“Совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии через самообразовательную деятельность”
Из опыта работы заместителя директора по учебно-методической работе
Омельянчук Людмилы Ивановны
Дата проведения: 25 апреля 2011 года
Время проведения: 2 часа
Форма проведения: методический семинар
Эпиграф педсовета: “Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель” (К.Д.Ушинский)
Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя
Задачи:
1. раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы
2. Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства учителя
3. Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога
4. Проанализировать рост профессиональных компетентностей учителей гимназии на основе самообразования
5. Представить материалы продуктивной самообразовательной деятельности педагогов гимназии
6. Разработать и утвердить положение о самообразовании педагогов ГУО “Гимназия г.Пружаны”
7. Выработать модель формирования и совершенствования педагогического мастерства педагогов гимназии с учетом специализации и стажа
8. Выработать меры по совершенствованию самообразовательной деятельности педагогов гимназии
Программа педсовета:
1. Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности у чителя к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога. (Омельянчук Л.И.)
2. Диагностика психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов гимназии к самообразованию:
– Анализ результатов дня ДРК по проблеме “Коммуникативная культура учителя”
– Анализ результатов дня ДРК по проблеме “Ведущие мотивы саморегуляции деятельности педагога”
3. Анализ состояния и продуктивности самообразовательной деятельности педагогов гимназии:
– Анализ состояния материалов работы педагогов над темами самообразования
– Итоги недели педмастерства “От педагогического мастерства – к качеству образования”
– Обсуждение и разработка модели формирования и совершенствования педагогического мастерства педагогов гимназии с учетом специализации и стажа и положения о самообразовании педагогов ГУО “Гимназия г.Пружаны” и Положения о работе педагогов ГУО “Гимназия г.Пружаны” над темами самообразования.
– Презентация материалов продуктивной самообразовательной практики педагогов гимназии (МорданьЕ.П., МатвеенкоТ.С., ЮкЛ.В., СтрокТ.Т.)
4. Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.
5. Подведение итогов работы педсовета, выработка и утверждение постановления педсовета.
Ход педсовета:
1.Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Заместитель директора по учебно-методической работе ОмельянчукЛ.И.
“Учитель учится всю жизнь” – это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся о днообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину “Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить” Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:
– постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
– изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
– ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;
В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: “Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира”.
На сегодняшний день существует около трех десятков терминов, относящихся к понятию “непрерывное образование”. В Великобритании пользуются термином “продолжающееся образование”, в США употребляют термин “образование через всю жизнь”, в Швеции – “возобновляющееся образование”. Используются и другие термины: перманентное образование, дальнейшее обучение, образование взрослых, последипломное образование и др.
В современных условиях выработаны основные критерии прфесионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:
учитель 21 века – это:
– гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
– умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
– умеющий организовать рефлексивную деятельность;
– обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. А.Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях.
В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования “всесторонне развитой личности” приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.
Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства – вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете – способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.
Если процесс образования:
– осуществляется добровольно,
– осуществляется сознательно,
– планируется, управляется и контролируется самим человеком,
– необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
то речь идет о самообразовании.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Подведение итогов и формулировка выводов.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
– Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
– Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
– Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
– Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к “лучшему” учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
– Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Никто не хочет быть плохим учителем!
– Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Подведение итогов и формулировка выводов.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
- правовое;
- эстетическое (гуманитарное);
- историческое;
- иностранные языки;
- политическое;
- информационно-коммуникативные технологии;
- охрана здоровья;
- интересы и хобби.
В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Подведение итогов и формулировка выводов.
Определим источники получения знаний:
- телевидение;
- газеты, журналы;
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- интернет;
- видео, аудио;
- платные курсы;
- семинары и конференции;
- мастер – классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации;
- путешествия.
Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Составляющие процесса самообразования педагога:
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
- систематический просмотр определённых телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
- решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
- ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;
- программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
- педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Результат самообразования.
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.
Результаты самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):
– повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
– разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
– разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
– доклады, выступления;
– разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
– выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
– разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
– создание комплектов;
– педагогических разработок;
– обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. И у ряда педагогов возникают некоторые трудности при выборе темы по самообразованию, при определении результатов самообразования, форм отчета по итогам самообразования, по определению формы представления достигнутых результатов.
Выбор темы по самообразованию.
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) единой методической темы гимназии;
2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;
3) педагогического стажа;
4) уровня профессиональной компетентности педагога;
Результат самообразования.
Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
- результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов;
- педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Самообразовательная работа постепенно может перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Эта работа в учреждениях образования нового типа должна являться одним из приоритетных направлений в деятельности предметных кафедр и кафедры воспитания. Однако в нашей гимназии в этом направлении активность кафедр и их членов невысокая, результативность научно-исследовательской деятельности педагогов находится на недостаточном уровне. В прошлом учебном году были подведены итоги научно-исследовательской деятельности по двум темам:
1. “Исследование утомляемости учащихся на уроках математики” (ОстапчукИ.Н.)
2. “Обучение аудированию как виду речевой деятельности” (КапицаЛ.В., АрхутикГ.В.)
А также были подведены итоги первого года работы над темой исследования “Эмоциональный потенциал истории как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся” учителем истории ЛевчукТ.С.
В текущем учебном году Левчук Т.С. завершает работу над данной темой, а также ЛелекинаВ.С. работает над темой “Этнапедагогіка як сродак фарміравання асобы малодшых школьнікаў”, которая рассчитана на 2 года. Как видно, не ведется научно-исследовательская работа на кафедре естественно-матнематических дисциплин, кафедре иностранного языка, кафедре воспитания. Еще одной проблемой здесь является то, что результаты исследовательской деятельности не находят дальнейшего практического применения, материалы наработанные нашими педагоггами практически не публикуются в научно-методических изданиях. Одной из причин низкой активности наших педагогов в организации НИД является недостаточный уровень сформированности исследовательской компетентностиу педагогв. С целью повышения её уровня следует организовать семинар-практикум по развитию исследовательских умений педагогов в новом учебном году.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе гимназии, т.к. главное её назначение – это организация методической работы, которая направлена на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Достижение данной цели осуществляется в ходе релизации ряда задач. В частности через осуществление выявления, обобщения и распространения эффективной педагогической практики учителей гимнази и формирование и развитие эффективной модели повышения уровня профессиональной компетентности педагогов через организацию самообразовательной деятельности.
К личности учителя в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога – многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры – главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО и кафедр, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.
К.Д.Ушинский отмечал, что опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет этими навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть организовать образовательное пространство с субъект – субъектными отношениями.
Для учреждения образования нового типа, которое работает в режиме развития, такому как наша гимназия, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании. Поэтому очень важно знать: готовы ли наши педагоги к самообразованию как к виду деятельности, способствующему повышению профессионального мастерства, которое необходимо для повышения качества образовательного процесса.
Как показывает практика и наблюдения в этой области далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности, иногда они нуждаются в помощи по вопросу формулировки темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагог далеко не всегда умеет расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает ему успех в деятельности, что влияет на её результат и что в ней взаимодействует; он также не всегда чётко представляет цель своего педагогического труда, т.е. то, что понимает под результатом этого труда, и то, как его измерить, диагностировать; в системе опыта практики нередко не улавливают системы идей, опираясь на которые можно успешно продвигаться к вершинам педагогического мастерства и педагогического творчества; отмечаются трудности в переводе педагогических идей и задач на практический уровень.
Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создавать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению новой информации, опыта самостоятельного приобретения знаний.
2.Диагностика психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов гимназии к самообразованию
Система работы по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Именно с этой целью в 3 четверти текущего учебного года было ппроведено 2 дня ДРК. На анализе их результатов мы сейчас и остановимся.
День ДРК по проблеме “Коммуникативная культура учителя” (материалы прилагаются)проводился с целью изучения уровня коммуникативной компетентности педагогв в организации образовательного процесса.
По утверждению А.Сент-Экзюпери “Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения”. Показателем коммуникативной культуры учителя является, прежде всего, гуманистическая позиция (интерес к самому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техники общения. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия.
В ходе проведения дня ДРК была выдвинута гипотеза: если у педагогов достаточный уровень коммуникативной компетенции, то улучшается процесс усвоения знаний у учащихся, следовательно повышается эффективность профессиональной педагогической деятельности.
Использованные методики:
1. Наблюдение за организацией учебного процесса во время урока
2. Анкета 1 “Уровень педагогического сотрудничества в процессе обучения”
3. Анкета 2 “Учитель глазами учеников” А.Рябов
В анкетировании принимали участие 28 педагогов и случайная выборка учащихся шести классов (6А,7,8Б,9Б,10А,11Б) – 77 человек.
По результатам анкетирования “Уровень педагогического сотрудничества в процессе обучения” установлено, что педагогическое сотрудничество у 93% опрошенных педагогов в норме, у 7% – высокий уровень. Не выявлено педагогов с негативным отношением к организации совместной деятельности с учащимися в процессе обучения (диаграмма 1)
В ходе анкетирования “Учитель – глазами учеников” учащимся был предложен опросник из 15 утверждений, по которым оценивались учителя предметники (русский язык, белорусский язык, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, история, география, информатика.
Анкета “Учитель – глазами учителя”:
1. Учитель умеет точно предсказать мои успехи в предмете
2. Учитель- справедливый человек
3. Учитель умело готовит меня к контрольным, экзаменам
4. Слово учителя для меня закон
5. Учитель тщательно планирует работу со мной
6. Я вполне доволен учителем
7. Учитель всегда может дать разумный ответ (в том предмете, который преподает)
8. Я полностью доверяю учителю
9. Оценка учителя всегда важна для меня
10. Работать с учителем – одно удовольствие
11. учитель внимательно выслушивает мое мнение
12. Я не сомневаюсь в правильноси и необходимости методов и средств, которые учитель применяет на уроке
13. Я могу поделиться с учителем своими мыслями
14. Учитель хорошо знает мои сильные и слабые строны
15. Я бы хотел стать похожим на учителя (своими человеческими качествами)
Данные позиции учащиеся оценивали по 5-бальной системе:
- 5 – это точно о нем
- 4 – похоже на него
- 3 – когда как
- 2 – чаще к нему не относится
- 1 – совершенно к нему не относится
В итоге выстроены диграммы по каждому предмету. На основании диаграмм можно наблюдать степень удовлетворенности преподаванием учебного предмета. Из диаграмм можно сделать общий вывод: вопреки распространенному в учительской среде мнению о том, что дети, прежде всего, обращают внимание на умение учителя преподавать свой предмет, наши исследования показали, что основой формирования отношения школьников к своим наставникам является эмоциональный компонент взаимодействия между ними. На втором месте находиться оценка учителя как специалиста. И третье место занимает оценка того, насколько удачно складываются их реальные отношения. По итогам анкетирования можно сделать вывод, что особое значение для учеников имеет доверие к учителю, удовольствие от работы, нежели умение педагога предсказывать его успехи по предмету или умение грамотно подготовить ученика к контрольной работе.
Если анализировать по отдельным предметам, то получается следующая картина. В среднем у 29% учащихся удовлетворенность преподаванием предметов находится на высоком уровне, у 64% – на среднем уровне, что является нормой, и у 7% – на низком уровне. По отдельным предметам картина следующая: (диаграмма 2) по большинству предметов процент учащихся, которые не удовлетворены преподаванием предметов невысок (0% – биология, физика, 2% – информатика, 3% – химия, 4% – математика). Тревогу вызывают следующие предметы: история – 21% учащихся не удовлетворены преподаванием предмета, география – 21%. Наиболее учащиеся удовлетворены преподаванием биологии – 71% на высоком уровне, информатики – 40%, математики – 39%.
Из всего изложенного можно сделать вывод: педагоги должны уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении с учащимися и реализации их внутренних резервов, а также в ходе организации образовательного процесса должное внимание необходимо уделять взаимопониманию и взаимодействию с учащимися. Всё это приведет к повышению, как уровня коммуникативной культуры педагога, так и в целом – уровня профессиональной компетентности педагога. А это в свою очередь найдет позитивное отражение в повышении уровня удовлетворенности учащихся преподаванием учебных предметов и в повышении качества образовательного процесса.
Педагогам с целью повышения уровня профессиональной компетентности можно рекомендовать памятку.
Памятка для педагогов:
Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.
Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:
- уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
- владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
- уметь вставать на точку зрения ученика;
- уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
- уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
- быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;
- уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
- уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
- уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
- уметь не бояться обратной связи от учеников;
- уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.
В системе организации работы по самообразованию педагогов в гимназии необходимо использовать такие формы работы как на общегимназическом уровне, так и на уровне структурных подразделений методической службы, которые будут содействовать развитию уровня коммуникативной компетентности педагогов. Это психологические тренинги, семинары-тренинги, спецкурсы, конференции, круглые столы. День ДРК по проблеме “Ведущие мотивы саморегуляции деятельности педагога” проводился с целью изучить условия и факторы, влияющие на выбор мотивов саморегуляции деятельности педагога в школе. Это предусматривало решение следующих задач:
– Выявить способности учителя к саморазвитию;
– Определить факторы, стимулирующие и препятствующие саморазвитию и самореализации учителей в школе;
Рабочая гипотеза: если у педагогов достаточный уровень мотивации к саморегуляции деятельности, то повышается степень рефлексии, уровня принятия решений, результативности педагогической деятельности.
В настоящее время особо подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место и функции в обществе. В связи с этим усилились предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально – педагогическая подготовка, выбор мотивов саморегуляции деятельности и самоподготовка учителя рассматривается в качестве одной из ведущих проблем в системе образования.
Следовательно, возникает проблема психологической и профессиональной готовности педагогов к учительской деятельности, прежде всего, в плане осознания себя в качестве ее субъекта и формирования педагогического самосознания.
В ходе исследования использовались следующие методики:
1. Анкета 1. “Зачем я работаю педагогом?”;
2. Анкета 2. “Способности учителя к саморазвитию”;
3. Анкета 3. “Факторы, стимулирующие и препятствующие саморазвитию и саморегуляции учителей в гимназии”.
По результатам анкетирования “Зачем я работаю педагогом?” картина следующая: (диаграмма 3)79% опрошенных педагогов ответили “нравится передавать знания детям”, по 39% набрали следующие варианты ответов: “интересна та или иная область знаний” и “приятно иметь большой отпуск летом”. 33% – “чувство ответственности за будущее подрастающего поколения”, 30% – “нравится воспитывать детей”, 12% – зарабатывание денег, 18% опрошенных предложили свои варианты ответов: призвание, этому учился, чувство вечной молодости, династия, общение с молодыми, интересными и талантливыми людьми, частичка моего труда остается в сердцах и умах моих воспитанников.
По результатам диагностики “Способность учителя к саморазвитию” (диаграмма 4) актуальное саморазвитие отмечено у 70% учителей. У данной категории педагогов преобладают внутренние мотивы, которые возникает из потребностей самого педагога воспитывать, передавать знания другим, поэтому они трудятся с удовольствием, без внешнего давления. А так же положительная внешняя мотивация, к которой относятся: одобрение коллектива, престиж, возможность продвижения по службе, т.е. стимулы, ради которых педагог считает нужным приложить свои усилия. У 30 % испытуемых так же преобладают внутренние мотивы, но отрицательная внешняя мотивация, т.е. воздействия на личность педагога путем давления, осуждения и других санкций негативного характера не приводит к активному саморазвитию педагога, а только притупляет это стремление (отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий).
У 30% опрошенных так же преобладают внутренние мотивы, но отрицательная внешняя мотивация, т.е. воздействия на личность педагога путем давления, осуждения и других санкций негативного характера не приводит к активному саморазвитию педагога, а только притупляет это стремление (отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий).
В ходе диагностики не выявлено среди учителей гимназии педагогов с остановившимся саморазвитием.
В ходе исследования выявлены факторы, препятстствующие саморазвитию педагогов.(диаграмма 5) На первом месте – недостаток времени (90%), на втором – разочарование в результате имевшихся ранее неудач (60%), далее – враждебность окружающих (50%), состояние здоровья (40%), отсутствие поддержки со стороны руководителей (40%).
Чтобы стимулировать развитие ученика, его творческую активность, педагогу в первую очередь необходимо эффективно работать над собой, заниматься саморазвитием и самовоспитанием, т.е. вырабатывать такие качества, которые представляются ему желательными и профессионально значимыми.
Эффективная работа над собой требует не только необходимых знаний и умений, но и высокой мотивации. Необходимо помнить, что быть личностью – это значит постоянно строить себя, стремиться к саморазвитию, самореализации, самоактуализации.
С целью повышения уровня мотивации к саморазвитию у педагогов целесообразным представляется вовлечение учителей в деятельность по развитию как их профессиональных, так и творческих качеств. А также позитивное влияние на снижение зависимости способности к саморазвитию у педагогов от внешних факторов может оказать проведение цикла тренинговых занятий “Управление эмоциональным состоянием педагогов”. Так же следует чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами, такие как фестивали, праздники успехов учителей, которые содействуют сплочению коллектива и раскрытию творческого потенциала педагогов, созданию в коллективе творческой атмосферы. Есть необходимость систематически проводить дни психологической разгрузки для педагогов.
3.Анализ состояния и продуктивности самообразовательной деятельности педагогов.
Все учителя-предметники, классные руководители, воспитатели ГПД, специалисты СППС, педагог организатор занимаются организацией самообразовательной деятельности по следующему алгоритму:
1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям;
2. Разработка плана по самообразованию;
3. Определение источников информации;
4. Изучение теоретических источников;
5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий);
6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов;
7. Подготовка отчета по теме самообразования;
8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.
Вопросы результативности самообразовательной деятельности рассматриваются на заседаниях кафедр, методических объединений, методического совета, где заслушиваются отчеты педагогов по самообразованию, осуществляется презентация наработанных по теме самообразования материалов. Проводятся методические выставки “Итоги самообразовательной деятельности” (2009, 2011 годы). Материалы продуктивной педагогической практики учителей гимназии имеются в методическом кабинете гимназии, печатаются на страницах информационно-методического журнала “Поиск”.
В ходе подготовки к педсовету руководителями кафедр и МО проведена проверка и анализ состояния работы предметников и классных руководителей над темами самообразования. По результатам можно сделать следующие выводы:
1. Все учителя предметники, классные руководители, воспитатели ГПД, педагог психолог, педагог социальный и члены администрации занимаются работой над темами самообразования.
2. Все педагогические работники гимназии оформляют необходимую документацию по организации самообразовательной деятельности, которая рекомендована в гимназии. Это: индивидуальный работы над темой самообразования на текущий год, анализ за прошлый год, перспективный план самообразовательной деятельности в основном на 3-5 лет, материалы работы над единой методической темой, над индивидуальной темой, изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
3. Не у всех педагогов имеются в полном объеме нормативные документы, регулирующие организацию образовательного процесса. Т.к. нормативные документы у каждого педагога имеются в других папках, то целесообразно будет в папках по самообразованию не выделять такой раздел, т.к. эти документы просто дублируются.
4. У большинства педагогов широко представлены практические наработки по теме самообразования (разработки уроков, дидактический материал, разработки внеклассных мероприятий, классных и информационных часов, факультативов).
5. Неактивно ведется большинством педагогов работа по посещению уроков и внеклассных мероприятий у коллег. Записи в журнале “Взаимопосещение уроков” позволяют сделать вывод, что в текущем учебном году в нем произведено 17 записей.(КовалевичО.Н.- 4, БильдейкоН.И – 1, МорданьЕ.П. – 1, ВеличкоС.Н. – 2, КапицаЛ.В.- 2, АрхутикГ.В. – 2, ЛевчукТ.С. – 2, ОстапюкЕ.А. – 1, ШалабудоваЮ.В. – 1, ГвоздикИ.А. – 1, КоробкоВ.Ф. – 1). Как видно, активность невысока, в том числе и молодых учителей. Хотя посещение уроков у опытных учителей дает возможность любому учителю извлечь пользу в плане повышения своего профессионального уровня, а тем более учителю-стажеру. Поэтому при планировании самообразовательной деятельности следует обратить внимание именно на посещение уроков у коллег и вести учет посещенных уроков.
6. Наиболее продуктивно организована работа над темами самообразования у следующих педагогов: ЮкЛ.В., КапицаЛ.В., МорданьЕ.П., СмирноваН.В., АнуфриенкоВ.Л., КнигаГ.П., ЖолнерчукЛ.В., БильдейкоН.И., ВеремейчукЮ.С., СтрокТ.Т., ЛелекинойВ.С., КупцевичЕ.В., МатвеенкоТ.С.
Анализ тем самообразовательной деятельности учителей гимназии показывает, что у большинства из них темы достаточно актуальны, дано обоснование актуальности выбранной темы. Темы выбираются с учетом единой методической темы гимназии, актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов, их уровня профессионального мастерства, стажа. Темы самообразовательной деятельности учителей гимназии распределены следующим образом: (диаграмма 6)
24% педагогов выбрали темы связанные с работой с высокомотивированными учащимися, развитием познавательных интересов и учебной мотивации;
24% – формы и методы организации работы с учащимися на уроке;
22% – внедрение в практику информационных технологий;
10% – внедрение современных педтехнологий;
10% – развитие личностных качеств и творческих способностей учащихся;
7% – инновационные подходы к организации работы с педкадрами и учениками;
2% – внедрение здоровьесберегающих технологий.
Недостаточно активно работают наши учителя над внедрением в практику современных образовательных технологий, хотя в прошлом году на педсовете шел разговор о том, что необходимо при выборе тем по самообразованию сместить акценты на внедрение в практику современных технологий. У ряда учителей темы выбраны очень узкие, особенно у учителей начальных классов. Также иногда темы не соответствуют уровню профессиональной подготовки учителя (у учителя с высшей категорией – тема ” Организация самостоятельной работы на уроке”).
С целью повышения эффективности работы учителей гимназии по самообразованию выпущена методическая газета “Организация самообразовательной деятельности педагогов”, а также брошюра из серии “В помощь педагогу” по названием “Самообразование – одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов”, в которых раскрыта сущность самообразования, его функции, основные принципы самообразования, даны рекомендации по выбору темы, по составлению личного плана самообразования.
Проведены заседания кафедр и МО по теме “Формирование педагогического мастерства через систему работы по самообразованию”.
Так же используются такие формы презентации продуктивной работы над темами самообразования как “Недели педагогического мастерства”. В период с 14 по 18 февраля 2011 года была проведена неделя педмастерства “От педагогического мастерства – к качеству образования”, в рамках которой были даны 5 открытых уроков, педагогами всех кафедр и МО. Проведенные уроки продемонстрировали результативность работы учителей над темами самообразования.
ШопикВ.В. на уроке музыки в 3 классе по теме “Ладовое развитие музыки” продемонстрировал эффективное и целесообразное применении информационных технологий и ЭСО на различных этапах урока (тема по самообразованию “Использование современных компьютерных технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности”), грамотное применение ЭСО позволило сделать урок эмоционально насыщенным, позволило в полной мере решить не только образовательные, но и воспитательные и развивающие задачи.
АрхутикГ.В. на уроке в 11 классе по теме “Туризм” применяла разнообразные формы и методы по формированию у учащихся коммуникативной компетенции, что в полной мере соответствует современным требованиям к преподаванию иностранных языков и теме самообразования (“Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка”).
ЗасимВ.А. работает над темой “Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальных классах”. Урок русского языка по теме “Правописание гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова” показал, как грамотно учитель применяет разнообразные приемы формирования у учеников орфографических навыков. Это такие приемы как каллиграфическая минутка, самостоятельная работа с таблицей, выполнение тренировочных упражнений, игровые методики. Все данные приемы соответствуют возрастным особенностям учащихся, уровню их подготовленности, содействуют реализации триединой цели урока.
РомашЗ.Д. – проводила открытый урок русской литературы в 6 классе в форме исследования по теме “Против чего выступает Владимир Дубровский”. На уроке прослеживалось применение приемов технологии развития критического мышления: двухчастный дневник, “толстые” и “тонкие” вопросы, таблица-синтез, составление кластера, вычленение из текста существенных признаков ключевого понятия. (“Технология критического мышления как средство коммуникативных отношений и развития творческих способностей”)
СмирноваН.В. провела открытый урок в 6 классе по теме “Вычитание рациональных чисел” на высоком методическом уровне, также можно отметить высокую активность каждого ученика на всех этапах урока. (“Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках”). Это стало результатом эффективного применения учителем различных приемов активизации познавательной активности учащихся и приемов повышения уровня их учебной мотивации, в частности словесных поощрений, учитель заметил и подержал на уроке личные достижения, пусть даже и не совсем значительные, но каждого ребенка. Повышению уровня познавательной активности содействует также грамотное использование на уроке проблемных ситуаций и эффективная организация самостоятельной работы учащихся. (видеофрагмент, обмен мнениями)
Как видно, важная роль в организации работы по самообразованию принадлежит методической службе гимназии. В гимназии сложилась достаточно эффективная структура методической службы, в которой скоординирована деятельность всех структурных подразделений. На основании этого можно разработать модель системы повышения профессионального мастерства педагогов гимназии с той целью, чтобы всем педагогам и администрации руководствоваться ею в дальнейшем при организации методической работы.
Анализ самообразовательной деятельности показывает, что большинство педагогов гимназии понимают значимость и необходимость профессионального совершенствования, самообразования. Это свидетельствует о высоком уровне педагогического мышления большинства учителей, т.к. самообразование является одной из форм познавательной активности, сознательного саморазвития. Хотя при этом выявляются проблемы, которые типичны, вероятно, для многих учебных заведений.
Определенное внимание уделяется подведению итогов самообразовательной деятельности как на уровне кафедр и МО, так и на общегимназическом уровне. Следует отметить то, что презентация результатов самообразовательной деятельности педагогов ведется не на должном уровне, чаще всего на заседаниях кафедр и МО засушиваются устные сообщения педагогов в форме отчета по работе над темой самообразования, при этом практически не представляются материалы из опыта работы педагогов. Поэтому уже в текущем году в план работы методсовета включено заслушивание творческих отчетов учителей по самообразовательной деятельности. Кроме того формы презентации материалов достаточно однообразны. Необходимо также обратить внимание на механизм презентации педагогами достигнутых результатов по результатам самообразовательной деятельности, а именно более активно использовать такие формы как: выступления на различных форумах, публикации в СМИ, участие в конкурсах методических материалов, Интернет – конференциях, выступления на научно-практических конференциях.
Практически очень редко материалы систематизируются в виде сборников практических материалов. Хотя позитивный опыт в этом плане у нас имеется. Нашими учителями выпущено 2 тематических информационно-методических журнала с электронным приложением:
– “Возможности информационных технологий в обеспечении качества образования в начальной школе” (из опыта работы ВеремейчукЮ.С.)
– “Информационные технологии и их роль в повышении эффективности с детскими и молодежными общественными объединениями” (из опыта работы педагога организатора КупцевичЕ.В.)
С этого учебного года в систему методической службы гимназии включены мастер-классы опытных педагогов по следующей тематике:
– “Внедрение в практику учителя начальных классов информационных технологий”;(ВеремейчукЮ.С.)
– “Использование в практике учителя белорусского языка и литературы меиода проектов”(ЖолнерчукЛ.В.).
Эта форма распространения позитивного опыта педагогов достаточно эффективна и представляет собой открытый показ, передачу и презентацию достижений мастера в ходе работы по самообразованию. Эту практику следует продолжить и в дальнейшем.
Недостаточно активно учителя гимназии пропагандируют свой позитивный опыт работы над темами самообразования на уровне района, через предметные научно-методические издания.
В организации работы по самообразованию не удалось в полной мере избавиться от формализма. Ряд педагогов начали проявлять хоть какую-то активность в этом направлении только после того, как руководители кафедр и МО попросили представить материалы по самообразованию на проверку, но даже после этого, они высказывали свое негативное отношение к этой работе, принципиально демонстрировали свое нежелание заниматься самообразованием.
В гимназии организации работы педагогов по самообразованию уделяется серьезное внимание уже не первый год, проведена большая работа по оказанию методической помощи учителям по планированию самообразовательной деятельности, постоянно вопросы результативности рассматриваются на заседаниях кафедр и МО. Поэтому совершенно непонятна данная ситуация.
С целью устранения этих негативных моментов необходимо в дальнейшем систематически анализировать результативность работы педагогов по самообразованию на заседаниях кафедр и МО, методического совета, педсовета, рекомендовать педагогам применять более разнообразные нетрадиционные формы презентации результатов работы по самообразованию.
Для того, чтобы самообразовательная деятельность педагогов гимназии стала более эффективной и приобрела системный характер, чтобы прослеживалось единство требований при планировании данной деятельности, следует разработать и утвердить Положение о работе педагогов ГУО”Гимназия г.Пружаны” над темами самообразования.
(обсуждение положения) О значимости самообразования можно судить исходя из степени значимости конечных результатов. В конечном итоге на основе самообразования можно наблюдать рост профессиональных компетенций учителя. Но каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. В личном плане самообразования учителя обязательно указывают предполагаемые результаты, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Вот мы и включили в программу педсовета панораму позитивного педагогического опыта наших коллег, который был приобретен в ходе работами над темами самообразования. Это творческие отчеты педагогов, презентация продуктивной самообразовательной практики:
1. МорданьЕ.П.
2. МатвеенкоТ.С.
3. ЮкЛ.В.
4. СтрокТ.Т.
5. КнигаГ.П.
4.Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.
Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. По результатам микроисследований, проведенных психологом в рамках дня ДРК, мы выявили факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:
– Недостаток времени;
– Состояние здоровья;
– Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;
– Недостаточная поддержка со стороны администрации;
– Собственная инерция.
Чтобы самообразование стало продуктивным влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму. Каким способом это сделать мы тоже уже вели разговор при анализе итогов дня ДРК. К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление учителя к саморазвитию минимизировать мы не в силах.
Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы стимулирующие саморазвитие учителя.
К этим факторам можно отнести следующие:
- Интерес к работе;
- Возрастающая ответственность за результаты труда;
- Пример коллег;
- Новизна деятельности;
- Обучение на курсах;
- Пример и влияние администрации;
- Организация методической работы;
- Возможность получения признания в коллективе.
Именно на последнем факторе хочется остановиться подробнее. У нас в гимназии разработана рейтинговая система оценки деятельности педагогов. В соответствии с положением ежегодно в конце года проводится оценка результативности профессиональной деятельности учителей по ряду критериев (результативность работы по предмету, внеклассной работы, методической деятельности). При оценке результативности методической работы отслеживается: участие в конкурсах педмастерства, в педсоветах, семинарах, работа по обобщению опыта, проведение открытых уроков, научно-исследовательская деятельность). При этом нет такого критерия как “Результативность самообразовательной деятельности”. Поэтому есть необходимость внести изменения в данное Положение, включив в него именно этот критерий “Результативность самообразовательной деятельности”. (обсуждение)
Далее нам хотелось бы определить основные проблемы несовершенства в нашей самообразовательной деятельности. Для этого у вас на столах есть листы рефлексии с установкой на саморазвитие. Я попрошу каждого ответить на предложенные вопросы.
Подведение итогов:
1. Что еще надо добавить в вашу профессиональную деятельность?
2. Каких черт характера не хватает вам для того, чтобы быть успешным педагогом?
3. Какой из жизненных принципов Вам ближе всего и почему?
4. Вы карьерист? В хорошем смысле этого слова? Какой вы видите в будущем свою педагогическую карьеру?
5. Современный учитель – это профессионал или личность?
Современный учитель – это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях.
5.Подведение итогов работы педсовета, выработка и утверждение постановления педсовета.
Обсуждение и утверждение проекта постановления педсовета.
Проект постановления педсовета:
1. Утвердить Положение о работе педагогов ГУО “Гимназия г.Пружаны” над темами самообразования;
2. С целью повышения профессионального мастерства всем педагогам вести целенаправленную и систематическую работу по самообразованию в соответствии с Положением об организации самообразовательной деятельности педагогов ГУО”Гимназия г.Пружаны” (постоянно, педагоги);
3. Отметить продуктивную самообразовательную деятельность следующих педагогов гимназии: ЮкЛ.В., КапицаЛ.В., МорданьЕ.П., СмирноваН.В., АнуфриенкоВ.Л., КнигаГ.П., ЖолнерчукЛ.В., БильдейкоН.И., ВеремейчукЮ.С., СтрокТ.Т., ЛелекинойВ.С., КупцевичЕ.В., МатвеенкоТ,С.;
4. Регулярно анализировать результативность работы педагогов по самообразованию на заседаниях предметных кафедр, методических объединений, методического совета (постоянно, заместитель директора по УМР, руководители кафедр и МО);
5. При проведении рейтинговой оценки деятельности педагогов по итогам учебного года учитывать системность и результативность организации педагогами самообразовательной деятельности. С этой целью внести изменения в Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогов ГУО “Гимназия г.Пружаны” и рассмотреть их на заседании методического совета. (май 2011 года, заместитель директора по УМР);
6. Утвердить модель системы повышения профессионального мастерства педагогов гимназии, и использовать её в организации работы методической службы гимназии и структурных подразделений методической службы.(постоянно, заместитель директора по УМР, руководители кафедр и МО, педагоги);
7. С целью формирования у педагогов гимназии исследовательской компетентности и активизации научно-исследовательской деятельности педагогов провести семинар-практикум по развитию исследовательских умений педагогов (2011-2012 учебный год, заместитель директора по учебно-методической работе);
8. С целью развития уровня коммуникативной компетентности педагогов как на общегимназическом уровне, так и на уровне структурных подразделений методической службы активно использовать такие формы работы как психологические тренинги, семинары-тренинги, спецкурсы, конференции, круглые столы (постоянно, педагог психолог, заместитель директора по УМР, заместитель директора по ВР, руководители кафедр и МО;
9. Активизировать взаимопосещение учителями уроков и внеклассных мероприятий у своих коллег, вести учет посещенных уроков в папках по самообразованию и в журнале “Взаимопосещение уроков” (постоянно, педагоги);
10. С целью повышения уровня мотивации к саморазвитию у педагогов чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами, такие как фестивали, праздники успехов учителей (ежегодно, заместитель директора по УМР).
Постановление педсовета:
1. Отметить продуктивную самообразовательную деятельность следующих педагогов гимназии: ЮкЛ.В., КапицаЛ.В., МорданьЕ.П., СмирноваН.В., АнуфриенкоВ.Л., КнигаГ.П., ЖолнерчукЛ.В., БильдейкоН.И., ВеремейчукЮ.С., СтрокТ.Т., ЛелекинойВ.С., КупцевичЕ.В., МатвеенкоТ.С.;
2. Утвердить Положение о работе педагогов ГУО “Гимназия г.Пружаны” над темами самообразования;
3. С целью повышения профессионального мастерства всем педагогам вести целенаправленную и систематическую работу по самообразованию в соответствии с Положением об организации самообразовательной деятельности педагогов ГУО “Гимназия г.Пружаны” (постоянно, педагоги);
4. Регулярно анализировать результативность работы педагогов по самообразованию на заседаниях предметных кафедр, методических объединений, методического совета (постоянно, заместитель директора по УМР, руководители кафедр и МО);
5. При проведении рейтинговой оценки деятельности педагогов по итогам учебного года учитывать системность и результативность организации педагогами самообразовательной деятельности. С этой целью внести изменения в Положение о рейтинговой оценке деятельности педагогов ГУО “Гимназия г.Пружаны” и рассмотреть их на заседании методического совета. (май 2011 года, заместитель директора по УМР);
6. Утвердить модель системы повышения профессионального мастерства педагогов гимназии, и использовать её в организации работы методической службы гимназии и структурных подразделений методической службы. (постоянно, заместитель директора по УМР, руководители кафедр и МО, педагоги);
7. С целью формирования у педагогов гимназии исследовательской компетентности и активизации научно-исследовательской деятельности педагогов провести семинар-практикум по развитию исследовательских умений педагогов (2011-2012 учебный год, заместитель директора по учебно-методической работе);
8. С целью развития уровня коммуникативной компетентности педагогов как на общегимназическом уровне, так и на уровне структурных подразделений методической службы активно использовать такие формы работы как психологические тренинги, семинары-тренинги, спецкурсы, конференции, круглые столы (постоянно, педагог психолог, заместитель директора по УМР, заместитель директора по ВР, руководители кафедр и МО);
9. Активизировать взаимопосещение учителями уроков и внеклассных мероприятий у своих коллег, вести учет посещенных уроков в папках по самообразованию и в журнале “Взаимопосещение уроков” (постоянно, педагоги);
10. С целью повышения уровня мотивации к саморазвитию у педагогов чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами, такие как фестивали, праздники успехов учителей (ежегодно, заместитель директора по УМР);
11. С целью обобщения и распространения позитивного педагогического опыта провести работу по систематизации материалов из опыта работы над темой самообразования социального педагога МатвеенкоТ.С. и выпустить информационно-методический журнал с электронным приложением.(2011-2012 учебный год, заместитель директора по УМР, заместитель директора по ВР).
Положение о работе педагогов ГУО “Гимназия г.Пружаны” над темами самообразования
План подготовки и проведения педагогического совета
Памятка для педагогов по организации самообразования
Лист рефлексии с установкой на саморазвитие
Результаты рефлексии
Презентация