«ПОКОЛЕНИЕ Z — потерянные дети или юные гении»
Их дом — виртуальное пространство, они «на ТЫ» с высокими технологиями, гаджеты – привычная часть их повседневности. Им неизвестно, какой была жизнь в эпоху ДО Интернета. Посредством Сети они получают информацию, общаются, совершают покупки, играют. Существование в Интернете для них так же естественно, как дыхание. Они — поколение Z, первые представители которого появились на свет после 1995 года.
Сейчас подрастают дети поколения Z, не слышавшие о «революции технологий», потому что родились уже после. Они изначально живут в цифровой реальности.
Линкстеры, iПоколение, центениалы, Digital Natives, «цифровики», ЯЯЯ, художники — все это о «зетах». Какие схожие черты позволяют говорить о них как о поколении?
- Скорость взросления. Пупсики и заводные паровозики перестают интересовать их примерно в трехлетнем возрасте. У них нет времени на такие игры, их ждут стратегии и аркады 5D. «Время ценно» — девиз центениалов. Они используют его по максимуму и уже в детстве ориентируются в виртуальном пространстве на порядок лучше родителей. Починить сломанный стул они вряд ли смогут, но за экспертным советом при выборе планшета или обзором трендов в одежде родственники обратятся именно к ним.
- Личная свобода— еще одна большая ценность. Но они весьма грамотно ей распоряжаются. Поколение людей Z, в отличие от предшественников, не злоупотребляет запрещенными веществами, старается не участвовать в драках, не совершает асоциальных поступков (показатели значительно ниже, чем у миллениалов). Между офисом и домом они выберут второе, предпочитая удаленную работу со свободным графиком.
- Замкнутость в себе. Пожалуй, ни в одном другом поколении не встретишь столько интровертов, как среди «цифровиков». Больше нет необходимости в живом общении (связь с миром можно поддерживать через социальные сети и электронные письма), потеряла ценность семья как таковая (многие «зеты» растут с одним из родителей или вовсе без них), стираются гендерные различия (отсюда проблемы с осознанием себя как мужчины/женщины).
- Самообразование. На примере старших поколение Z видит, что диплом престижного вуза не дает гарантии устройства на работу и достойной оплаты труда. Поэтому формальному образованию они предпочитают личную образованность, практические знания, которые действительно пригодятся. Они могут самостоятельно освоить любую тему с помощью доступной в Сети информации, выучить иностранный язык, если им это по-настоящему интересно.
- Клиповое мышление. Школа жалуется, что ученики стали меньше читать. И да, и нет. Действительно, многобуквенные опусы с описанием красот природы уже не впечатляют. Удобно воспринимать емкий короткий текст, содержащий суть, где за эмоции отвечают смайлики. Мини-формат с макси-пользой — вот к чему стремятся дети Z. Но, если какой-то вопрос вызывает особый интерес, будет осилен (желательно все же с картинками).
Характерные черты поколения Z
Представители поколения Z, годы рождения которых совпали с расцветом технологий, характеризуются как:
- Вовлеченные
Интернет-пространство — естественная среда их обитания. Они постоянно онлайн: в соцсетях, чатах, на форумах. Совершают покупку после совета с друзьями или под воздействием модных тенденций, авторитетных людей (медийных персон, популярных блогеров и др.). При этом важна не конкретная вещь, а именно чувство сопричастности. У них находят отклик тренды, но не сезонные коллекции.
- Убежденные
Непоколебимость — одна из черт, присущих данному поколению, которая ощутимо сказывается на его потребительских предпочтениях. Ориентиром для ритейлера в этом случае является открытость людей Z новому и приоритет индивидуальности (так что не забываем про кастомизацию вещей). Важно понять их ожидания и интересы, чтобы вовремя выйти со своим предложением.
- Любопытные
Погруженность в виртуальную реальность не означает, что центениалы полностью оторваны от жизни. Скорее, они существуют одновременно в обоих мирах. И для них важен «личный контакт» с товаром. Увидел в Интернете, изучил, потом купил уже в реальном магазине — этот алгоритм предпочитает большинство.
Для грамотного выстраивания контакта между детьми поколения Z и взрослыми необходимо учитывать, что большую часть времени «цифровики» все же проводят в интернет-пространстве, где особое внимание уделяют социальным сетям и просмотру видео. Нужно помнить о блогерах, которые становятся для подрастающих подписчиков своеобразными иконами стиля и отношения к жизни. И особо обратить внимание на индивидуальный подход, «зеты» это ценят.
Другие психологические особенности и ценности поколения Z
№1. Две реальности. Поколение Z — цифровое поколение, и этим все сказано. Часто граница между двумя мирами стирается, а информатика из сложного школьного предмета превращается в повседневность. Смартфон стал не просто коммуникатором, а порталом в большую параллельную Вселенную. Можно общаться, играть, находить новости и узнавать что-то интересное. И понятие «одиночество в сети» центениалам неведомо: они постоянно взаимодействуют с кем-либо.
№2. В погоне за модой. Сегодня в тренде — завтра неприемлемо. Очередной вирусный видеоролик вызывает смех и восторженные комментарии, модная футболка выделяет из толпы, а прическа как у блогера — повод для зависти одноклассников. Но уже через пару недель те же пользователи ставят видео дизлайк, новая вещь отправляется на свалку, а мэтр блогосферы снова постригся. У поколения нет стойких личных убеждений.
№3. Бери от жизни все. И только так. Материальный достаток важен не сам по себе, а как способ получения максимального удовольствия от жизни. Притом как можно скорее. Поколение Z движение по карьерной лестнице не рассматривает, нелюбимая работа — не для них, статус — неважен. Дослужиться до директора, вкалывая сутками напролет десятилетиями подряд? Ни за что! Успех должен быть стремительным, работа — не в тягость, доход — достаточным. И чтобы при этом оставалось время на путешествия и развлечения. Фриланс и «удаленка», доступные сегодня далеко не всем, с приходом на рынок нового поколения станут основными формами занятости.
№4. Я супер! Свой путь в жизни… Его всегда непросто найти, а им особенно, потому что каждый представитель нового поколения прекрасно осведомлен о собственной исключительности, равно как и об уникальности остальных. Эта истина не требует доказательств и априори заложена в «зетах».
№5. Кратко и наглядно. Фрагментарное мышление центениалов позволяет воспринимать информацию крайне дозированно. Восьмисекундная концентрация на объекте (именно столько они могут позволить себе, просматривая, например, ленту новостей), чтобы понять, стоит ли дальше читать материал. При этом интересующая тема может изучаться подробно и детально.
№6. Ценность семьи. Брак по любви, крепкая семья входят в понятие Z о счастье. Идеал соответствует традиции: мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага, не менее двух детей. При этом ценность семьи не подвергается сомнению.
№7. Родители — партнеры. «Зеты» не конфликтуют со старшими. Напротив, они очень любят рассказывать о своих родителях, которые предоставляют свободу выбора, обеспечивают «личное пространство», трепетно относятся к достижениям чад. Партнерские отношения в действии. Издержки: отсутствие привычного родительского авторитета. Дети немного свысока смотрят на мам и пап, которые, по их мнению, живут однообразной и скучной жизнью. Они делают все, чтобы не повторить их путь.
№8. Жажда признания. Выбранная родителями модель воспитания, когда ребенка хвалят даже за самые элементарные навыки, постоянно говорят о его красоте и исключительности, приводит к тому, что желание одобрения начинает довлеть над любой мыслью и поступком. К этому добавляется необходимость признания. Лайки, фолловеры, узнаваемость — чем всего этого больше, тем грандиознее популярность.
№9. Недалеко идущие планы. «Жить здесь и сейчас» — один из принципов центениалов. В перспективу смотреть не любят (слишком там все неопределенно), предпочитая ограничиваться ближайшими целями. Хотят ярких эмоций, впечатлений, удовольствий и побаиваются, что жизнь может оказаться серой, как у родителей.
№10. Неглобальные цели. Живя в эпоху глобализации, они тем не менее не ставят перед собой задачу изменить мир и человечество. Их желания куда приземленнее и понятнее: «простое человеческое счастье», комфортный быт, достаток.