ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ

Гендерное образование часто трактуется как элементарное раздельное обучение детей. Это абсолютно не верно, так как гендерное образование призвано, учитывая полоролевые различия и особенности физического и психического развития, формировать гармонично развитую личность, искоренять гендерные стереотипы.

Формирование гендерной культуры – актуальная проблема современности. В предшествующем периоде отечественной педагогикой был упущен один из важных аспектов воспитания личности ребёнка – гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.

Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь предусматривает воспитание гендерной культуры как один из базовых компонентов культуры личности. Гендерная культура предполагает формирование у ребёнка представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера; раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек; формирование представлений о мужском и женском достоинстве, а также подлинной и мнимой красоте человека.

Терминам «феминность» и «маскулинность» в русском языке существуют синонимы «женственность» и «мужественность», обозначающие, по сути, то же самое. Разница заключается в том, что понятия «женственности» и «мужественности» в славянской культурной традиции носят поэтическую, художественную окраску.

Маскулинность — это то, что добавлено к анатомии для получения мужской “гендерной роли”.   Здесь же отмечается, что при рассмотрении маскулинности необходимо учитывать ее множественность, историчность и ситуационностъ, что указывает на вариативность моделей маскулинности и их зависимости от изменений происходящих в обществе. Э. Фромм отмечает противоречивость ролей соответствующих представителю мужского пола в различных ситуациях: «Мужчина на работе, в деловой обстановке должен быть агрессивным, а дома — нежным. Он должен жить своей профессией, но вечером, придя домой, он не должен быть уставшим. В отношениях с клиентами и в конкуренции он должен быть бесцеремонным, но в отношениях с женой и детьми он должен быть абсолютно искренним. Он должен быть всеми любим и, конечно же, большую часть себя посвящать семье»

«Феминность — характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе, или же социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине»

При организации воспитательного пространства современной школы остаётся открытым вопрос: «Для какого пола в подростковом возрасте самоопределение себя как будущих мужчины или женщины наиболее проблематично?». Д. Н. Исаев и В.Е.Каган   в частности отмечают: «Требования к маскулинности мальчиков в целом жестче, чем к феминности девочек, и мальчики в ходе половой социализации испытывают большее средовое давление»   В. Е. Каган связывает это с полоролевыми особенностями развития и воспитания, так как «воспитательное давление на девочек меньше, а диапазон приемлемости взрослыми особенностей их поведения и успеваемости шире; субъективный компонент дезадаптации и его поведенческие проявления носят в целом более камерный, чем у мальчиков характер, а компенсация за счет включения других видов деятельности и ценностных ориентации достигается легче; женский — в основном или чаще — педагогический состав создает для девочек лучшие, чем для мальчиков условия»    «Женскому полу присуща гораздо большая, чем мужскому, онтогенетическая пластичность, в силу чего влияние среды оказывается более сильным для девочек.

– Если до недавнего времени акцент делали на предотвращении феминизации мальчиков, то сегодня, как это следует из представленных данных, не меньшее внимание должно быть уделено предотвращению психологической маскулинизации девочек. Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте представители обоих полов сталкиваются с трудностями. Некоторые из этих трудностей характерны только для мальчиков или только для девочек, некоторые специфически проявляются в зависимости от пола. Вряд ли целесообразно пытаться взвешивать и определять, чей груз проблем тяжелее.

Следующим возникает вопрос о влиянии школы на становление мальчика — будущего мужчины и девочки — будущей женщины. Ряд исследователей указывает на фемининное влияние школы на мальчиков, которое во многом обусловлено, по их мнению, половым составом педагогических коллективов. В.Е.Каган: отмечает «Мальчик в ходе феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать — воспитательница — учительница — женщина-начальник), и, какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы мальчик ни слышал от женщин, каким должен расти мужчина, он воспитывается прежде всего как „удобный в обращении“ для женщин. Жесткость требований к маскулинности растет параллельно с социальными барьерами на путях маскулинизации, создавая мощный эмоционально-когнитивный диссонанс, способствующий либо полоролевой растерянности, либо утрированно-маскулинным полоролевым ориентациям. В связи с этим требования к феминности девочек прогрессирующе уменьшаются, а диапазон их полоролевых ориентаций все больше и больше включаются маскулинизированные стереотипы взрослых женщин. Наконец, сопряженные со многими трудностями отношения мужчин и женщин проецируются не просто на отношения мальчиков и девочек, а на усвоение детьми дисгармоничных, потенциально конфликтных установок маскулинности-феминности». В школе чаще всего воспитывается феминность. Это осложняется ещё тем, что роль школьника и школьниц по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами.  Быть «хорошей» школьницей и «настоящей» женщиной — в общем, не противоречит одно другому; но быть хорошим (прилежным) школьником и в тоже время чувствовать себя «настоящим» мужчиной — это вещи в определенном смысле противоположные. Как компенсация, происходит резкое обособление мальчиков-подростков от женщин, формирование однополых мальчишеских компаний, которые служат противовесом этой феминизации, помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Однако одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверенность мальчика-подростка в том, насколько он соответствует завышенным критериям «маскулинности», часто порождают компенсаторное «гипермаскулинное» поведение (подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к «женским» чертам характера). Сложившееся положение весьма образно выразила Л. П. Тархова: «Заколдованный круг: если в характере мальчишки явно выражены маскулинные черты — он рискует угодить явно в дурную компанию; если по девичьи покладист и покорен — ему обеспечено как минимум ироническое неодобрение, чтобы не сказать презрение окружающих; все-таки парень должен быть парнем».

Основная проблема – как воспитать счастливого человека: мальчика – будущего мужчину, девочку – будущую женщину. Исходя из этого, логично поставить вопрос – способствует ли современная школа формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью? Учитывают ли педагоги в своей работе гендерные особенности учащихся и насколько они обладают необходимыми для этого знаниями? Анализ данных анкетного опроса педагогов свидетельствует о том, что самые большие затруднения они испытывают в работе связанной с осуществлением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.

Очень большой проблемой в формировании гендерной культуры учащихся учитель считает отсутствие методической помощи по данному вопросу.

Учитель должен быть инициатором позитивного общения мальчиков и девочек. Для этого можно проектировать партнёрскую деятельность, организовывать конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек.

Формирование гендерной культуры необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы. Необходим единый подход со стороны родителей, педагогов и специалистов по половому просвещению. Цели, средства, методы и содержание варьируются в зависимости от возраста. Гендерное воспитание старшеклассников должно затрагивать различные аспекты психологической и физиологической совместимости супругов, вопросы, относящиеся непосредственно к подготовке создания семьи. Цель всей воспитательной работы школы – формирование целостной личности мужчины и женщины, реально оценивающих происходящее и способных поступать согласно личным убеждениям, учитывая сложившиеся нормы.

Безусловно, качество воспитания ребёнка во многом зависит от уровня культуры родителей, но родители как всегда надеются на школу.   Поэтому учителю необходимо быть носителем и транслятором гендерной культуры. Эту проблему можно рассматривать в рамках курсов по повышению квалификации и переподготовки педагогов.

В педагогике до сих пор  идет поиск альтернативных методик, обеспечивающих адекватное присвоение гендерной культуры школьникам. Значительное внимание уделяется изменениям, происходящим в обществе и, как следствие, изменяющимся моделям маскулинности и феминности.

Критериями сформированности гендерной культуры выступают:

·  установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки;

· стремление к взаимопониманию;

·  наличие качеств характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности и др.;

·  наличие качеств характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям;

· наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердности, взаимопомощи.

Преподавателям, читающим гендерные курсы, необходимо помнить, что задачей гендерного образования является формирование гармоничной личности, а не «подогнанных» под определенный стандарт идеального мужчины или женщины. Счастливое общество могут создать только счастливые люди: мужчины и женщины, которые живут, работают, совершенствуются, создают семьи, не потому что обязаны, а по потребности души.

Добавить комментарий