Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

Влияние семьи на психическое здоровье ребенка столь же высоко, как и влияние внутрисемейных отношений на формирование детской личности. Именно в семье создаются предпосылки для того или иного психосоматического недуга, закладываются основы характера и оттачивается способность противостоять будущим непростым ситуациям.

В семьях, где роли между мужчиной, женщиной и детьми распределены психологически правильно, ощущается позитивное влияние семьи на психическое благополучие ребенка. Каждый член семьи поддерживает семейное «Мы», в основе которого лежат общие ценности, любовь, теплые чувства и привязанность, объединяющие и позволяющие быть собой. Имеются свои семейные правила, которые понятны всем членам семьи и которых стараются придерживаться.

В семьях, где царит гармония, как правило, у детей не возникают неврозы, так как родители вовремя справляются со своими личными проблемами, не ссорятся в присутствии детей, не выясняют при них отношения, поддерживают теплые, доброжелательные взаимоотношения, учитывают интересы детей. В семьях, где происходят частые ссоры между родителями, конфликты, присутствует недоброжелательность по отношению друг к другу, непонимание, у детей часто возникают невротические реакции, нарушения эмоциональной сферы. Как следствие у ребенка нарушается способность адекватно воспринимать себя, понижается самооценка, появляется неуверенность в себе, возникают страхи, тревога, чувство беспомощности, раздражительность.

В семьях с нарушенной гармонией исчезает равновесие, и складываются определенные взаимоотношения, которые закрепляют конфликтную ситуацию. Родители искаженно воспринимают свои роли, формально подходят к своим обязанностям, не способны проявлять интерес и сочувствие к другим. Они занимают конкурирующие позиции, когда, например, женщина берет на себя роль главы семейства, а муж становится для нее, по сути, вторым ребенком. Между супругами происходит борьба за власть, а между отцом и ребенком — за внимание и любовь матери. В последнем случае супруг постепенно все больше отходит на задний план и отстраняется от ребенка. Супруги не могут разобраться в своих отношениях и решить конфликты, они не способны вместе заниматься какой-либо деятельностью, в том числе воспитанием ребенка. В таких семьях всегда возникают вопросы «Кто главный?», «Кто должен это делать?», «Кто виноват?», и никто не желает брать на себя ответственность по разрешению конфликта. Наиболее частыми проблемами семей, оказывающими влияние на эмоциональное состояние детей, являются:

часто возникающая растерянность у супругов;

разочарование, ожидание от супруга (и) большего;

обсуждение значимых вопросов не с партнером, а с другими людьми (родителями);

проживание в гражданском браке как способ избежать ответственности.

Для поддержания стабильности в семьях с неблагоприятным психологическим климатом возникают защитные механизмы, которые не позволяют увидеть реальность. Например, в семье складываются мифы о том, что «мы замечательная семья, а другие этого не понимают», «у нас болезненный ребенок, и мы все делаем для него», «у нас непослушный ребенок, ничего не можем с ним поделать» и др. За этими мифами скрываются неосознаваемые недовольство друг другом, отрицательные эмоции, в том числе страх, вина, боязнь ответственности. Восстановить гармоничные отношения и психическое здоровье ребенка в семье помогает желание понять друг друга и применение навыков эффективного общения.

В первую очередь необходимо отказаться от агрессивных высказываний – угроз, приказов, назиданий, инструкций и т.п. Не стоит на партнера вешать ярлыки, давать ему напрямую негативные оценки, критиковать поведение. Основными условиями успеха в воспитании детей можно считать нормальную семейную атмосферу, для которой характерны:

– осознание родителями своего долга и чувства ответственности, взаимное уважение, постоянное внимание к жизни своего ребенка, помощь и поддержка в трудных ситуациях, бережное отношение к достоинству каждого члена семьи;

– организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов семьи;

– организация семейного досуга (совместные прогулки, чтение книг, посещение театра, кино и т.д.);

– взаимная доброжелательность в общении, любовь и жизнерадостность в семье.

Таким образом, необходимо понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребенка. Дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей.

 

Добавить комментарий