- Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
- Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
- Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
- Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
- Не требуй на уроке “идеальной дисциплины”. Не будь авторитарным. Помни, урок – это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
- Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными “по трафарету”. Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
- Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание – вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
- Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
- Неси детям добрую энергию и всегда помни, что “ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь”.
- Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
- Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
- Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить “планку” трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
- Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
- Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, – не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
- Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для “любимчиков”. Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
- Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
- В общении с родителями своих учеников помни, что их дети – самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
- Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
- Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
- Не воспитывай слишком самонадеянных – их будут избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – от них отмахнутся; слишком добрых – их растопчут.
- Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.
1. Приём “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причём это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно располагая к себе учащегося “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить его выполнить, то или иное задание. 2. Приём “зеркало отношений”. Лицо – это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, не значит, что педагог должен постоянно носить на своём лице улыбку. 3. Приём “золотые слова” – слова, содержащие небольшое преу-величение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент – комплимент на фоне антикомплимента себе. 4. Приём “терпеливый слушатель” – всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя. 5. Приём “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения. |
ТИПИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ПЕРЕВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ
- Процесс воспитания и перевоспитания практически начинается с конца, а не с начала. Мы все как бы сидим и ожидаем, когда ученик совершит тот или иной проступок, и тогда начинаем его “воспитывать”.
- Педагогические усилия воспитатель направляет на прямое подавление внешних проявлений трудновоспитуемое™, а не на искоренение причин, их вызывающих.
- В индивидуальной работе доминирует словесная методика перевоспитания (“нажимы”, назидания, наставления и т. д.) И ощущается острый дефицит практической помощи воспитателя в коррекции поведения подростка.
- Индивидуальная работа с подростком, как правило, страдает отсутствием целенаправленной четкой программы его перевоспитания.
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!
- Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
- Первое знакомство с подростком – это разговор о его интересах и тех областях жизни, где он лучше всего осведомлен.
- В беседе с воспитателем подросток должен почувствовать искреннее и заинтересованное отношение к нему.
- Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
- Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявиться комплексно, в тесном взаимодействии социальных, биологических и психических факторов.
- Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дают объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!
- Беседу с подростком следует начинать с дружеского тона.
- При первой встрече с подростком не старайтесь его критиковать.
- В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
- Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
- Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Общаясь с подростком, старайтесь развить в себе готовность к педагогической импровизации.
Эффективное общение – основа педагогического мастерства
Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться?
Учебный процесс основан на постоянном, профессиональном общении педагогов с учащимися. Поэтому особенно важно проанализировать приемы организации педагогического общения с целью дальнейшего его совершенствования.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.
Через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание – тоже ответ или обращение к партнеру.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ
Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:
- Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д.
- Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.
- Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
- Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.
- Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.
- Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).
- Продуктивность общения.
- Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.
- Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
- Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
- Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).
Успех педагогического общения определяет успех в обучении и воспитании – это и есть основа педагогического мастерства.
Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием
- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
- Любите себя, или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
- Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
- Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
- Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
- Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
- Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
- Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Типичные педагогические ошибки в перевоспитании детей c отклонениями в поведении
- Процесс воспитания и перевоспитания практически начинается с конца, а не с начала. Мы все как бы сидим и ожидаем, когда ученик совершит тот или иной проступок, и тогда начинаем его “воспитывать”.
- Педагогические усилия воспитатель направляет на прямое подавление внешних проявлений трудновоспитуемое, а не на искоренение причин, их вызывающих.
- В индивидуальной работе доминирует словесная методика перевоспитания (“нажимы”, назидания, наставления и т. д.) И ощущается острый дефицит практической помощи воспитателя в коррекции поведения подростка.
- Индивидуальная работа с подростком, как правило, страдает отсутствием целенаправленной четкой программы его перевоспитания.
Изучая подростка, ПОМНИ!
- Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
- Первое знакомство с подростком – это разговор о его интересах и тех областях жизни, где он лучше всего осведомлен.
- В беседе с воспитателем подросток должен почувствовать искреннее и заинтересованное отношение к нему.
- Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
- Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявиться комплексно, в тесном взаимодействии социальных, биологических и психических факторов.
- Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дают объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.
Общаясь с подростком, ПОМНИ!
- Беседу с подростком следует начинать с дружеского тона.
- При первой встрече с подростком не старайтесь его критиковать.
- В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
- Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
- Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
- Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
- Общаясь с подростком, старайтесь развить в себе готовность к педагогической импровизации.