Роль факультативного обучения в развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся, их профессиональном самоопределении

Заседание методического совета по теме:

 

“Роль факультативного обучения в развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся, их профессиональном самоопределении”

      Из опыта работы заместителя директора по учебно-методической работе       Омельянчук Людмилы Ивановны
Дата проведения: 06 апреля 2012 года
Время проведения: 2 часа
Форма проведения: методический мост
Эпиграф педсовета: “Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха” В.А. Сухомлинский

Цель: обмен передовым педагогическим опытом в организации факультативных занятий
Задачи: 1. Определить роль факультативных занятий в развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся, их профессиональном самоопределении 2. Выработать пути и средства оптимизации работы с одаренными учащимися в системе “урок – факультатив” 3. Раскрыть роль современных педагогических технологий, нестандартных форм, методов и средств обучения в повышении эффективности факультативных занятий 4. Выработать модель факультативного занятия как системного явления и как средства развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся и их успешной социализации
Ход заседания:
1. Вводная часть

(Видеоролик “Презентация методической службы гимназии “Творчество и поиск”)

1.1. Тема, эпиграф, цель и задачи заседания       Здравствуйте, уважаемые члены методического совета. Сегодня у нас состоится очередное заседание методического совета. Его тема “Роль факультативного обучения в развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся, их профессиональном самоопределении”. Чем же вызвана данная тема?       В.А. Сухомлинскому принадлежат слова “Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха”, которые станут эпиграфом нашего заседания и во многом объяснят выбор данной темы для обсуждения на нашем заседании.
Миссия гимназии – дать шанс преуспеть каждому ученику в развитии творческого потенциала и интеллекта на основе раскрытия и реализации его образовательных потребностей. Важнейшее и величайшее искусство педагога – внушить каждому ребенку, что он способен к творчеству, что он способен стать успешным в самостоятельной жизни. На выявление познавательных интересов учащихся, развитие их способностей, умений и способов деятельности, на удовлетворение образовательных запросов, связанных с профессиональным самоопределением учащихся, направлены факультативные занятия.       Поэтому в системе работы гимназии с одаренными и способными учащимися важное место отводится именно факультативным занятиям. В этом направлении деятельности накоплен позитивный опыт нашими педагогами, который необходимо рекомендовать для использования другим педагогам, как гимназии, так и района. Однако, на сегодняшний день остаются проблемы в организации некоторых аспектов факультативного обучения, таких как обеспечение преемственности в системе “урок-факультатив”, в технологизации факультативного обучения, в применении на практике разнообразных нестандартных форм, методов и средств работы на факультативных занятиях.       Этим и объясняется выбор темы работы методического совета, ее актуальность для нашего коллектива.       Цель нашего заседания “обмен передовым педагогическим опытом в организации факультативных занятий”. В ходе работы мы должны реализовать следующие задачи:
1. Определить роль факультативных занятий в развитии интеллектуального и творческого потенциала учащихся, их профессиональном самоопределении
2. Выработать пути и средства оптимизации работы с одаренными учащимися в системе “урок – факультатив”       3. Раскрыть роль современных педагогических технологий, нестандартных форм, методов и средств обучения в повышении эффективности факультативных занятий       4. Выработать модель факультативного занятия как системного явления и как средства развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся и их успешной социализации
1.2. Организация работы, представление участников       Существуют разнообразные формы работы по обмену передовым педагогическим опытом, которые всем хорошо знакомы: семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы и др. Но наше заседание мы проведем в нетрадиционной форме, в форме методического моста. Поэтому позвольте вам разъяснить особенности такой формы работы.       Методический мост является разновидностью дискуссии. Целью его проведения является обмен позитивным педагогическим опытом, распространение эффективных технологий обучения. К участию в работе методического моста могут привлекаться педагоги разных школ, а также родители учащихся. Итогом его работы являются методические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, выработка эффективных моделей различных составляющих образовательного процесса.
Поскольку методический мост предполагает активность всех его участников, мы надеемся на эффективное взаимодействие, активный обмен мнениями, на конструктивные предложения со стороны всех присутствующих. В работе нашего методического моста принимают участие члены методического света гимназии (члены администрации, руководители методических формирований гимназии, специалисты СППС, руководители научного общества), а также приглашены родители старшеклассников:       1. Яскунова О.А.       2. Коляда Г.В.
3. Попека С.В.       Для организации эффективной работы мы разделимся на несколько проектно-аналитических групп.       Группа №1: Веремейчук Ю.С., Каменева Т.Н., Кривальцевич Е.А., Лелекина В.С.
Группа №2: Книга Г.П., Бильдейко Н.И., Игнашевич И.В., Ануфриенко В.Л., Архутик Г.В., Капица Л.В.       Группа №3: Коробко В.Ф., Козорез Л.Г., Величко С.Н., Смирнова Н.В., Королюк Т.А.       Группа №4: родители учащихся;
Редакционная группа: Купцевич Е.В., Матвеенко Т.С., Остапюк Е.А.       Позвольте, коллеги, пожелать всем успешной работы и считать открытым наше сегодняшнее заседание.       1.3. Погружение в проблему, актуальность проблемы       И начать нашу работу я хочу с притчи “Школа зверей”       Однажды собрались звери в лесу и решили открыть школу.       Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь. Они и сформировали совет директоров.
Кролик настаивал, чтобы в программу занятий вошел бег.       Птица настаивала, чтобы в программу занятий вошло летание       Рыба настаивала, чтобы в программу занятий входило плавание       А белка говорила, что абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям       Они объединили все содержание и составили расписание факультативов.       Потом они решили, что ВСЕ животные должны изучать ВСЕ факультативы       Хотя кролик и получал “10” по бегу, с вертикальным лазаньем по деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил серьезную травму и бегать больше не мог. Оказалось, что вместо “10” по бегу, он получает “3”, а по вертикальному лазанью, конечно, – всегда “1”.       Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья. Очень скоро она стала получать “3” по летанию, “1” – по норокопанию и испытывала адские трудности в вертикальном лазанье.       В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался угорь, который все делал наполовину.       …Но учредители были довольны, потому что каждый изучал ВСЕ предметы, и это называлось “широким общим образованием”.       Обсуждение: Уважаемые коллеги, хотелось бы услышать ваше отношение к “широкому общему образованию”. Нужно ли всем ученикам изучать все предметы на более высоком уровне и посещать все факультативы? (обсуждение)       Вывод: на современном этапе развития мирового сообщества выпускники школ наряду с базовыми знаниями, умениями и навыками, должны овладеть и новыми ключевыми компетенциями (знание иностранного языка, компьютерных технологий, основ экономики и предпринимательства). Также школы должны обеспечить подготовку выпускников, готовых жить и трудиться в открытом информационном обществе. Это становится реальным при условии дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. На данный момент основной формой дифференциации и индивидуализации обучения являются факультативные занятия. Урок формирует базовые знания и фундаментальные личностные качества ученика, которые служат основой успешного обучения. Факультатив же подхватывает достижения ученика и развивает накопленный им на уроке потенциал.       “Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования”. (Кодекс об образовании, 2011 г.)       4. Практическая часть       4.1. Обсуждение: (вопросы на столах, работа в группах 3 минуты)       – Какие задачи, по-вашему, призваны решать факультативные занятия?       – Можно ли повысить уровень знаний по предмету, посещая факультативы? Можно ли обойтись без услуг репетиторов?       – Каковы мотивы выбора факультативных занятий нашими учениками?       – Какие качества развиваются у учащихся на факультативах?       – Что, по-вашему, главное на факультативном занятии?       – Что, по-вашему, интереснее урок или факультатив?       – В чем, по-вашему, разница между факультативом и уроком?
– В каком случае работу ученика на факультативном занятии можно назвать успешной?       Я попрошу членов редакционной группы фиксировать ответы представителей групп, т.к. мы попытаемся сравнить наши ответы с ответами учащихся.       4.2. Результаты микроисследований среди учащихся гимназии      При подготовке к сегодняшнему занятию мы провели микроисследования среди старшеклассников гимназии. Нам хотелось знать каково отношение к факультативным занятиям самих учащихся, каково их значение, по мнению самих учащихся. И я попрошу представить результаты данных исследований социального педагога Матвеенко Т.С. (результаты микроисследования)

Результаты микроисследования “Главное на занятии факультатива”
Опрошен 61 учащийся 8-10 классов (диаграмма на экран)
Что на ваш взгляд является главным на занятии факультатива?
Количество
%
Рабочая обстановка
20
33%
Возможность заниматься интересным делом
37
61%
Творческое вдохновение
7
11%
Разнообразие видов деятельности
20
33%
Взаимопонимание учителя и ученика
25
41%
Общая заинтересованность в знаниях
26
43%
Чувство комфортности
22
36%
Другое: – новые знания – подготовка к ЦТ – хороший учитель
1 2 1
1,6% 3,3% 1,6%

По результатам данного микроисследования видно, что большинство опрошенных старшеклассников (61%) главным на занятиях факультатива считают возможность заниматься любимым делом. Кроме того респондеты высоко ценят общую заинтересованность в знаниях (43%), взаимопонимание учителя и ученика (41%), чувство комфортности (36%), рабочую обстановку (33%), разнообразие видов деятельности (33%). Учащимся представлялась возможность назвать свои варианты ответов, они следующие: новые знания (1 учащийся), хороший учитель (1 учащийся), подготовка к ЦТ (2 учащихся). Таким образом, можно сделать вывод: старшеклассники гимназии вполне осознанно выбирают факультативные занятия, серьезно относятся к этому виду учебной деятельности, считают, что результативность факультативных занятий определяется не только получением новых знаний, но и стилем взаимоотношений между учителем и учащимися.

Результаты анкетирования “Отношение учащихся к факультативным занятиям”
Всего опрошен 61 учащийся 8-10 классов

Вы с интересом посещаете факультативы?
– Да – 52(85%)       – Нет – 6 (10%)       – Не очень 3 (5%)
Укажите мотивы выбора вами факультативов       – желание расширить свои знания – 40 (66%)        – желание повысить свой интеллектуальный уровень – 35 (57%)        – это пригодится в будущей профессиональной деятельности – 29 (48%)        – они интересны по содержанию и имеют практическую направленность – 12 (20%)        – рабочая и доброжелательная обстановка во время занятия – 9 (15%)        – подготовка к экзаменам, ЦТ – 5 (8%)       Что интересней: урок или факультатив?       – урок – 12 (20%)        – факультатив – 53 (87%)
– затрудняюсь ответить – 1 (1,7%)       В чем разница между уроком и факультативом?       – изучение тем, которых нет в программе – 28 (46%)        – добровольное посещение – 2 (3%)        – комфортная обстановка, свободное общение с учителем – 19 (31%)        – не спрашивают и не ставят отметок – 15 (25%)        – больше практики – 2 (3%)
– меньше учеников, чем на уроке – 2 (3%)        – больше внимания уделяется знаниям, а не оформлению тетради – 1 (1,7%)       Назовите интересные формы проведения факультативных занятий       – с применением компьютеров, презентаций, видеофильмов – 9 (15%)        – практические занятия, эксперименты – 11 (18%)        – игры, деловые игры – 12 (20%)        – тесты – 3 (5%)        – лекция – 2 (3%)        – дискуссия – 9 (15%)        – круглый стол – 1 (1,7%)       Чем помогают вам факультативные занятия?       – помогают расширять и углублять знания – 35 (57%)        – лучше знаю предмет 3 (5%)        – узнаю много нового – 8 (13%)        – возможность заниматься интересным делом – 3 (5%)        – подготовка к экзаменам – 3 (5%)       По результатам данного анкетирования можно сделать вывод о том, что у большинства старшеклассников гимназии позитивное отношение к факультативным занятиям. А именно 85% из них посещают факультативы с интересом (диаграмма), лишь 10% – без интереса. Также мотивы выбора факультативов учащимися подтверждают то, что гимназисты заинтересованы в расширении своих знаний (диаграмма), в повышении своего интеллектуального уровня. Учащиеся (48%) понимают роль факультативных занятий в будущей профессиональной деятельности. Ребят привлекает и то, что факультативы интересны по содержанию и имеют практическую направленность (20%), и то, что на занятиях рабочая, комфортная обстановка (15%). Видят роль факультативов в подготовке к экзаменам и ЦТ лишь 8% опрошенных.
Преобладающее большинство – 87% (диаграмма) считают, что факультативы более интересны, чем уроки (хотя ряд учащихся считают, что интересны и урок, и факультатив). Такой выбор объясняется тем, что учащиеся видят разницу между уроком и факультативом в следующем: (диаграмма) на факультативах материал изучается сверх программы (46%), на факультативах более комфортная обстановка, свободное общение с педагогом (31%), на факультативах не спрашивают и не ставят отметки (25%), небольшая часть учащихся разницу видит в добровольном посещении. Заслуживает внимания и такой вариант ответа: “Больше внимания уделяется знаниям, а не оформлению тетради”.       Учащиеся назвали следующие интересные формы проведения факультативных занятий (диаграмма): с применением компьютерных технологий – 15%, практикумы, эксперименты – 18%, игры, деловые игры – 20%, дискуссии – 15%, тесты – 5%, лекция – 3%. Следовательно, педагоги гимназии практикуют применение нестандартных форм проведения факультативных занятий, которые повышают интерес учащихся к этим занятиям и их эффективность.
То, что у старшеклассников позитивное отношение к факультативам, подтверждается и ответами на вопрос “Чем помогают вам факультативные занятия?”. (диаграмма) 57% учащихся считают, что факультативы помогают им расширить и углубить знания, 13% – на факультативах узнают много нового, 5% – лучше знают предмет, 5% – дают возможность заниматься интересным делом, 5% – подготовка к экзаменам.

Анализ результатов микроисследования “Успешность деятельности ученика на факультативном занятии”
Всего опрошено 66 учащихся 9-11 классов

Какова была тема занятия?       – назвали тему – 66 (100%)       – не назвали тему – (-)
Какую ты перед собой ставил цель на занятии?       – научиться решать задачи, выполнять упражнения – 13 (20%)       – углубить и расширить знания – 21 (32%)
– выполнение более сложных заданий – 2 (3%)       – повторение материала – 32 (49%)       – узнать новое – 13 (20%)       – включить мозги – 1 (1,5%)       Что новое ты усвоил на занятии?
– формулы – 9 (14%)       – правила – 44 (67%)       – идеи – 11 (17%)       – законы – 4 (6%)       – новые нестандартные способы решения задач – 11 (17%)       Что было главным на занятии?
– понять тему – 2 (3%)       – решение задач, выполнение упражнений – 18 (27%)       – все – 2 (3%)       – обсуждение, коллективная работа – 6 (9%)       – усвоение нового материала – 16 (24%)
– повторение – 22 (34%)       – знания, их применение – 4 (6%)
– ошарашили сложные задачи – 1 (1,5%)       Какие мысли вызвало у тебя занятие?       – замечательные – 9 (14%)       – позитивные – 19 (29%)       – впечатлило – 5 (7,5%)       – хорошие – 20 (30%)       – занятие было полезным – 6 (9%)       – чувство удовлетворения – 7 (11%)       – я еще не все знаю и нужно много работать – 3 (4,5%)       – никакие – 1 (1,5%)       Как ты оцениваешь свою работу на занятии?       – удовлетворительно – 9 14%       – хорошо – 28 (42%)       – отлично – 5 (7,5%)       – эффективно – 2 (3%)
– активно – 13 (20%)       – неудовлетворительно – 1 (1,5%)
Таким образом, можно сделать вывод, что успешность деятельности учащихся старшего звена на факультативных занятиях довольно высокая. Все учащиеся смогли после проведения занятия назвать его тему, все учащиеся на занятии ставили перед собой вполне конкретные цели по расширению и углублению знаний, по повторению учебного материала, по развитию практических умений и навыков. Также все респонденты во время занятий усвоили много нового: формулы, понятия, законы, новые способы решения и т.п. Учащиеся в большинстве случаев смогли выделить главное на занятии (это, как и получение новых знаний, так и коллективная работа, обсуждение проблемных вопросов). У учащихся проведенные занятия вызвали позитивные чувства и мысли. Всего лишь 1 учащийся из опрошенных оценил свою работу на занятии неудовлетворительно, большинство же отметили, что работали хорошо (42%), активно (20%), отлично (7,5%), либо удовлетворительно (14%).       Таким образом, проведенные микроисследования позволяют сделать выводы: (на экран)       * у большинства старшеклассников гимназии позитивное отношение к факультативным занятиям;       * старшеклассники гимназии вполне осознанно выбирают факультативные занятия, серьезно относятся к этому виду учебной деятельности;
* главное на факультативных занятиях не только получение новых знаний, но и стиль взаимоотношений между учителем и учащимися.
* успешность деятельности учащихся старшего звена на факультативных занятиях довольно высокая;       4.3. Сравнение отношения к факультативным занятиям со стороны учащихся, педагогов и родителей. (выступление редакционной группы)
2.4. И еще хочется обсудить несколько вопросов:       1. Как вы думаете: необходимы только предметные факультативы или же есть необходимость в факультативах общеразвивающей направленности (подготовка к семейной жизни, к выбору профессии, риторика, этикет)?       2. А каково ваше отношение к факультативам спортивной направленности?       Таким образом, можно сделать вывод: для того, чтобы ребенок развивался гармонично, всесторонне желательно, чтобы он посещал как предметные факультативы, так и общеразвивающие и спортивные факультативы. Наши ребята также это понимают и изъявляют желание посещать данные занятия. Так в начальной школе ежегодно работают факультативы, направленные на становление, развитие и воспитание речевой, патриотической, информационной и здоровьесберегающей культуры (“Роднае слова”, “ЗОЖ”, “Азбука Берегоши”, “Путешествие в мир сказки”, “Учусь творчески мыслить”, “Кніга запрашае у падарожжа”). В среднем звене организуются факультативы спортивной направленности (“Час футбола”, “Туризм”, “Баскетбол”). В старших же классах учащиеся дают предпочтение факультативам, которые направлены на подготовку к будущей самостоятельной жизни, к осознанному выбору профессии.        2.5. Проведя обсуждение и микроисследования, мы убедились, что факультативные занятия важная составляющая в процессе развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся, в их профессиональном самоопределении. И поэтому сейчас очень актуально сформулировать еще один вопрос: Каким должно быть факультативное занятие, чтобы оно способствовало реализации именно этих задач?       Предполагаемые ответы: эффективным, должна соблюдаться преемственность в системе “урок-факультатив”, применение современных технологий, должны соблюдаться основные педагогические принципы, разнообразные формы проведения, высокий уровень мотивации у учащихся, методическое и техническое оснащение.

(редакционная группа фиксирует)

2.6. Дидактическая игра “Диалог”      Вот эти аспекты мы и обсудим в ходе дальнейшей работы, которую мы построим по принципу диалога между представителями наших проектно-аналитических групп. В ходе подготовки к сегодняшнему заседанию у нас прошла неделя педмастерства “Факультативные занятия и развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся”, а также заседания предметных кафедр и МО. Были проведены открытые факультативные занятия, на заседаниях обсуждались актуальные вопросы и проблемы в организации факультативов. И сейчас у нас буде возможность познакомиться с позитивным опытом наших коллег, высказать свои предложения.       1.Мы учащимся задавали вопрос: Что интереснее урок или факультатив? И ответ на него вы уже знаете. Но мне хочется еще задать вопрос педагогам: как подготовить и провести факультатив так, чтобы он был интереснее урока? Или же: что проще учителю подготовить и провести урок или факультатив? (обсуждение)       На самом деле – подготовить и провести факультатив гораздо сложнее, чем урок по многим причинам. Но одна из них, пожалуй, самая важная – это недостаточное методическое обеспечение проведения факультативных занятий, по многим факультативным курсам у учителя в распоряжении только программа и календарно-тематическое планирование, работа по созданию учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий ведется, но она находится на начальном этапе. Нашими опытными педагогами ведется работа по созданию учебно-методических комплексов для проведения факультативных занятий, что включает в себя разработку дидактических материалов, создание банка наглядных пособий, банка аудио- и видеоматериалов, а также мультимедийных презентаций и методических разработок самих занятий.       И сейчас опытом работы по созданию УМК для проведения ФЗ поделится Капица Л.В.

(выступление Капица Л.В. “Использование учебно-методических комплексов в процессе подготовки и проведения факультативных занятий”)

2.Продолжаем наш диалог. Группа №3, ее руководитель В.Ф.Коробко представляет результаты работы учителей кафедры естественно-математических дисциплин по проблеме “От чего зависит эффективность проведения факультативных занятий?” “Каковы составляющие процесса обеспечения преемственности в системе “урок-факультатив”?

(выступление Коробко В.Ф. “Критерии эффективности факультативного занятия. Составляющие процесса обеспечения преемственности в системе “урок – факультатив”)

А сейчас я попрошу включиться в диалог руководителя кафедры иностранных языков Г.В.Архутик и осветить вопрос “Какие педтехнологии имеют перспективу использования в практике работы педагогов по развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся на факультативных занятиях”?

(выступление Архутик Г.В. “Технологии обучения на факультативных занятиях”)

2.Сейчас слово группе №2, и я попрошу ее руководителя Книгу Г.П. раскрыть вопрос “Какие педагогические принципы должны быть реализованы на факультативных занятиях, чтобы осуществлялся процесс раскрытия творческого и интеллектуального потенциала? Каков опыт в этом плане имеют учителя общественно-гуманитарных дисциплин?”

(выступление)

3.Очень актуален вопрос “Какие нестандартные формы, методы и средства работы востребованы в процессе ведения факультативных занятий?” Хотелось бы познакомиться с опытом работы в этом направлении учителей начальных классов, и я передаю слово представителям группы №1. (Кривальцевич Е.А.)

(выступление)

4. Как мы уже слышали – факультативы призваны выполнять важные функции в профессиональном самоопределении учащихся, в выборе ими путей продолжения образования после школы. Поэтому обязательным представляется обсуждение вопроса “Какую роль выполняют факультативные занятия в профессиональном самоопределении учащихся, в системе работы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни?”       В этом плане многие наши педагоги могли бы поделиться опытом, привести примеры из своей практики. А я хочу предоставить слово Ануфриенко В.Л., в прошлом году был ее первый выпуск, и ей есть, что сказать в этом плане и как предметнику, и как классному руководителю.

(выступление Ануфриенко В.Л.”Роль факультативных занятий в профессиональном самоопределении учащихся, в системе работы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни”)

Уважаемые коллеги, мне хотелось бы, чтобы в обсуждение этого аспекта включились представители всех групп, в том числе и родителей?       5. Релаксация
Т.о., факультативные занятия обеспечивают успешность выпускников в будущей самостоятельной жизни, содействуют процессу социализации и самореализации их личности. А это очень сложный процесс, в самостоятельной жизни очень часто встречаются непростые, казалось бы, безвыходные ситуации. Задача педагогов совместно с родителями подготовить детей воспринимать эти ситуации адекватно, и с оптимизмом смотреть в будущее.       Уважаемые коллеги, мы с вами, довольно напряженно работаем, поэтому есть необходимость немного отвлечься, отдохнуть. В качестве релаксации я предлагаю вашему вниманию видеоролик, который учит позитивно смотреть на все жизненные ситуации и не отчаиваться, только в этом случае жизнь будет полноценной.

(Мультфильм “Барашек Шон” [ Shaun the Sheep ])       Обмен мнениями после просмотра.

6. Заключительная часть      6.1. Основные аспекты организации факультативных занятий определены, и сейчас необходимо в процессе коллективной работы нам выработать модель факультативного занятия, как системного явления и как средства развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся и их успешной социализации. Поэтому мы организуем работу в группах с целью выработки данной модели по самым важным модулям.

(Работа проектно-аналитических групп по выработке модели факультативного занятия как системного явления и как средства развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся и их успешной социализации (5-7 минут) (тихая музыка)

Группа №1 – модуль “критерии эффективности”, модуль “преемственность”
Группа №2 – модуль “технологии обучения на факультативных занятиях”, модуль “учебно-методическое обеспечение”, модуль “принципы обучения”       Группа №3 – модуль “формы, методы и средства проведения факультативных занятий”       Группа №4 – модуль “функции факультативных занятий”       6.2. Группы представляют и защищают свои модели       6.3. Редакционная группа фиксирует и обобщает наработки       6.4. Подведение итогов (на экране – модель)
Уважаемые коллеги, как результат нашей совместной конструктивной работы мы видим модель факультативного занятия, как средства развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся и их успешной социализации. Она включает в себя следующие позиции:       – критерии эффективности;
– функции факультативных занятий;       – преемственность в системе “урок-факультатив”;       – технологии обучения на факультативных занятиях;       – формы, методы и средства проведения факультативных занятий;       – педагогические принципы;       – учебно-методическое обеспечение;       Данная модель будет рекомендована педагогам гимназии в целях повышения эффективности факультативных занятий и использования потенциала факультативных занятий для развития учащихся.       7. Рефлексия       Закончить нашу работу я хочу словами “Ученики достигнут успеха, почувствуют вкус победы над своими слабостями, разовьют интерес к учению на факультативных занятиях только тогда, когда выбрали факультатив по душе и посещают его с интересом. Задача педагогов помочь ему в этом в тесном взаимодействии с родителями. И тогда удастся обнаружить ту изначально заложенную в ребенке функцию развития, которая называется способностью, создать для нее определенную среду и довести до совершенства”
И чтобы проанализировать результативность работы нашего методического совета я предлагаю еще поработать 1 минуту в группах и обсудить и высказать ваши мысли по следующим позициям: (на экране)       – Самая важная мысль методического совета….       – Самая спорная мысль методического совета, по-вашему мнению…..       – Возникла ли у вас идея, которую хочется опробовать…

(Выслушивается мнение каждой группы по всем позициям)

– Спасибо всем за активное участие в ходе заседания, результативную работу, за высказанные идеи, мысли, пожелания. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество! Успехов всем!
ПРИЛОЖЕНИЯ: Мультимедийная презентация к методсовету

Добавить комментарий