СЕМИНАР “Сетевые сообщества как инструмент методической поддержки учителя”

Цель: создание условий для развития у педагогов специальных компетенций, связанных с использованием в дидактических и воспитательных целях инструментов, сервисов и средств современного интернета.

Задачи:

  • Знакомство с различными профессиональными сообществами педагогов современного интернета;
  • Подготовка к осуществлению осознанного выбора инструментов и сред современного интернета в целях эффективной реализации задач педагогического общения и организации образовательного процесса;
  • Создание условий для развития готовности к использованию различных форм Интернет-активности педагогов для достижения актуальных образовательных результатов;

Эпиграф: «Никакой опыт не опасен, если на него отважиться»     И. Гете

Дата проведения: 30.03.2021 года

План проведения:

  1. I. Теоретическая часть
  2. Вступление. Новые требования к современной школе
  3. Профессиональные сообщества педагогов. Место сетевых сообществ в информационно-образовательной среде учителя
  4. Цели, задачи, функции
  5. Разнообразие сетевых сообществ
  6. Почему учитель неохотно вливается в сетевые сообщества?
  7. II. Практическая часть
  8. Презентация сетевых сообществ:

Самойлович О.С. презентация и  обзор  сетевого сообщества «Педагогический портал РБ»;

Королюк Т.А. презентация и  обзор  сетевого сообщества «Я – Класс»;

Станкевич Т.Н. презентация и  обзор  сетевого сообщества «Сеть творческих учителей»;

– Книга Г.П. презентация  и обзор сетевого сообщества «клуб «Хрустальный журавль»;

– Локтева Г.Г. презентация и  обзор  сетевого сообщества «e-asveta»;

– Бойко А.А. презентация и   сетевого сообщества  «SlideShres»;

– Юк Л.В.  презентация  и  обзор сетевого  сообщества «Суполка»;

  1. Ссылки на Интернет-сообщества педагогов

Ход семинара

  1. Вступление. Новые требования к современной школе.

В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Всем известны новые требования к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; активные формы учебной деятельности; инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация; новая роль педагога в школе; использование новых цифровых учебных инструментов, электронных медиатек; новые подходы к управлению школой.

Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решить в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Компьютерные технологии настолько прочно вошли в практику работы учителей, что педагоги не только пользуются ими ежедневно, но и появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Сетевые сообщества педагогов, не знающие границ и расстояний, легко решают ряд важных задач, решение которых раньше было возможно лишь при непосредственной встрече и обмене информацией по почте или через электронные носители.

Учитель всю жизнь занимается самообразованием. Он учится у своих коллег и учеников. Современный мир быстро меняется, и нам нельзя бояться признавать, что мы чего-то не знаем. Было бы желание, а образовательные ресурсы Интернета помогут нам. Мы вполне можем освоить работу с ними.

Неслучайно в качества эпиграфа к семинару я взяла высказывание немецкого писателя  Иоганна Вольфганга Гете «Никакой опыт не опасен, если на него отважиться».

Для тех, кто открыт к восприятию нового и желает делиться своими наработками в сфере обучения подрастающего поколения открыты сетевые сообщества педагогов.

  1. Профессиональные сообщества педагогов. Место сетевых сообществ в информационно-образовательной среде учителя.

Сетевые сообщества педагогов – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной сфере в сети.

Профессиональное сетевое сообщество – это совокупность связей между добровольно объединенными людьми (в т.ч. педагогами, родителями, детьми и взрослыми), имеющая целью участие в разработке специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека.

Став участником сетевого сообщества педагогов, Вы:

  • Познакомитесь со своими коллегами, найдете единомышленников и расширите круг своего общения.
  • Получите возможность представить свой уникальный педагогический опыт широкой аудитории.
  • Узнаете мнение своих коллег-профессионалов, а также получите бесплатные консультации, советы и рекомендации.
  • Сможете сами выступить в роли эксперта и прокомментировать работы коллег.
  • Сможете обсудить злободневные проблемы методики преподавания предмета, школы, образования в целом
  • Познакомитесь с опытом коллег и в дальнейшем сможете использовать предложенные ими идеи в своей работе.
  • Сможете планировать свое время и принимать участие в работе семинара тогда, когда вам это удобно.
  • Повысите свою самооценку и получите отличный стимул для творчества и профессионального развития.
  • Освоите самые современные сетевые сервисы и сможете в дальнейшем использовать их возможности. Узнаете правила сетевого общения и приобретете навыки дистанционной работы. А значит, будете шагать в ногу со временем и в дальнейшем сможете принимать участие в различных сетевых конкурсах и проектах.
  • Получите сертификат активного участника сетевого сообщества и пополните свое портфолио.
  1. Цели, задачи, функции

Для чего нам нужно сетевое сообщество?

  • общение;
  • деловая переписка;
  • консультации;
  • размещение интересных материалов, фактов, ссылок;
  • совместные сетевые проекты, конкурсы;
  • экономия времени;
  • повышение квалификации в области ИКТ

В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса – одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень,

Цели сетевого сообщества могут быть разными, можно назвать главные:

  • создание единого информационного пространства;
  • обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • повышение профессионального уровня;
  • поддержка новых образовательных инициатив.
  • сетевые сообщества предоставляют следующие возможности:
  • возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества;
  • возможности общения (форум, чат, комментарии);
  • дистанционное обучение;
  • участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях;
  • создание собственных электронных страниц (портфолио)

Сетевые сообщества предлагают новые формы коммуникации, которые позволяют делиться опытом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, наблюдать положительный опыт других педагогов на виртуальных мастер-классах, повышать свой квалификационный уровень и ИКТ-компетентности в принципиально новом информационном пространстве.

Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, что так же ведет к удобным формам повышения квалификации педагога.

Сетевые сообщества являются и копилкой материалов, собранных самим педагогом-участником работы данного сообщества, что в сочетании с личными данными самого педагога, необходимыми при регистрации, является неким электронным портфолио, показывающим направления деятельности педагога, его квалификационный уровень, интересы, цели, задачи. Некоторые сетевые сообщества предоставляют удобное для заполнения пространство, являющееся виртуальным кабинетом и, одновременно, его портфолио.

Сетевые сообщества предоставляют возможность организации таких форм деятельности как

  1. Обучающий семинар
  2. Виртуальная конференция
  3. Конкурс
  4. Проект
  5. Акция
  6. “Мастерская”или мастер-класс
  7. Обсуждение в чате
  8. Фестиваль проектов
  9. Телеконференция

Все формы деятельности достаточно просты в организации и активно поддерживаются членами сетевых сообществ.

К критериям эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов можно отнести:

  1. Число активных участников.
  2. Продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл).
  3. Динамизм сообщества

3.1.Рост числа активных участников

3.2.Количество обсуждаемых тем и их сменяемость

3.2.Плотность обсуждения

  1. Аксиологическая направленность (концептуальность, цель, задачи)
  2. Оформление страницы сообщества
  3. Социокультурная направленность взвимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе “кодекса сетевого поведения”, правил модерирования и др норм. или их обсуждение)
  4. Направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению…. педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов “смежных” специальностей).
  5. Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам портала:

8.1.Информационная

8.2 Методическая

8.3.Экспертно-аналитическая

8.4.Консультативная

8.5.Учебная (повышение квалификации по тематике сообщества)

8.6.Учебная (повышение ИКТ-компетентности)

8.7.Олимпиадная и проектная деятельность

  1. Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам портала:

9.1.Публикация методических разработок

9.2.Взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов

9.3.Библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний сообщества

9.4.Общественная экспертиза

9.5.Профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие

10.Информационно-коммуникативная деятельность сообщества: (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов)

10.1.Организация регулярной информационной деятельности посредством форума

10.2. Использование различных форм информационной деятельности (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи и др.)

10.3. Информирование о деятельности сообщества

10.4.Информирование о внешних событиях по тематике сообщества

10.5 Информационное консультирование

 

  1. Разнообразие сетевых сообществ

Уже сегодня число педагогических сетевых сообществ растет практически в геометрической прогрессии. Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Их уже тысячи, если не десятки. Но сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание получать информацию, но не публиковать свою.

Хорошим  решением было бы создание единого портала, объединяющего работу большого количества сообществ в единое целое, что позволило бы и объединить в единый банк портфолио педагогов страны и созданные ими централизованного образовательного ресурса.

Таким образом, если говорить о едином информационно-образовательном пространстве современного педагога, состоящем из электронного портфолио педагога, связанным с сайтом школы, созданными педагогом дистанционными курсами, электронным журналом, электронными публикациями педагога, нельзя не включить в это пространство сетевые сообщества, в которых педагог не только черпает необходимую информацию, но и принимает активное участие в работе.

Любой квалифицированный педагог, строящий свое информационно-образовательное пространство, должен умело его конструировать, и включение в эту схему сетевых педагогических сообществ необходимое условие для плодотворной работы. Сетевые сообщества – это огромное поле для самореализации каждого. Безусловно, что транслируемый педагогами всей страны опыт является не только замечательной возможностью воспользоваться уже созданными ЭОР, но и повысить свой квалификационный уровень, получить квалифицированную помощь, познакомиться с замечательными практиками педагогов страны. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Невозможно представить вне сетевых сообществ успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории.

 

  1. Почему учитель неохотно вливается в сетевые сообщества?

Чтобы найти ответ на этот вопрос было проведено анкетирование педагогов гимназии (всего было опрошено 28 педагогов)

  1. Обозначьте Ваш уровень ИКТ-компетентности
  • умею пользоваться компьютером – 28
  • использую компьютер в профессиональной деятельности – 28
  • владею электронной почтой – 22
  • провожу поиск информации в сети Интернет – 28
  • участвую в Интернет-форумах, Интернет-проектах, Интернет-конференциях – 3
  • Создаю собственные продукты с помощью Интернет-сервисов  – 1
  1. Для чего нужны педагогу сетевые сообщества
  • общение – 15
  • деловая переписка – 12
  • консультации – 14
  • повышение уровня профессиональной компетентности – 26
  • презентация материалов из своего опыта работы –  15

– обсуждение вопросов методики – 1

– обмен мнениями – 1

– поиск материалов, информации – 1

  1. О каких Интернет-сообществах педагогов вы знаете?
  • «Настаўнік. Info» – 10
  • Клуб “Хрустальный журавль» – 10
  • «Суполка» – 0
  • Национальный образовательный портал – 23
  • «Сеть творческих учителей» – 9
  • «Открытый класс» – 2
  • «Интернет-педсовет» – 2
  • «Инфоурок» – 23
  • «Педагогическая газета» – 4
  • «Педсовет» – 8
  • «Учительский портал» – 13
  • Другие: «Открытый урок» – 2, «easveta» – 1, Педагогический портал РБ – 1, «Лидер» – 1, «Начальная школа» – 1, «Мультиурок» – 1, «Убежище для учителя» – 1, «1 сентября» – 1.
  1. Участвуете ли Вы в Интернет-сообществах учителей?
  • нет – 4
  • просматриваю странички – 19
  • веду свою страничку – 1
  • веду мини-сайт (блог) – 4
  • участвую в работе в работе форумов – 1
  • пользуюсь чужими материалами – 17
  • публикую свои материалы – 6
  • другое: использую материалы для создания интерактивных заданий, для наполнения своей странички – 1
  1. В каких сетевых сообществах Вы зарегистрированы?
  • «Мультиурок» – 3
  • «Я – Класс» – 2
  • «Инфоурок» – 6
  • «Хрустальный журавль» – 1
  • e-vedy – 1
  • by – 1
  • «SlideShres» – 1
  1. Если Вы зарегистрированы, что вам дает общение с коллегами в сети Интернет?
  • Обмен материалами
  • Повышение профессиональной компетентности, профессиональное развитие
  • Презентация своих материалов
  • Есть возможность решать проблемные вопросы
  • Просвещение
  • Новинки в образовании
  • Новые методики
  • Возможность оценки своей работы другими коллегами
  • Интересные идеи
  • Обмен опытом
  1. Каковы на ваш взгляд причины низкой активности педагогов в работе сетевых сообществ педагогов?
  • не хватает ИКТ-компетентности – 11
  • не умею работать в сетевом сообществе – 4
  • большая загруженность, нехватка времени – 22
  • негативное отношение к работе в сети – 5
  • не вижу смысла в работе сообществ – 0
  • пользуюсь чужими материалами, не публикуя свои – 5
  • сетевые сообщества дело личное – 1.

Таким образом, после проведенного опроса среди педагогов, выяснилось, что некоторые из них не умеют работать в сообществе, им не хватает ИКТ-компетентности, некоторые видят в интернете только негатив, как и ожидалось у большинства педагогов наблюдается большая загруженность, нехватка свободного времени.

Комментируя итоги, следует отметить, что загруженность учителей в настоящее время огромная, но как раз сетевые сообщества помогают в работе, решая проблемы поиска материалов уроков, новых технологий, методической помощи. На достаточно низком уровне пока стоит ИК-компетентность педагогов, что диктуется возрастом и др. факторами. Безусловно, надо использовать возможности обучающих семинаров, дистанционного обучения, решающих проблему ИКТ-грамотности, чтобы у учителей не возникало подобных трудностей в работе. Позитивно то, что никто из педагогов не  сказал, что не видит смысла в работе сообществ, что доказывает понимание необходимости их плодотворной деятельности. Следует отметить также, что, несмотря на средний уровень владения ИКТ-технологиями, 86% опрошенных учителей пользуется материалами сетевых сообществ в работе. 54% педагогов зарегистрированы в тех или иных сообществах, но при этом только 5 педагогов (18%) ведут свою страничку или блог. В связи с постоянно растущей необходимостью дистанционного обучения и образования мини-сайтам или блогам учителей уделяется все большее внимание. Предусматривается в будущем создание единой межуровневой онлайн-платформы.  Для педагогов идеальным решением было бы создание единого портала, объединяющего работу большого количества сообществ в единое целое, что позволило бы и объединить в единый банк портфолио педагогов страны и созданные ими ЭОР.

Таким образом, если говорить о едином информационно-образовательном пространстве современного педагога, состоящем из электронного портфолио педагога, связанным с сайтом школы, созданными педагогом дистанционными курсами, электронным журналом, электронными публикациями педагога, нельзя не включить в это пространство сетевые сообщества, в которых педагог не только черпает необходимую информацию, но и принимает активное участие в работе.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ – это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.

 

Добавить комментарий