к видеодисплей­ным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”Упражнения для физической разминки” ]

  1. Вытяните руки и разведите пальцы так, что­бы почувствовать напряжение. Держите руки в таком положении 5 секунд, затем расслабьтесь.
  2. Чтобы расслабить верхнюю часть спины, сплетите пальцы рук над головой и сдвигайте лопатки друг к другу до тех пор, пока не ощу­тите напряжение в верхней части спины. Оста­вайтесь в таком положении 5—10 секунд, затем расслабьтесь.
  3. Сядьте прямо, возьмитесь руками за сиде­нье стула и поднимите плечи как можно выше, затем опустите их.
  4. Сидя на стуле, поднимите согнутые в ко­ленях ноги, выпрямите их и опустите.
  5. Медленно опустите подбородок на грудь. Оставайтесь в таком положении 5 секунд, затем расслабьтесь.
  6. В положении стоя сплетите за спиной пальцы рук с обращенными внутрь ладонями. Медленно поднимите и выпрямите руки. Оста­вайтесь в таком положении 5—10 секунд.
  7. В положении стоя медленно поперемен­но поднимайте и опускайте руки, одновременно

Поворачивая голову то вправо, то влево до тех пор, пока не почувствуете лёгкого напряжения. Каждое упражнение повторяйте по 5—10 раз.[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”Гимнастика для глаз” ]

  • плотно закройте глаза и широко откройте их 6—7 раз с интервалом в 30 секунд;
  • посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы, затем повторите упражнение с закрытыми глазами;
  • вращайте глазами по кругу — вниз, впра­во, вверх, влево и в обратную сторону, затем повторите упражнение с закрыты­ми глазами;
  • быстро-быстро поморгайте глазами в те­чение 1—2 минут;
  • закройте глаза и помассируйте их круго­выми движениями пальцев в течение  1 ми­нуты.

Упражнения можно выполнять сидя, повто­ряя каждое 2—3 раза с интервалом в 1—2 ми­нуты. Общая продолжительность гимнастики для глаз — около 10 минут.

В процессе работы периодически давайте отдых глазам, закрывая их на 1—2 минуты или переводя в течение этого времени взгляд с какого-то близко расположенного предмета на более удалённый объект.[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”Синдром компьютерного стресса” ]

К опасным последствиям работы на компью­тере следует отнести и синдром компьютерно­го стресса. Он чаще всего имеет несколько про­явлений:

  • физические недомогания (сонливость, не­преходящая усталость, головные боли в обла­сти глаз, боли в нижней части спины, боли в руках);
  • нарушение визуального восприятия;
  • ухудшение сосредоточенности и работо­способности.

Кроме физических недомоганий у детей мо­гут развиться негативные черты характера: по­дозрительность, вспыльчивость, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким.

Существенную роль в развитии утомления играет характер и содержание компьютерных занятий. Наиболее утомительны компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реагирования, из серии «догонялки», «стрелялки», «убивалки», которыми наводнён рынок компьютерных программ. Эти так называемые аркадные игры весьма привлекательны для детей, многие из них готовы часами погружаться в эти «кнопочные» соревнования, одержимые желанием «по­бедить компьютер».

Психологи предупреждают о затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрес­сивного и безжалостного поведения ребёнка под их воздействием.[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”Обратная сторона компьютеризации” ]

При длительной работе за компьютером, в условиях неправильной организации рабоче­го места человек может испытывать головную боль, болезненные ощущения в области мышц лица, шеи, ноющие боли в позвоночнике, резь в глазах, слезоточивость, нарушения чёткого видения. Пользователи компьютеров в большей степени подвержены психологическим стрес­сам, болезням сердечно-сосудистой системы и верхних дыхательных путей. Пыль, которая при­тягивается электростатическим полем компью­тера, может стать причиной кожных заболева­ний, раздражения слизистых оболочек.

Особое внимание необходимо уделить вли­янию компьютера на детский организм. Вред детскому организму может нанести и чрез­мерное использование особых технологий, по­лучивших название виртуальной реальности. У детей, которые с раннего возраста чрезмер­но увлеклись компьютерными играми, выявлен новый вид заболевания — синдром видеоигро­вой эпилепсии. Кроме физических недомога­ний у таких детей отмечено развитие негатив­ных черт характера: подозрительность, мни­тельность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость.

Невежество и беспечность, отсутствие ра­зумного подхода в вопросах эксплуатации ком­пьютера крайне опасны для телесного и психи­ческого здоровья ребёнка.[/wpspoiler]

[wpspoiler name=”Почему компьютер так притягивает детей?” ]

  • Он дает все те эмоции, которые не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр, от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не сдвигаясь с места.
  • Ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка — как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не  прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У  ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он  может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. В реальной жизни такой возможности нет, но дети, к сожалению, этого не понимают – что живем-то мы без черновика, и то, что сделано, порой уже не исправить.
  • Мальчиков еще привлекает реализация их агрессивных тенденций. Практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Сцены насилия действительно могут оказаться разрушительными для детской психики, провоцируя детей на агрессивное поведение в реальной жизни. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в  некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут сподвигнуть незрелую, неразвитую личность на  реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни.[/wpspoiler]

Добавить комментарий