Консультация для родителей
В подростковом возрасте отмечаются соматические изменения, которые особенно выражены в период усиленного роста. В основе этих изменений две причины: нарушение слаженной работы органов и систем и недостаток в организме различных веществ, необходимых для роста. Именно с этими нарушениями связаны и особенности умственного развития школьников раннего подросткового возраста: с одной стороны, их возможности непрерывно возрастают, совершенствуется память, внимание, преобразуется характер мышления, развиваются критические черты характера, растёт самостоятельность, расширяется круг интересов, стремлений. С другой стороны, физиологические изменения влекут за собой последствия, мешающие учебной деятельности и эффективному развитию интеллектуальных способностей: неустойчивость настроения, повышенная утомляемость, отсутствие адаптации к неудачам, повышенная эмоциональность.
В старшем подростковом возрасте интеллектуальное развитие быстро прогрессирует и проходит в несколько этапов:
– сначала развивается способность к абстрактному мышлению, к синтезу и анализу и к гипотетическому мышлению; сознание становится более независимым, приходит умение сравнивать, давать оценки, делать обобщение, выводы;
– затем мышление становится всё более критическим, нет больше нужды в подтверждении своих мыслей родителями или учителями;
– всё более развивается способность делать заключения от частного к общему; возникает способность отличать существенные характеристики понятий от второстепенных; также продолжает углубляться знание реальности;
– развивается моральное мышление, участие в общественной жизни становится активнее, молодой человек думает всё более самостоятельно и может отстоять свою позицию.
За четыре года подросткового периода отношение школьников к учёбе сильно меняется. Критическими оказываются 5 и 6 классы. Именно в это время многое изменяется и в характере учёбы, и в самом подростке. С одной стороны, изменяется характер учебного материала, значительно повышаются требования к качеству его усвоения. С другой стороны, у подростка появляются новые интересы, увлечения.
Становится шире само понятие «учение» — для подростка оно больше не ограничивается одной школой, как это было для младшего школьника. Подросток может приобретать знания по интересующим его предметам самостоятельно и целенаправленно. Бывает, что в школе подросток учится средне, небрежно, списывает и не заботится об оценках, но при этом в свободное от школы время с увлечением занимается любимым делом, читает специальную литературу, проявляет активность и целеустремлённость.
У некоторых подростков уже в этом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с тем, что у них появляется жизненная перспектива и профессиональные намерения. Приобретение знаний становится средством осуществить задуманное, воплотить личные цели и планы. У других подростков, наоборот, именно в этом возрасте учёба в школе становится формальным делом, мешающим другим личным интересам.
Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности младших подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, связаны, прежде всего, с неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться.
Меняется отношение старшеклассников к учёбе. Ученики взрослеют, обогащается их опыт: они понимают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растёт их сознательное отношение к учёбе, которая приобретает непосредственный практический смысл.
У старших подростков возникает избирательное отношение к учебным предметам. Но если у учеников средней школы избирательность обусловлена, как правило, личностью учителя, уровнем и стилем преподавания, то у старшеклассников уже иная причина избирательного отношения к предметам: сложившиеся интересы, профессиональная направленность. В этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопросу, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми. Старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и математических, литературных, конструктивно-технических, научных способностей.
Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего школьного возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, вниманием), подчиняя их организацию определённым задачам жизни и деятельности.
Под влиянием специфической для старшего школьника организации учебной деятельности существенно изменяется мыслительная деятельность старших подростков, характер их умственной работы. Всё большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, всё чаще и чаще старшим школьникам приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает всё более активный, самостоятельный и творческий характер.
Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется, по сравнению с ранним подростковым возрастом, более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Всё это – предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.