Рекомендации психолога родителям первоклассников

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребенка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптация – процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. Трудность или легкость  адаптации  зависит  от  особенности  нервной  системы  ребенка, темперамента, черт характера, адаптационных способностей, адекватного  опыта.

Новые нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка – тем более детям тяжело усваивать. К этим нормам нужно адаптироваться.

Вот некоторые полезные советы для более мягкой адаптации ребенка к школе:

  1. Положительный настрой. Помогите ребенку настроиться на позитивный опыт. Поговорите с ним о том, что школа — это место, где он узнает много интересного, встретит новых друзей и разовьет свои навыки. Будьте терпеливыми и поддерживающими. Постарайтесь понять эмоции ребенка и помочь ему справиться с любыми страхами или тревогами, связанными с школой.
  2. Поддержка дома. Вы можете помочь ребенку выполнять задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет дальше работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте что-то за ребенка.
  3. Помощь в социализации. Помогите ребенку находить общий язык с другими детьми. Спросите его о его новых друзьях, поощряйте совместные игры и встречи после школы.
  4. Общение с учителями. Установите контакт с учителями, чтобы быть в курсе успехов и проблем ребенка в школе.
  5. Включение в школьные мероприятия. Поощряйте ребенка участвовать во внеклассных мероприятиях, которые соответствуют его интересам, чтобы расширить круг общения.
  6. Не поощряйте успехи в школе ребенка едой (посещение пиццерии, сладкие продукты, конфеты), покупками игрушек. Поощряйте ребенка психологически: добрые слова, поддержка, одобрение и т.п.

В среднем адаптация к школе занимает от двух до шести месяцев, поэтому рекомендуют первое время ребенка ничем дополнительным не нагружать.

Ближе к окончанию периода адаптации (4-6 месяцев) вам будет понятно насколько ребенок справляется с основной нагрузкой в школе, как он себя чувствует, успевает ли отдыхать, играть, общаться с ровесниками. Если да, то тогда уже совместно с ним вы можете обсуждать дополнительные кружки и интересы.

Чтобы  обсудить  правила  поведения в коллективе можно, использовать для примера ценности вашей семьи. Например, мы друг друга уважаем, не переходим на личности в спорах. Говорим о чувствах и поступках, а не о человеке. Если что-то не нравится, говорим четкое «нет».

Научите ребенка самостоятельности.

Ребенок навсегда останется ребенком для своих родителей, однако обретение самостоятельности — важный шаг в его развитии.

Вот несколько советов, как научить малыша справляться самому:

  1. Личный пример — ваш верный помощник. Если ребенок говорит: «Я не могу, помоги мне», не решайте проблему сиюминутно. Подбодрите словами: «Давай сделаем вместе, я тебя сейчас научу».
  2. Установите границы и озвучьте их следующим образом: «Есть вещи, которые ты можешь делать сам (-а), я не буду их делать за тебя».
  3. Верьте в своего ребенка, напоминайте, что с помощью маленьких шагов у него все получится.

Добавить комментарий