- Интернет- проект «Партизаны Беларуси»
5 сентября 2018 г. между Национальным архивом Республики Беларусь и Издательским домом «Беларусь сегодня» было подписано соглашение по созданию информационного ресурса – интернет-портала «Партизаны Беларуси».
16 октября 2018 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписал Указ № 408, которым был утвержден План подготовки и проведения мероприятий по празднованию 75-й годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Пунктом 27 данного плана мероприятий предусмотрено «создание общедоступной базы данных о партизанах и подпольщиках, действовавших на территории Беларуси во время Великой Отечественной войны и информационного интернет-портала «Партизаны Беларуси».
1 июля 2019 г. на базе Национального архива Республики Беларусь состоялась официальная презентация и представление интернет-портала для широкой общественности.
В рядах «народных мстителей» сражалось более 370 тысяч человек, из которых по данным Белорусского штаба партизанского движения (далее – БШПД) более 71% были белорусы. Персонифицировать героев-партизан, сохранить и увековечить Память об этих людях, донести ее до молодого подрастающего поколения, через пример мужества и героизма воспитать у современного поколения чувство патриотизма, долга и ответственности – вот лишь те немногие задачи, которые уже решает интернет-портал «Партизаны Беларуси».
Центральным звеном в портале является база данных (далее – БД) на участников партизанского движения, которая состоит из двух частей – информационной, где приводятся основные биографические данные, и иллюстративной, где находятся прикрепленные цифровые копии документов.
Документальную основу общедоступного ресурса составляют материалы (кадровые документы) из архивного фонда Белорусского штаба партизанского движения (далее –БШПД), который находится на хранении в Национальном архиве (Фонд № 1450).
На 18 января 2022 г. в БД созданы «электронные карточки» на более чем 185 тысяч партизан. В настоящее время БД в процессе наполнения и актуализации.
На первом этапе было принято решение вводить в БД наградные документы для показа героических страниц партизанской борьбы. В дальнейшем будут вноситься и другие кадровые документы: личные дела на командный состав, листки по учету кадров на рядовой состав, списки личного состава, дела на работников БШПД и т.д.
Отсутствие предварительной регистрации и простая и эффективная система поиска позволяет работать с порталом гражданину любого возраста.
Отбор и поиск информации можно проводить через различные поля, в том числе: ФИО, национальность, год рождения, место рождения, партизанская бригада, партизанский отряд, должность, полученные награды. Наличие указанных полей позволяет также проводить большую аналитическую работу.
Технические возможности портала предусматривают внесение и наполнение других разделов, связанных с партизанской борьбой в Беларуси – БШПД, Герои Советского Союза, легендарные комбриги, бои, сражения, подвиги, виртуальные карты и др.
Примерный объем архивных материалов, которые планируется использовать в качестве документальной основы для создания базы данных, по предварительным подсчетам составляет более 450 тыс. листов.
Основными задачами проекта являются увековечение памяти участников партизанского движения в период Великой Отечественной войны 1941–1944 гг.; создание фактографической основы для противодействия попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны; создание наиболее полного электронного банка документов, свидетельствующих о подвигах и наградах партизан в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Указанная БД является уникальной и единственной в своем роде на всем постсоветском пространстве.
- Интернет- проект «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны»
В рамках реализации международного проекта «Повышение статуса спасшихся жителей сожженных белорусских деревень» общественным объединением «Белорусский фонд мира» в Национальный архив Республики Беларусь была передана база данных (далее – БД) по сожженным деревням Беларуси. В ее основу были положены опубликованные в 1984 году списки сожженных деревень, составленные в 1960-е годы.
К 70-летию Хатынской трагедии Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, Национальным архивом Республики Беларусь и Белорусским фондом мира при поддержке Российского фонда содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память» БД была представлена общественности.
БД содержит сведения о белорусских деревнях, уничтоженных полностью и частично с населением и без жителей, построена по алфавитному принципу и состоит из двух частей: информационной и иллюстрационной.
Программное обеспечение позволяет проводить поиск по различным комбинациям полей, просматривать на экране и распечатывать результаты запросов, осуществлять получение статистической информации (подсчет количества уничтоженных населенных пунктов по областям, районам, годам уничтожения.
База включает в себя следующие поля:
название населенного пункта;
современное административно-территориальное деление;
военная административная подчиненность;
количество дворов и населения накануне войны;
количество уничтоженных дворов и населения;
дата уничтожения населенного пункта;
поисковые данные источников, откуда почерпнута информация (архив, фонд, опись, дело, литература).
Вторая часть БД состоит из цифровых копий архивных документов, фотографий, записей воспоминаний и других материалов, которые дают возможность рассказать о трагедии каждой деревни.
БД включена в Государственный регистр информационных ресурсов (Регистрационное свидетельство № 1031610216 от 18.11.2016).
БД может использоваться при проведении исследовательской и краеведческой работы, при написании научных статей и работ, разработке тематических и специальных курсов по истории геноцида белорусского населения в годы войны.
По состоянию на 18 января 2022 г. в БД внесено 9097 деревень.
В настоящее время БД в процессе наполнения и актуализации. Работа по уточнению списка сожженных деревень, наполнению базы информацией продолжается.
Указанная БД является уникальной и единственной в своем роде на всем постсоветском пространстве.
- Интернет-проект «Официальные геральдические символы Республики Беларусь»
В настоящее время интерес к белорусской символике чрезвычайно актуален. В первую очередь это связано с осознанием каждым жителем нашей страны того факта, что он – гражданин Республики Беларусь, а также с национальным и духовным возрождением белорусского народа в целом. Символика – часть нашей богатой истории, яркий и уникальный элемент идеологии и культуры. Наиболее востребованы и значимы Государственные Герб, Флаг и Гимн, которые являются своеобразным «олицетворением» страны. Наряду с ними активно используется как важный атрибут национального самосознания символика – эмблемы, флаги и нагрудные знаки государственных органов и организаций, различных общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов. Все они составляют официальные геральдические символы и представляют собой систему отличительных условных знаков, принятых к использованию в Республике Беларусь.
Официальные геральдические символы составляют Государственный геральдический регистр – информационный ресурс Республики Беларусь.
Его формирование осуществляется в Департаменте по архивам и делопроизводству Министерства юстиции. Доступ к различным источникам информации является неотъемлемой частью функционирования современного общества. Реальная эффективность новых знаний заключается не только в беспрепятственном и своевременном получении пользователями предназначенной для них информации, но и дальнейшем ее использовании. Весьма востребованным информационным ресурсом в настоящее время является комплекс официальных геральдических символов.
Департаментом и Белорусским научно-исследовательским центром электронной документации были разработаны средства для представления в сети Интернет Геральдического регистра – сайт «Официальные геральдические символы Республики Беларусь» (далее – сайт). Разработка и внедрение этого сайта направлены на научно-техническое обеспечение деятельности Министерства юстиции Республики Беларусь и имеет не только отраслевое назначение, но и общегосударственное.
При подготовке сайта были приняты за основу следующие критерии размещения информации:
полнота – влияет на качество информации и определяет ее достаточность для формирования новых знаний и дальнейшего использования;
достоверность – соответствие данных реальному положению дел, которое основано на официальных документах;
адекватность – степень этого соответствия относительно действительности;
актуальность – важность информации в данный период времени;
субъективность – знания, построенные на основе восприятия и обработки информации, полученной на сайте;
объективность – достоверные знания, сформированные без влияния на них субъективного мнения.
Подготовленный сайт имеет следующие разделы:
государственные символы Республики Беларусь;
территориальная геральдика;
символика государственных органов;
символика государственных организаций;
символика профессиональных союзов;
символика общественных объединений.
Изображения и описания ОГС размещены на 2,5 тыс страницах, а общий объем сайта составляет 3,5 ГБ.
На 18 января 2022 г. на сайте имеется информация о более двух тысячах официальных геральдических символах с перспективой его дальнейшего дополнения и расширения.
Краткая характеристика разделов сайта
- Государственные символы Республики Беларусь
На сайте представлены эталонные изображения Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь с их официальным описанием (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь»).
- Территориальная геральдика
Территориальные геральдические символы – гербы и флаги областей, районов, городов, городских поселков и деревень. Территориальные гербы Беларуси условно можно разделить на две категории. К наиболее значимой группе относятся исторические гербы, существовавшие в качестве отличительных геральдических знаков в прошлом. В XVI–XVIII вв. гербы городов являлись непременными атрибутами городского самоуправления. В конце XVIII-XIX вв. гербы, составленные в Российской Герольдии при сенате, гербы присваивались городам в рамках проведения административной реформы.
В современных условиях новые территориальные гербы и флаги, аккумулируя все лучшее, что было в прошлом, достойно продолжая исторические традиции белорусской геральдики, рождаются на наших глазах.
В настоящее время на сайте представлены гербы и флаги более двухсот административно-территориальных единиц Беларуси.
- Символика государственных органов и организаций
На сайте размещены официальные геральдические символы (эмблемы, флаги, знамена, нагрудные знаки отличия и различия, юбилейные медали) органов и организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь, министерств и подчиненных им организаций, государственных комитетов и других организаций. Символика прошла геральдическую экспертизу и получила одобрение в Геральдическом совете при Президенте Республики Беларусь. В Геральдический регистр символика была внесена после ее учреждения указами Главы государства и руководителями соответствующих ведомств и организаций.
- Символика общественных объединений и профессиональных союзов.
К официальным геральдическим символам этого раздела относятся эмблемы, флаги и нагрудные знаки. Их изображения дополнены официальным описанием.
На сайте представлена символика общественных объединений по нескольким направлениям своей деятельности:
республиканские государственно-общественные объединения;
просветительные, культурно-досуговые, воспитательные общественные объединения;
научные, технические, профессиональные общественные объединения;
благотворительные общественные объединения;
молодежные, детские общественные объединения;
общественные объединения ветеранов, инвалидов;
общественные объединения защитников природы, памятников истории, культуры;
творческие общественные объединения;
физкультурно-спортивные общественные объединения.
Таким образом, сайт «Официальные геральдические символы Республики Беларусь» является информационным ресурсом в профессиональной деятельности педагогических работников учреждений образования.
Материалы, размещенные на сайте, могут служить дополнительным источником информации при подготовке открытых уроков, тематических выступлений, проведении мероприятий, конкурсов, викторин.
Знакомство с сайтом, сравнительный анализ и систематизация по разделам (темам) его содержания – предметом исследования при написании самостоятельных сочинений, курсовых и дипломных работ.
Изображения официальных геральдических символов – наглядным пособием для творческой деятельности учащихся и студентов.
Изучение территориальной геральдики будет способствовать более глубокому изучению истории, характерных занятий жителей, особенностей флоры и фауны различных регионов Беларуси.
Знакомство с наградной системой Республики Беларусь позволит привить чувство гордости к заслуженным людям нашей страны, уважения к награжденным членам семьи.
Систематическое обращение к сайту будет способствовать воспитанию у молодого поколения патриотических чувств и уважения к истории и традициям своей Родины.
Рекомендации по использованию материалов интернет-проектов в образовательном процессе учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования
Интернет-проект «Партизаны Беларуси» содержит индивидуальную картотеку партизан и подпольщиков, краткую историю партизанского и подпольного движения в Беларуси, биографические сведения о белорусских партизанах – Героях Советского Союза, легендарных командирах партизанских бригад, боях и сражениях, связанных с партизанским движением. В проекте представлены воспоминания участников и свидетелей партизанских боевых операций. Предусмотрена возможность поиска информации о конкретном участнике партизанского движения по запросу фамилии, имени и отчества.
Интернет-проект «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны» представляет статистическую информацию о современном и довоенном названии деревни, сожженной во время Великой Отечественной войны, ее месторасположении (область, район), дате уничтожения, количестве домов и проживавших людей до войны, количестве погибших людей и уничтоженных домов.
Интернет-проект «Официальные геральдические символы Республики Беларусь» содержит информацию о Государственной символике Республики Беларусь, территориальной геральдике, символике государственных органов, государственных организаций, профессиональных союзов и общественных объединений.
На І ступени общего среднего образования представленные интернет-проекты могут быть использованы:
Учебный предмет | Классы | Темы занятий |
Обучение грамоте | І | Кто помнит о войне, тот ценит мир
Дороже Родины ничего нет |
Навучанне грамаце | I | Чытаем пра Беларусь і беларусаў
Назвы, родныя здавён |
Беларуская мова | I | «Мясціна, дзе я жыву»
«Я і мая Радзіма» |
Літаратурнае чытанне | II | Маёй Радзімы дзіўны свет |
III | Мірна жыць – шчаслівым быць
Чалавек без Радзімы, што салавей без песні |
|
IV | Лёс чалавека на вайне
Чалавек і Радзіма |
|
Русский язык | II | Прописная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек |
III | Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных в корне (на конце слова, перед другими согласными в середине слова) |
|
Литературное чтение | IV | Дыхание старины (белорусские легенды) |
Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь | IV | Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайны, Дзяржаўны герб нашай краіны
Сцяг беларускай дзяржавы |
Изобразительное искусство | I-IV | Восприятие произведений искусства |
Музыка | IV | Музыкальная культура Беларуси |
На II и III ступенях общего среднего образования материалы интернет-проектов «Партизаны Беларуси», «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны» могут быть использованы при изучении тем, посвященных рассмотрению вопросов истории Второй мировой и Великой Отечественной войн по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», а также при проведении факультативных занятий «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» в IX, ХІ классах учреждений общего среднего образования (далее – УОСО):
Учебный предмет | Классы | Темы занятий |
Всемирная история | IX | Начало Второй мировой и Великой Отечественной войн,
Коренной перелом в ходе Великой отечественной и Второй мировой войн Борьба с захватчиками на оккупированной территории Советский тыл во время войны Заключительный этап Второй мировой войны |
Всемирная история | XI | Вторая мировая война и ее последствия |
История Беларуси
|
IX | Беларусь в годы военных испытаний
Начало Великой Отечественной войны Германский оккупационный режим на территории Беларуси Начало массовой борьбы против оккупантов Развертывание народной борьбы на территории Беларуси Освобождение БССР от германских захватчиков Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией урок «Наш край» |
История Беларуси | XI | Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн
урок «Наш край» |
Особое значение для реализации воспитательного потенциала уроков истории имеют темы, связанные с изучением Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., которые показывают примеры героизма и стойкости белорусского народа в годы великих испытаний. В ХІ классе при изучении данной темы рекомендуется обсудить с учащимися проблемы коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны, деятельности прогерманских организаций на оккупированной территории Беларуси, геноцида белорусского народа.
Материалы интернет-проекта «Партизаны Беларуси» будут актуальны при проведении факультативного занятия «Мое Отечество» (V–VІІ классы) при изучении темы «Историческая память: Беларусь партизанская».
Учебной программой по истории Беларуси предусмотрено проведение уроков «Наш край», которые обладают большим воспитательным потенциалом и должны быть направлены на изучение краеведческого материала, позволяющего выявить особенности исторического развития региона, где проживают учащиеся. Для проведения таких уроков рекомендуется использовать историко-документальные хроники «Памяць», материалы краеведческих музеев, публикации в местной периодической печати, а также материалы данных интернет-проектов.
Материалы интернет-проектов «Партизаны Беларуси», «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны» предлагаем использовать на учебных занятиях по учебным предметам «Белорусская литература», «Русская литература» при изучении биографий отдельных писателей, литературных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, а также при проведении учебных занятий по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»:
Учебный предмет | Классы | Темы занятий |
Белорусская литература | V | Літаратурны твор – складанае i непадзельнае мастацкае адзінства
Міхась Лынькоў «Васількі» |
VІ | К. Чорны «Насцечка»
А. Пысін «Два полі» В. Адамчык «Салодкія яблыкі» |
|
VІІ | В. Быкаў «Незагойная рана»
В. Зуёнак «З вайны сустрэлі мацяркі сыноў…» Е. Лось «Дзяўчаты мінулай вайны» В. Быкаў «Жураўліны крык» А. Куляшоў «Маці» |
|
ІХ | Янка Брыль. Апавяданне «Memento mori» | |
Х | Беларуская літаратура перыяду Вялікай Айчыннай вайны» (1941-1945). Агляд
П. Броўка «Голас сэрца» П. Панчанка «Герой» А. Куляшоў «Над брацкай магілай», «Сцяг брыгады» М. Танк «Родная мова», «Рэквіем» К. Чорны «Пошукі будучыні» |
|
ХІ | І. Шамякін «Сэрца на далоні»
В. Быкаў «Сотнікаў», «Знак бяды» І. Чыгрынаў «Дзівак з Ганчарнай вуліцы», «Вяртанне да віны» І. Навуменка «Сямнаццатай вясной» Ю. Свірка «Балада мужасці», «Балада пра помнік салдату» Г. Пашкоў «Па праву жывога», «Трывога» М. Пазнякоў «Колькі брацкіх магіл», «Ветэраны» У. Карызна «Мы родам з вайны», «Балада Буйніцкага поля» і інш. |
|
Русская литература | VІ | В. Богомолов «Иван» |
VІІІ | М. Шолохов «Судьба человека» | |
ІХ | Б. Васильев «А зори здесь тихие» | |
Искусство (отечественная и мировая художественная культура) | V | Человек на фоне истории |
VІІ | Вечные темы в искусстве | |
ІХ | Искусство про войну: музы не молчали | |
Х, ХІ | Художественная культура советского периода (факультативное занятие «Человек в мире художественной культуры») |
Кроме того, материалы данных интернет-проектов также можно использовать при организации работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся УОСО, при проведении тематических классных и информационных часов, внеклассных мероприятий, приуроченных к памятным датам и праздникам, направленных на воспитание чувства патриотизма через примеры мужества и героизма предков, уважения к историческому прошлому Беларуси (викторины, вечера памяти, «уроки замечательной личности», ток-шоу и др.).
Информация, представленная в интернет-проекте «Официальные геральдические символы Республики Беларусь», будет полезна при изучении учебных предметов «История Беларуси», «Белорусская литература», «Белорусский язык», «Иностранный язык», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»:
Учебный предмет | Классы | Темы занятий |
История Беларуси | ІХ, ХІ | Становление государственного суверенитета, Общественно-политическая жизнь во второй половине 1990-х гг. – начале XXI в. |
Белорусская литература | V | Вусная народная творчасць. Легенды (пры азнакамленні з легендамі пра гарады, населеныя пункты) |
VІІ | Паказ жыцця ў мастацкай літаратуры, публіцыстыцы i навуцы
Уладзімір Караткевіч «Зямля пад белымі крыламі» (пры разглядзе частак твора, дзе ідзе размова пра гісторыю гарадоў, населеных пунктаў) |
|
Балада пра Вячку, князя людзей простых | ||
VІІІ | Янка Купала «Магіла льва» (легенда пра паходжанне назвы горада Магілёва) | |
ІХ | Чалавек і грамадства. Постаці айчыннай гісторыі ў беларускай літаратуры. Творы «Жыціе Еўфрасінні Полацкай», паэма Міколы Гусоўскага «Песня пра зубра» (гербы Полацка, Заслаўля, выява зубра на гербах беларускіх населеных пунктаў (напрыклад, гербы Брэсцкай і Гродзенскай абласцей, герб г.Свіслач)
Уладзімір Караткевіч «Дзікае паляванне караля Стаха» |
|
Белорусский язык | VІ | Беларуская мова – нацыянальная мова беларускага народа |
VІІІ | Роля беларускай мовы ў развіцці нацыянальнай культуры | |
Иностранный язык | VІ | Республика Беларусь и страны изучаемого языка |
VІІ | Жизнь в городе и деревне | |
ХІ | Социокультурный проект Республики Беларусь | |
Искусство (отечественная и мировая художественная культура) | VІІІ | Белорусский средневековый город
Белорусские замки и храмы-крепости |
Кроме того, материалы данного интернет-проекта можно использовать при организации работы по идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, особенно при проведении мероприятий, направленных на формирование уважительного отношения к государственной символике, символике своего населенного пункта, учреждения образования.
Немаловажное значение материалы интернет-проектов имеют в организации воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование у них активной гражданской позиции, патриотизма, информационной культуры.
Материалы будут востребованными:
при проведении мероприятий, посвященных празднованию Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, направленных на изучение истории регионов, населенных пунктов через ознакомление с территориальной геральдикой;
при проведении классных и информационных часов с целью сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, в том числе и в Год исторической памяти;
при ознакомлении учащихся с государственной символикой («Символика моей страны», «В символах государства – история моего народа»);
при организации «Уроков мужества», посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;
в рамках организации поисковой деятельности «История моей семьи», «Боевой путь моего прадедушки», «Неизвестные страницы истории моей деревни» и др. с целью изучения истории семьи в годы Великой Отечественной войны (создание родословной, семейной летописи, фотоальбомов, семейных газет); поисковой и архивно-исследовательской работы «Имена героев в памяти поколений»; при участии в республиканском конкурсе «Мой род, моя семья»;
при сборе исторических и военных материалов для написания исследовательских работ в рамках деятельности научного общества учащихся, для реализации проектов по гражданскому и патриотическому воспитанию, в работе по пополнению экспозиций музеев учреждений образования;
при создании и проведении виртуальных экскурсий, веб-квестов, онлайн-викторин и др. в условиях дистанционного взаимодействия с обучающимися.
при организации туристско-краеведческой, поисково-исследовательской деятельности учащихся по учебному предмету, в деятельности объединений по интересам (кружков, клубов) патриотической направленности УОСО.