ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
- Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой “Требования к знаниям и умением учащихся”. Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
- Алгоритм организации проверки: Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
- Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
- При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.
- Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
- Отметки выставляются за:
– устные ответы при индивидуальной проверке,
– за выполнение практической работы,
– при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,
– за исправления, дополнения ответов другими учащимися,
– за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.
- Что проверять?
«Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет»
«Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения»
«При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания»
8.Учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка.
- Отметка обязательно комментируется. При оценке учитель должен отметить положительные и отрицательные стороны ответа и выставить отметку, указав при этом пути и направления дальнейшей работы.
- Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок и баллы критериев.
- При анализе ответа учитель определяет:
– все ли изложил ученик,
– сколько ошибок было, какие это были ошибки,
– какие были сделаны неточности,
– правильно ли понят учебный материал,
– знает ли ученик определение понятий,
– умеет ли объяснять связи и зависимости,
– дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
– умеет ли выделять главное,
– оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
– логично, последовательно излагать материал,
– насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
– нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках,
– умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им.
- Выставление отметок в дневник – обязанность учителя.
- Недопустимо снижение отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму.
- Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
- Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
- Проверка имеет обучающее значение – обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
- Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ.
- Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
- Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемыми “Методическими рекомендациями по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих программы общего среднего образования” объёмом работы.
- Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
- Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
- Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
- Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводят к необъективным отметкам за четверть, год.
- При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей “обратной связи”.
- Ваши ученики “выиграют”, если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
- Ожидание опроса и сам опрос – ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
- Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
- Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавайте право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
- Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
- Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.