Уважаемые родители!
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие разные дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.
Есть разные причины медленной адаптации в 5 классе:
- Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
- Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
- Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому вам, родители, и нам, учителям, надо просто быть внимательнее и добрее к детям в новом периоде их школьной жизни.
Физиологические проблемы пятиклассников
Необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки.
- Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме.
- Изменение в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей
- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для длительной активности детей между выполнением домашних заданий
- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних заданий, правильности светового режима
- Предупреждение близорукости, искривление позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук
- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, овощей и фруктов. Организация правильного питания
- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка
- Активное участие членов семьи в развитие двигательной активности ребенка
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья
Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления
- Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в 5 классе.
- Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
- Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
- Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
- Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей в школе).
Анкета для родителей
- Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
- По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднения?
- С чем это, по вашему мнению связано?
- Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
- Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
(ваши ответы предоставьте, пожалуйста, в письменном виде вашему классному руководителю)
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах
Памятка для родителей пятиклассников
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.
- Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
- Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
- Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
- Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
- Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.
- Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
- Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
- Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
- Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
- Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения. Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
Чем можно помочь?
Памятка для родителей пятиклассников
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
- Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
- Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
- Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
- Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.
- Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Здоровье
- Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.
- Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук.
- Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание.
- Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.
В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.
Для родителей крайне важно.
Памятка для родителей пятиклассников
- Обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребѐнком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребѐнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учёт темперамента ребѐнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребѐнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью.
- Поощрение ребѐнка. И не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребѐнка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребѐнка.
- Необходимость смены учебной деятельности ребѐнка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
- Наблюдение за правильной позой во время домашних заданий, соблюдение светового режима.
- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребѐнка.
- Забота родителей о закаливании ребѐнка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребѐнка.
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Причины трудностей при адаптации
Памятка для родителей пятиклассников
- Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов – неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации – смена учебных предметов, их новое – содержательное наполнение.
- Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником. Характерными признаками этих причин является отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем. Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету; занятие посторонними делами во время урока, негативные реакции на замечания; поиск предлога для привлечения внимания учителя; возможны прогулы уроков.
- Причины низкого уровня произвольной регуляции поведения и учебной деятельности – неорганизованность, невнимательность, повышенная отвлекаемость; часто забывает или теряет свои вещи; плохо запоминает и воспринимает материал; не умеет выделять главное, обобщать, анализировать; не может самостоятельно выполнять домашнее задание; зависимость от взрослых; опоздание на уроки.
- Причины несформированности учебной мотивации характеризуется признаками: имея нормальное интеллектуальное развитие, не хочет учиться, отрицательно относится к процессу обучения; не хочет посещать школу; игровые мотивы преобладают над учебными.
- Несформированность элементов и навыков учебной деятельности характеризуется низкой успеваемостью по многим предметам, невнимательностью, неорганизованностью, заучиванием без предварительной логической обработки материала.
- Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения характеризуется стремлением быть в центре внимания, навязыванием другим: «играет героя», «прикидывается дурачком», рискует без надобности, хвастается, паясничает, вызывающе одевается, общается с детьми старше себя, подражает хулиганским проделкам других, повышенная тревожность, очень охотно выполняет поручения и задания учителя, чрезмерно дружелюбен.