Тактика педагога по отношению к детям,
занимающим неблагоприятное положение в коллективе
- Откажитесь от частого подчеркивания способностей одних детей и недостатков, неуспехов других (особенно детей с неблагоприятным статусом), то есть от прямого противопоставления ребят друг другу.
- Не «пилите» и не ругайте учеников перед всем классом (чтобы еще более не усиливать негативное к ним отношение).
- Замечайте даже небольшие успехи слабых, но не подчеркивать это как нечто неожиданное. Замечайте любые усилия детей по улучшению своего поведения. Поощряйте взаимопомощь в классе.
- Постоянно подчеркивайте, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но теми добрыми делами, которые совершил человек для других.
- Чаще разговаривайте с замкнутыми и «неинтересными» ребятами, ведь поведение школьников во многом подражательно, и когда они видят, как учитель о чем-то говорит с их одноклассником и ему (учителю) интересно, они тоже начинают проявлять интерес к этому «неинтересному» ребенку.
- Все, что происходит с ребятами, принимайте всерьез.
- Изучайте круг интересов ребенка, выясните, чем он может быть интересен другим.
- Учите ребят анализировать свои поступки, предвидеть их последствия.
- Постарайтесь помнить всякий раз, когда ребенок проявляет вспыльчивость, обидчивость и т. п., что эти проявления часто являются не только причинами, но и следствиями психологической изоляции ребенка.
- Помогайте детям почувствовать свою принадлежность к группе (помогите им показать то, в чем они способны, каким они видят свой класс).
- Дети с низкой самооценкой, застенчивые, неуверенные в себе боятся, что обнаружатся их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне. Помогайте им понять, что не только они «не такие как все», но и всякий другой является неповторимой личностью, имеющей свои сильные и слабые стороны. Это помогает детям избавиться от чувства изолированности и одиночества.
- Проявляйте заботу и уважение к детям. При этом забота должна быть скорее непрямой и проявляться в действиях, направленных на то, чтобы лучше познакомиться с детьми, узнать их истории жизни и не отказываться даже от тех детей, с которыми Вам трудно. Уважение же, напротив, должно проявляться напрямую и непосредственно, в связи с конкретным поведением ребенка.
- Учите детей проявлять сочувствие и эмпатию.
- Помогайте детям справляться со своими страхами и стрессом. Для этого важно предоставить им возможность поговорить с вами о том, что для них неприятно, внимательно выслушивать их при этом и не обесценивать их переживания словами: «Ничего страшного, не думай об этом…».