Технологии работы классного руководителя по профилактике наркомании

Использование педагогом широкого спектра антинаркотических технологий является важным условием профилактической работы. Любая технология прежде всего должна нести в себе определенный импульс, толчок, побуждающий ребенка к самоанализу и самоизменению, она должна ставить ребенка в новые условия, востребовать у него новую модель поведения, увлекать, заставлять ребенка испытывать легкий стресс, игру творческих сил, радость общения с окружающими.

В числе таких технологий:

  1. Технология использования видеоматериалов с антинаркотическим содержанием. Данная технология является эффективным средством воздействия на эмоционально-ценностную сферу человека. Основные ее преимущества:

– Способствует формированию у учащихся негативного отношения к наркотикам, состоянию наркотического опьянения, обычаям и атрибутам употребления наркотических веществ;

– Позволяет отразить неприглядность различных сторон жизни человека, употребляющего наркотики;

– Стимулирует процесс осознания учащимися краткосрочности и во многом иллюзорности действия наркотических веществ;

Основным недостатком использования данной технологии является краткосрочность произведенного показом эмоционального воздействия, поэтому основным условием ее использования в работе по предупреждению наркомании является подкрепление произведенного показом эмоционального воздействия с помощью других антинаркотических технологий.

2.Технология анализа наркогенных ситуаций. Наркогенная ситуация- это такая ситуация, в которой человек стоит перед выбором: употреблять или нет то или иное наркотическое вещество. Преимущества использования данной технологии:

– Позволяет отработать навыки отказа от предложения попробовать наркотик. При отборе содержания наркогенных ситуаций необходимо учесть: характер ценностей, наиболее значимых для детей и подростков; наиболее распространенные механизмы привлечения к употреблению наркотических веществ; характер наиболее доступных для данной группы наркотических веществ.

Приведем примеры ситуаций, в которых отражена вероятность приобщения молодых людей к так называемым «легким» наркотикам.

* «Твой друг предлагает: «Пойдем в подъезд, покурим. У меня сегодня особые, с «травкой». Или ты боишься?»

* «После бесконечной недели наступили долгожданные выходные. Наконец-то можно увидеться со своим парнем. Решили пойти в клуб. Раньше ты здесь никогда не была. Парень познакомил тебя со своим друзьями, и новая компания оказалась замечательной. Вы много танцевали, и когда в середине вечера, твой парень протянул тебе на ладони таблетку: «Попробуй, второе дыхание откроется», ты…»

* «Друг просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома»

* «Друг предлагает парню, от которого ушла любимая девушка и который мучительно переживает разрыв, уколоться и забыться».

* «Наркотик предлагается девушке парнем, в которого она влюблена. Парень шантажирует ее, говоря, что их дальнейшие отношения возможны, только если она вместе с ним будет курить марихуану».

 

  1. Игровые технологии. Преимущества использования игровых технологий:

– Активизируют интерес учащихся к мероприятиям с антинаркотической направленностью;

– Способствуют осознанию учащимися последствий употребления наркотических веществ;

– Оказывают влияние на характер взаимоотношений между учащимися и педагогом, способствуют преодолению коммуникативных барьеров, так как игроки вместе продвигаются к цели, переживают одинаковые эмоциональные чувства, оценивают самих себя и партнеров, самоутверждаются как личности;

– Способствуют формированию у учащихся навыков безопасного поведения в ситуации предложения пробы наркотических веществ;

– Позволяют педагогу диагностировать степень риска наркотизации учащихся, характерные для данной подростковой группы, мотивы употребления наркотических веществ, степень вовлечения учащихся в наркогенную субкультуру и пр. Например: Игра «Мифология и современность». Игрокам предлагается ряд утверждений «мифов», которые они должны подтвердить или опровергнуть. Миф 1. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться. Миф2. Наркотики дают ощущение удовольствия. Миф 3. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет. Миф 4. Наркотики бывают легкими и тяжелыми. «Травка» – легкий наркотик, не вызывающий привыкания. Миф 5. Попробуй пробуют все.

Игра «Почему некоторые спешат попробовать наркотики», «Спасибо, нет» и т.д. Обязательными элементами игры с антинаркотической направленностью являются:

– Игровые цели, которые необходимы для создания мотивации и соответствующего эмоционального фона;

– правила игры как нормы поведения участников;

– Средства достижения поставленной цели;

– Методическое обеспечение игры;

– Сценарий игры

  1. Информационные технологии. В основе данных технологий лежит информирование:

– О негативных влияниях наркотиков на различные стороны жизни человека;

– О губительных последствиях наркомании для здоровья;

– Об уровне смертности, заболеваемости СПИДом и других количественных данных о наркоманах;

– О неприглядных сторонах жизни наркомана (бродяжничество, проституция и т.д.);

– О деградации людей, употребляющих наркотики, и проблемах, с этим связанных (распад семьи, рост числа преступлений и т.д.).

 

Основные принципы использования информационных технологий.

Принцип 1: «Не навреди!». Это самое главное правило, которым педагог должен руководствоваться при реализации антинаркотической профилактики. Случайное слово или неудачно выбранная педагогом формулировка могут повлечь за собой глобальные последствия, стать причиной формирования у учащихся неверных представлений о наркотиках.

Принцип 2: Каждый человек имеет право не только знать, но и не знать о наркотиках (принцип «запретной информации».)

Особенности использования информационных технологий:

– Отбор антинаркотических материалов должен осуществляться на основе результатов предварительной диагностики;

– В ходе профилактической работы должны соблюдаться правила подачи информации о наркотиках.

Правила подачи информации о наркотиках.

1.Не выходите за рамки представлений о наркотиках, которые уже известны учащимся (Не следует упоминать названия неизвестных им ранее наркотиков, лучше ограничиться обобщающим словом «наркотик»).

  1. В предлагаемых материалах не допускается конкретных сведений о методах выращивания соответствующих растений, указаний по способам получения и употребления наркотических веществ.
  2. Антинаркотические материалы должны быть нейтральными в отношении какой-либо социальной прослойки, национальности, возраста.
  3. Нельзя использовать информацию о положительных моментах, которые могут возникнуть на первых этапах употребления наркотических средств. Исключается употребление таких терминов, как «эйфория», «состояние блаженства» и т.д.
  4. Не ссылайтесь на примеры выдающихся исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов и прочих «кумиров» молодежи, страдающих наркоманией, даже если хотите привести примеры негативных последствий приема наркотиков.
  5. Не используйте опыт приглашения бывших наркоманов. Ваша задача: показать, что наркомания – это путь в никуда. Психологическая зависимость от наркотиков сохраняется практически навсегда.
  6. Будьте готовы к тому, что вам предстоит ответить на самые разнообразные вопросы, начиная с истории появления наркомании.
  7. Если вы не знаете ответа на прозвучавший вопрос, лучше откровенно в этом признаться и уточнить информацию к следующему занятию.

9.Не рассказывайте о способах диагностики наркомании.

10.Акцентируйте внимание на риске заражения потребителей наркотиков ВИЧ инфекциями, гепатитами В и С и различными венерическими заболеваниями.

  1. Сделайте акцент на факте сложности лечения наркомании.
  2. Расскажите учащимся о юридической ответственности, которую влекут за собой любые операции с наркотиками.
  3. Обязательно сообщите информацию о том, куда ученик может обратиться за помощью в случае столкновения с проблемой.

14.Постарайтесь получить как можно больше научной информации по теме.

  1. Акцентируйте внимание на актуальных для учащихся темах и вопросах. Темы, которые могут быть предложены учащимся при обсуждении проблемы наркомании: – Что делать, если ваш любимый (любимая) употребляет наркотики;

– Что делать, если у твоего друга началась ломка;

– Как сказать наркотикам «нет»;

– Лучший друг мне предлагает попробовать наркотики;

– Если ты решил бросить наркотики.

 

  1. Не увлекайтесь рассказами о том, что употребление наркотиков негативно отражается на здоровье. Молодые люди мало задумываются о своем здоровье. В рейтинге важнейших жизненных ценностей современных молодых людей здоровье занимает десятое место.

17. Будьте искренни, постарайтесь просто быть самим собой. Иначе лекции о наркомании так и останутся пустой болтовней, банальными фразами. Важной целью педагогической работы по предупреждению наркомании является: воспитание психически и физически здорового и личностно развитого человека, обладающего социально- психологическими навыками противостояния наркогенному давлению и способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не прибегая к использованию наркотических веществ.

Добавить комментарий