Заседание №1 мастер-класса учителя английского языка Ковалевич О.Н. по теме «Повышение мотивации при изучении иностранного языка с помощью ролевой игры»

На заседании раскрыты направления использования ролевых игр в процессе обучения иностранному языку. Ковалевич О.Н. поделилась своим опытом работы по использованию ролевых игр на уроках и внеклассных мероприятиях, предложила коллегам памятки по использованию грамматических, лексических, фонетических, орфографических игр.

Рассмотрено на заседании

методического совета                                                             Утверждаю

     Директор  ГУО «Гимназия г.Пружаны»

 

                                                                                                         ___________Л.Г. Козорез

Протокол №____ от _______

 

План работы мастер – класса

учительницы английского языка ГУО «Гимназия г. Пружаны»

Ковалевич Ольги Николаевны

по теме «Повышение мотивации

при изучении иностранного языка

с помощью ролевой »

 Цель: повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности  учителей иностранного языка на основе внедрения в практику сюжетно – ролевых игр на уроках иностранного языка

 

Задачи:

 

  1. оказание методической помощи учителям иностранного языка в овладении метода ролевой  игры.

передача педагогом-мастером своего опыта в области использования ролевой игры путём показа игрового метода на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности.

 

  1. совместная отработка участниками мастер-класса методических  подходов и приёмов решения проблемы использования сюжетно-ролевых игр  в процессе преподавания иностранного языка

 

4.  распространение и обобщение опыта в области использования  ролевой игры  учителя-мастера на уроках и внеурочных занятиях

 

 

Занятие №1                                                                                          ноябрь   2012

                                                                                                                     

Тема: «Применение метода ролевой игры в обучении иностранному языку»

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Ролевая игра – современное педагогическое явление.
  2. Ролевая игра в обучении иностранному языку ресурс развития качества образовательного процесса.
  3. Направления использования роевых игр в обучении иностранному языку.
  4. Формы использования ролевых игр в образовательном процессе.

 

 

 

Занятие №2                                                                               ноябрь   2012

Тема: «Методика использования ролевых игр на различных типах уроков иностранного языка »

  1. Ролевая игра – форма работы на уроках иностранного языка.
  2. Роль учителя на уроке иностранного языка с использованием ролевой игры.
  3. Информирование о тематической картотеке ролевых игр к урокам.
  4. Посещение и анализ открытого урока по английскому языку в 11 классе с использованием ролевой игры.

 

Занятие №3                                                                                  декабрь   2012

Тема: « Ролевая игра на внеурочных занятиях как средство повышения мотивации при изучении иностранного языка »

  1. Повышение мотивации  учащихся при изучении иностранного языка с помощью ролевой игры во внеурочной деятельности.
  2. Ролевые игры во внеклассной деятельности.
  3. Информирование о тематической картотеке ролевых игр во внеклассной работе.
  4. Посещение и анализ внеклассного мероприятия с использованием ролевой игры.

 

Список литературы:

 

  1. Денисова Л.Г. Драматические игры для творческого этапа обучения//Иностранные языки в школе. – № 2, 1990. С. 101-104.
  2. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. – № 4, 1989. – С. 14-16.
  3. Коммуникативное обучение иноязычной культуре: Сборник научных трудов. Выпуск 4. – Липецк, 1993. – 243 с.
  4. Конышева А.В. Коллективная деятельность как средство субъектности обучаемых//Фемомен человека в психологических исследованиях и социальной практике. – Смоленск, 2003. – С. 145-150.
  5. Ливингстон К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1988. – 169 с.
  6. Лившиц О.Л. Ролевая игра на уроках английского языка в VIIIклассе//Иностранные языки в школе. – № 5, 1975. – 175 с.
  7. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М., 1994. – 231 с.
  8. Шмаков С.А. Игра учащихся – феномен культуры. – М., 1994

Fried-Booth Diana L. Project Work (in Resource Books for Teachers). Ed. by Alan Maley. – Oxford, 1988. – 53 p

 

 

Мастер – класс

учительницы английского языка ГУО «Гимназия г. Пружаны»

Ковалевич Ольги Николаевны

по теме «Повышение мотивации при изучении иностранного языка с помощью ролевой игры »

 

Занятие №1                                                                                          ноябрь   2012

                                                                                                                     

Тема: «Применение метода ролевой игры в обучении иностранному языку»

 

 Вопросы для обсуждения:

  1. Ролевая игра – современное педагогическое явление.
  2. Ролевая игра в обучении иностранному языку ресурс развития качества образовательного процесса.
  3. Направления использования роевых игр в обучении иностранному языку.
  4. Формы использования ролевых игр в образовательном процессе.

 

РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного процесса. К основным ее составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной емкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда, использование компьютеров и других новейших информационных технических средств обучения.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения.

Из этого следует, что ролевые игры на уроках иностранного языка являются примером инновационных технологий, позволяющих учащемуся не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность.

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Ролевая игра – современное педагогическое явление.
  2. Ролевая игра в обучении иностранному языку ресурс развития качества образовательного процесса.
  3. Направления использования роевых игр в обучении иностранному языку.
  4. Формы использования ролевых игр в образовательном процессе (ролевая игра готовит учеников к ситуации повседневного общения в иноязычной среде).

 

В этой ситуации необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников процесса и, прежде всего, – учителя. Именно учитель должен выбрать из множества современных методов обучения иностранному языку те, которые наилучшим образом соответствуют его темпераменту, внутренним потребностям, интеллекту и желаниям. При этом он должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его интересы, способности, увлечения в каждом конкретном классе.

В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения.

К ролевой игре методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упражнения типа «прочитайте по ролям, инсценируйте диалог (Role-play the Dialogue)» занимают прочное место в арсенале методических приемов, а подобные инструкции можно встретить во всех учебниках иностранного языка.

Секрет популярности ролевых игр среди учителей и учащихся прост. Являясь учебной моделью межличностного группового общения, специфической организационной формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе, ролевые игры легко вписываются в урок и, кроме всего прочего, доставляют учащимся неподдельное удовольствие.

Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. И. поскольку игра остается в младшем школьном возрасте пока еще ведущей формой деятельности ребенка, то с ее помощью следует обучать детей иностранному языку. Тем самым повышается мотивация школьников к изучению иностранного языка.

В процессе обучения иностранному языку старших школьников применяется деловая игра, в основе которой лежит модель некой реальной деятельности. Широко известны такие игры, как «Суд», «Дискуссия» и другие. Игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную познавательную активность школьников

Что же касается применения ролевой игры в процессе обучения школьников среднего звена, то здесь целесообразность применения данного приема обуславливается тем, что основной психологической потребностью подростка является овладение формами общения. А так как ролевая игра как раз и моделирует межличностное групповое общение, то она находит отклик у учащихся среднего звена.

 

Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения, в том числе икоммуникативная компетенция.

ВИДЫ  РОЛЕВЫХ  ИГР

Виды ролевых игр можно представить следующей таблицей:

ВИД РОЛЕВОЙ ИГРЫ СВОЙСТВА РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1. Контролируемая Участники получают необходимые реплики
2. Умеренно контролируемая Учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей
3. Свободная Учащиеся получают обстоятельства общения
4. Эпизодическая Разыгрывается отдельный эпизод
5. Длительная В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов (например, из жизни класса)

 

Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого лексикона и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры (опоры можно заранее заготовить на карточках и раздать учащимся). Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов, диалог этот может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости учитель может давать инструкции по ходу ролевой игры.

Вторым видом контролируемой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учеников сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам – взять у него интервью. Причем ученики-репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие, их интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответе на эти вопросы. Как и в первом случае, учитель может давать инструкции, помогая учащимся по ходу ролевой игры.

Более сложной является умеренно контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.

Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решить, какую лексику им использовать, как будет развиваться действие. Учитель только называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие различные аспекты данной темы. Также учитель может разделить класс на группы и предложить каждой группе выбрать тот аспект предлагаемой темы, который им наиболее близок. При этом, если потребуется, он помогает учащимся в распределении ролей и в обсуждении того, что необходимо сказать по выбранной ситуации, или оказывает какую-то другую помощь.

Творческое ролевое общение требует развития социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают в себя элементы социального тренинга (упражнений в общении). Приведем примеры подобных заданий:

·        line-up(учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенными признаками);

·        rounds(участник «круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один ученик);

·        strip-story(каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);

·        smile(учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);

·        flower(ученики дарят друг другу цветок, произнося при этом: «Я дарю тебе цветок, потому что ты хороший друг и т.п.», то есть учащиеся говорят друг другу приятные слова);

·        contacts(ученики подходят друг к другу и начинают беседу);

·        reflection(ученики пытаются представить, что о них думают другие школьники);

·        listening(ученики слушаю друг друга и кивают в знак согласия или несогласия);

·        politeness(ученики обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);

·        respect(ученики говорят о своем уважении друг к другу, подкрепляя высказывания примерами);

·        concessions(школьники учатся уступать друг другу в споре);

·        gratitude(работая вместе, ученики выражают друг другу благодарность за оказанную помощь);

·        conflict(ученики учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера).

К перечисленным заданиям можно добавить и еще много других, но все они должны быть направлены на формирование у учащихся необходимых социальных умений.

 СВОЙСТВА  И  ОБУЧАЮЩИЕ  ВОЗМОЖНОСТИ  РОЛЕВЫХ  ИГР

Рассмотрим свойства ролевой игры и ее характеристики.

Прежде всего, необходимо уточнить, что в данном контексте под ролевой игрой будет пониматься любое условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.

Как считают Р.У.Родригес и Р.Г.Вайт, «ролевая игра соединяет классную комнату и жестокую реальность» [13].

Ролевая игра характеризуется:

1) особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры в целом за счет игрового момента);

2) субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я» не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность ↔ личность; личность ↔ группа; личность ↔ учитель);

3) социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения «обязан» играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);

4) особыми условиями процесса усвоения знаний (теоретические и практические знания предлагаются участникам игр в ненавязчивой форме естественного общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями, которые заключаются в следующем:

 

ОБУЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ
Ролевая игра как самая точная модель общения Предполагается подражание действительности в ее наиболее существенных чертах
Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана Точно обозначенные предполагаемые обстоятельства создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает ученик, сужает его до субъективного мотива
Ролевая игра предполагает усилия личной сопричастности ко всему происходящему Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмоциональный тонус актера-ученика, что положительно сказывается на результате и, в конечном счете, на усвоении иностранного языка
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства При правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом – ее воспитательное значение
Ролевая игра способствует расширению сферы общения Предполагается предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания, поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы
Ролевая игра имеет образовательное значение Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра

В соответствии с данными характеристиками можно обнаружить сходство ролевой игры и реальной деятельности. Отличие же заключается в том, что ролевая игра – это условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей.

 ТРЕБОВАНИЯ,  ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ  К  РОЛЕВЫМ  ИГРАМ

Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований. Учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности и потребности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности, с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические особенности. На начальном этапе ролевого общения целесообразно давать учащимся роли, наиболее соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе.

Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на ведущие (лидерские) позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива (в психологии их называют «звездами») поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра и т.п.). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в классе (так называемые «отверженные»). Такие ученики должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по ходу игры

Идея использования ролевого поведения в свое время получила подкрепление со стороны теории социальных ролей, разработанной социологами и социопсихологами, такими как Т.Парсонс, Т.Шибутани, Р.Липтон [10]. Сторонники этой теории показали, что связь личности с окружающей ее средой проявляется в том, что личность исполняет определенную социальную роль. Обычно даже несколько ролей, например: отца, мужа и работника [5].

С этой точки зрения урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащийся вступают в определенные социальные отношения друг с другом

Социальные (ролевые) отношения принято делить на симметричные и ассиметричные. При симметричных отношениях коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли, например: ученик – ученик, учитель – учитель, брат – сестра и т.д. Ситуации такого общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контакта. Ассиметричные отношения наблюдаются тогда, когда участники общения характеризуются различными социальными признаками, например: подчиненный – начальник, ученик – учитель и др. [1;6].

ФУНКЦИИ  РОЛЕВОЙ  ИГРЫ  И  ПОЗИЦИЯ  УЧИТЕЛЯ  В  НЕЙ

С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Она выполняет определенные функции, которые можно увидеть на схеме:

Рассмотрим эти функции поподробнее.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Как уже говорилось выше, ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление [6].

С позиции учителя ролевая игра выступает как форма организации учебного процесса, цель которой заключается в формировании и развитии речевых навыков и умений у учащихся.

В игре учитель может занимать следующие позиции:

Из данной схемы видно, что на уроке учителю приходится проигрывать многочисленные ситуационные роли (под которыми понимаются более или менее зафиксированные стандарты поведения и деятельности), которые не задаются однозначно социальными отношениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большей степени зависят от типа и формы организации урока, например: роль наблюдателя, роль контролера, роль партнера по общению, роль участника или организатора деятельности.

Ролевые отношения между участниками общения являются основным параметром, определяющим характер ситуации.

Джон В.Оллер отмечает, что ролевая игра делает человека более гибким, т.е. добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью сможет применять полученные навыки и умения в новых ситуациях [13].

В структуру ролевой игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспринимаемая в игре.

Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации – иллюстрации и ситуации – проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал: карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики (если необходимо, подсказать их определенным учащимся), проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры.


 ТЕХНОЛОГИЯ  (ЭТАПЫ)  ПРОВЕДЕНИЯ  РОЛЕВОЙ  ИГРЫ

Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:

         1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

3.Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т. е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:

Этап подготовки  – разработка сценария;

– составление плана;

– общее описание игры;

– характерные особенности действующих лицЭтап объяснения – ориентация участников;

– определение режима работы;

– формулировка главной цели;

– постановка проблемы;

– выбор ситуации;

– работа с пакетом документов;

– психологическая подготовка участниковЭтап проведения – процесс игрыЭтап анализа и обобщения – вывод из игры;

– анализ, рефлексия;

– оценка и самооценка работы;

– выводы и обобщения;

– рекомендации

Многие исследователи считают, что интервью – одна из самых простых форм проведения ролевой игры. В качестве основы для интервью может быть использован любой материал на иностранном языке [9].

Один участник игры исполняет воображаемую роль, предварительно придумав «историю». Второй участник готовит интересные вопросы, которые затем задает в интервью.

Предлагается записывать интервью на видеомагнитофон для дальнейшего анализа ролевой игры с точки зрения успешности общения [11,13].

Что касается импровизации, то Л.Г.Денисова считает данный прием эффективным при обучении иноязычному общению, так как импровизация предполагает активную работу воображения школьников .

В инструкциях к данному виду ролевой игры дается недостаточно информации, фактов для проведения реалистичной ролевой игры. Участникам необходимо самостоятельно додумывать ситуацию и выбирать линию поведения.

Г.В.Рогова рекомендует использовать телепередачу как опору для организации ролевой игры на уроке иностранного языка и дают технологию проведения данных ролевых игр .

Выбрав телепередачу с учебными целями, необходимо решить, какой ее аспект можно использовать как основу для ролевой игры: содержание передачи, ее форму или только персонажей. После анализа проблем, которые будут обсуждаться, и определения темы ролевой игры учителю следует настроить школьников на внимательный просмотр телевизионной программы, постараться запомнить (законспектировать, записать схематично или в виде плана), о чем пойдет речь.

Учитель совместно с учениками намечает общий ход игры:

1)    распределяются роли;

2) осуществляется специальная языковая подготовка, в ходе которой отрабатываются новые слова и выражения.

Следующий шаг – игра, которая при максимально точном следовании передаче занимает урок. Обсуждение ошибок и работа над ними, обмен мнениями, впечатлениями и анализ игры занимают часть следующего урока.

Другие методисты – К.Левингстон, Л.Г.Денисова – предлагают использовать ролевые игры по работе с газетой [2,4].

Проведение ролевой игры по общественно-политической тематике требует тщательной подготовки, которая должна включать различные виды работ:

·        адаптирование самими учащимися газетного материала, его анализ;

·        комментирование и продуцирование текста на данную тему;

·        умение вести диалоги и полилоги (например, репортажи, обсуждение).

В процессе такой подготовки знания, умения и навыки учащихся ведут к новому единству – коллективным согласованным речемыслительным действиям, которые создают условия для творческого общения и импровизации.

Хочется отметить, что работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу.

По завершении ролевой игры следует мотивированная оценка учителем участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности, учитель комментирует выразительность ролевого поведения, а также инициативности школьников на всех этапах игры.

РОЛЕВАЯ  ИГРА КАК  СПОСОБ  КОНТРОЛЯ

Ролевая игра может быть использована в качестве контрольного задания.

Ученику предлагается представить себя в определенной роли в определенной ситуации и осуществлять общение в соответствии с данными инструкциями, которые в доступной форме объясняют суть задания [4,6].

Причем, как отмечает Артур Хьюз, ситуации могут быть детально описаны, или ученики должны самостоятельно их придумывать в зависимости от возраста, уровня владения иностранным языком, опытом участия в ролевых играх [6,7].

Ролевые игры используются как тестовые задания для проверки:

·        определенных функций общения;

·        определенных структур (например, сообщение о краже, когда проверяется использование пассивных конструкций);

·        определенных лексических единиц по какой-либо теме (например, заказ билетов).


 СПОСОБЫ  МОТИВАЦИИ  В  РОЛЕВОЙ  ИГРЕ

Игровая форма обучения способствует использованию различных способов мотивации.

1. Мотивы общения:

а) учащиеся, совместно решая задачи, участвуют в ролевой игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей;

б) в ролевой игре, при решении коллективных задач, используются различные возможности учащихся; учащиеся в практической деятельности на собственном опыте сознают полезность своих действий и действий своих товарищей по игре; они могут критически оценить, насколько быстро соображают их партнеры; в игре ученики становятся осмотрительными, а порой – и рискованными;

в) совместные эмоциональные переживания во время ролевой игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы

в ролевой игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности и играющим с ним другим ученикам.

3. Познавательные мотивы

а) ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса; неудача воспринимается не как личное поражение, а элементарное поражение в игре, и стимулирует познавательную деятельность;

б) в игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность, мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

Учащиеся, являясь участниками ролевой игры, испытывают потребность в приобретении знаний, в определенной теоретической подготовке, поскольку в игре эти знания находят непосредственное применение и тем самым выявляется их ценность. К тому же сказывается влияние игрового коллектива: нельзя подводить своих товарищей.

С помощью ролевой игры осуществляется учебно-познавательная деятельность учащихся. Ролевая игра отличается двуплановостью, т.е. наличием двух реальностей, в которых пребывает участник игры: искусственно созданная (благодаря созданию имитационной модели) и действительная. Поэтому исполнителю определенной роли постоянно приходится соотносить свои решения, в результате чего и происходит усвоение знаний и умений учащимися. Но играющий во время игры этого не замечает (не осознает, что обучается), так как обучение осуществляется тут латентно (скрыто, не явно для учащегося).

Развитию воображения и творческих способностей учащихся способствует образ игровой ситуации и содержания ролевой игры в целом, возникающей благодаря наглядности модели и воплощению мыслей в действиях игроков. Стимулирует этот процесс и раскрепощение мыслительной деятельности отсутствие в ролевой игре негативно-оценочного давления на учащихся (деятельности игроков дается оценка после ролевой игры, и именно оценка, а не отметка «семерка», «девятка» и т.д., а это не одно и то же).

В ролевой игре учитель осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Ролевая игра функционирует как реальный процесс, который вовлекает всех без исключения учащихся класса в активную учебную деятельность. Во время ролевой игры учитель незаметен. Наверное, это и есть высший уровень управления учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя: результат огромного труда его ума и души. Речь идет только о видимой части того «айсберга» педагогического труда, под которым скрыта основная его часть.

Хочется отметить, что обучение в процессе ролевой игры осуществляется посредством организации учебной деятельности самими учащимися, которая по своему типу является продуктивной и творческой, а по содержанию – познавательной, практической и ценностно-ориентированной.

 

         Обобщая сказанное выше, мы можем сделать выводы о том, что:

1. Ролевая игра – ситуативно-управляемое речевое упражнение, направленное на совершенствование речевых навыков и на развитие умения говорения. Являясь специфической организационной формой обучения общению, ролевые игры легко вписываются в урок.

2. Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. Для учащихся ролевая игра – это игровая деятельность, увлекательное занятие. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, обеспечивая личностную, познавательную активность школьников, т.е. ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения на иностранном языке, так как она является подражанием действительности в самых существенных ее чертах и в ней, как в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнеров.

3. В ролевой игре партнеры вступают во взаимодействие, порой обсуждая те или иные проблемы и высказывая собственную точку зрения. Это может напоминать дискуссию, но ролевая игра коренным образом отличается от нее. Если в дискуссии проблема и пути ее разрешения просто обсуждаются, то в игре они не только обсуждаются, но и испытываются в «деле», воплощаясь в поступках и действиях игроков на основе создания имитационной модели. Дискуссия «уступает» ролевой игре еще и в том, что вовлекает в активную деятельность лишь часть учеников класса, иногда большую, но все же часть. В то время как ролевая игра вовлекает в деятельность всех без исключения [11].

4. Ролевая игра выполняет в учебном процессе пять основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую, компенсаторную.

5. Важнейшим элементом игры является ситуация как воображаемый момент реальной деятельности, в которой реализуется речевое поведение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях. Эти роли носят условный характер. Однако, проигрывая определенные ситуации, ученики получают возможность подготовить себя к подобной ситуации в реальной жизни. Если в условиях проблемного обучения учащиеся решают проблемные задачи теоретически, то в ролевой игре они делают это практически, поскольку посредством определенной модели создается искусственная условная реальность, имитирующая действительность, на которой проверяются правильность решения или поиск пути решения.

6. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое собственное «я», но через «я» соответствующей роли, и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого играет.

7. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.

8. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакцию товарищей, помогая друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой в языковом отношении подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру.

9. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться хотя бы о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона и пониманию других людей.

I . Грамматические игры.

Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая их многократного повторения утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную и однообразную работу более интересной и увлекательной.

Цели грамматических игр:

– научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
– создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
– развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Большинство игр основаны на соревновании с обязательным подсчетом очков. Но интерес к играм может держаться не только на соревновании. Так в игре “Who is He (She)?” ребятам нравится изображать животных. Особо велика роль ведущего, исполнять которую лучше всего учителю, он должен быть душою игры, заражать всех своим азартом.

1. A Boaster.

The pupils were studying the Future Simple Tense. They were to boast what they were going to do in summer.

T. – In summer all of you will go to some place. Let us boast.

P-s – In summer I shall go to Paris. In July I shall go to Hollywood.

T. – Express your doubt.

P-s – Will you go to Paris? Will you go to Hollywood?

T. – Disagree with him (her).

P-s – You will not go to Paris in summer. You will not go to Hollywood in July.

2. Think of the Future.

The teacher says a statement and throws a ball to a pupil. The pupil must catch the ball and give the answer very quickly.

Teacher: Pupil:
You are in a lovely — I shall sit and listen to the
Garden, Ann. Birds.
The flowers are dry. — I shall water them.
I see many berries. — You will pick them.

3. The teacher asks a question: “What is spring?”

The members of the teams must say as many sentences as they can: “ Spring is a season. It comes after winter. It has three months. They are March, April and May. It is not cold in spring. The sky is often blue. The trees are green, etc.”

4. Don’t forget.

There are 8 or 10 toys (objects) on the table. The pupils have a look on them for 1-2 minutes. Then the table is covered with a cloth. The pupil’s task is to name all the objects.

5. Who reads a lot.

The task is to say as many sentences as possible about an English or an American writer, e.g. Mark Twain.

P1 – Mark Twain is an American writer.

P2 – He wrote many books for children.

P3 – I like his book “The Adventures of Tom Sawyer” and so on.

6. Finish my story.

The teacher gives the beginning of the story and the pupils must finish it.

1. What is this?

Мы с ребятами выучили первое английское предложение, первый речевой образец.

This is a pen и вопрос What is this?

А что теперь делать с этим предложением? Как его можно употребить в речи. Спросив несколько раз “What is this?”, я тяжело села на стул, сделав вид, что устала, сказав: “Oh? I am so tired. Who can help me? Who wants to be a teacher?” От желающих не было отбоя. Тогда решили играть по командам: команда “учителей” против команды “учеников”. У каждой команды был набор предметов, английские названия которых были знакомы ребятам. “Учителя” расположились напротив “учеников” и игра началась. После того, как все “учителя” задали вопросы, команды поменялись ролями. За каждый правильный вопрос и ответ давалось 1 очко.

2. Кубики.

Цель этой игры – автоматизация употребления конструкции в устной речи. Для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов. Обучаемые делятся на две команды. Учащиеся по очереди подходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки. За каждое правильное предложение команда получает очко.


II. Лексические игры.

Эти игры вслед за грамматическими играми продолжают строить фундамент речи, т.к. овладение лексическим и грамматическим материалом создает возможность для перехода к активной речи учащихся.

Цели лексических игр:

– тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
– активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
– развивать речевую реакцию учащихся; – познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, единиц, числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определенным темам. Например, в игре “What can I do for you?” представлена тема “Покупки”, “What colour is my shirt?” – тема “Одежда”.

1. The aim of the game is drilling the usage of the prepositions and the question ‘Where was…?’

There are some objects on the table: a book, a pen, and a pencil-box. Then the teacher puts the pen into the book, the pencil-box in the table. Then he/she puts these objects on the table and asks:

 

T. – Where was the book?

P1 – The book was on the table.

T. – Where was the pen?

P2 – The pen was in the book.

T. – Where was the pencil-box?

P3 – The pencil-box was in the table.


2. The aim is the drilling of the lexis and the usage of the structure ‘There is…’. There are 2 teams. The teacher puts some objects in the box and the members of the teams must name them in turn:

There is a pen in the box.

There is a book in the box, etc.

3. The game is called ‘The Invitation’. One of the pupils leaves the classroom. The rest of the pupils decide where they are going to go. Pupil 1 must guess their decision.

 

P1 – Let’s go to the yard.

P2 – Thank you, I don’t want.

P1 – Let’s go to the cinema.

P3 – I am not well.

P1 – Let’s go to my friend’s birthday party.

P4 – Oh, with great pleasure.


Don’t say four”.

Все знают, как трудно досчитать до большого числа и не сбиться. Но не очень интересно считать просто подряд. Поэтому в случае тренировки числительных можно использовать эту игру. Условия игры: ученик считает, но когда дойдет до числа с цифрой “4”, он должен сказать вместо него слово “stop”. Каждому выдается по одной фишке. Сделавший ошибку теряет свою фишку. Выигрывает тот, кто сохранит свою фишку.

2. “Дойди до учителя”.

В ходе этой игры происходит тренировка лексики по теме “Цвета”. Ученик отходит на 11 шагов от учителя, а затем, сделав шаг, называет одно слово по теме. Сказав правильно все слова, доходит до учителя. Учитель может погладить по голове, пожать руку и т.д.

 

III. Фонетические игры.

Эти игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.

Цели фонетических игр:

– тренировать учащихся в произношении английских звуков;
– научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;
– формирование навыков фонетического слуха.

1. Слышу – не слышу.

Игра преследует цель – формирование навыков фонетического слуха. Обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором имеется долгий гласный, обучаемые поднимают руку. Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок.

2. “Lapping milk”.

Особенно трудно научить ребят произношению межзубных звуков, т.к. таких звуков в русском языке нет.

Little kitty laps her milk: lap, lap.lap!

Little kitty laps her milk: lap, lap.lap!

После слова lap сделать паузу, чтобы изобразить как котенок лакает молоко, высовывая свой язычек.

 

IV. Орфографические игры.

В какой-то степени эти игры способствуют формированию и развитию лексических и произносительных навыков. Их цель – упражнения в написании английских слов. Приведем примеры этих игр.

1. The alphabet.

У учителя имеется два набора карточек с буквами алфавита. Класс делится на две команды. Каждая команда получает один набор. Когда учитель произносит слово, “pen”, учащиеся составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает очко. Таким образом, игра может быть эффективным средством для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков на уроке английского языка, она приучает учащихся к тем усилиям (психическим), которые необходимы им для овладения иностранным языком, а кроме того учащиеся испытывают радость, удовольствие как в процессе игры, так и при достижении ее результатов.

Таким образом, игра может быть эффективным средством для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков на уроке английского языка. Интересные пути объяснения и тренировки грамматического и лексического материала способствуют формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Радость от результатов мыслительной деятельности формирует положительный настрой на изучение иностранного языка, поддерживает интерес к предмету.

В какой-то степени эти игры способствуют формированию и развитию лексических и произносительных навыков. Их цель – упражнения в написании английских слов. Приведем примеры этих игр.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Знание, 1987. – 204 с.

2. Денисова Л.Г. Драматические игры для творческого этапа обучения//Иностранные языки в школе. – № 2, 1990. С. 101-104.

3. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. – № 4, 1989. – С. 14-16.

4. Коммуникативное обучение иноязычной культуре: Сборник научных трудов. Выпуск 4. – Липецк, 1993. – 243 с.

5. Конышева А.В. Коллективная деятельность как средство субъектности обучаемых//Фемомен человека в психологических исследованиях и социальной практике. – Смоленск, 2003. – С. 145-150.

6. Ливингстон К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1988. – 169 с.

7. Лившиц О.Л. Ролевая игра на уроках английского языка в VIIIклассе//Иностранные языки в школе. – № 5, 1975. – 175 с.

8. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение. 1991. – 256 с.

Добавить комментарий