В зависимости от своей профессиональной и социальной роли, каждый работающий в школе организует ту или иную сферу жизни ребенка. Учитель главным образом работает в сфере учебной деятельности, родители призваны заботиться о здоровом образе жизни ребенка, педагоги дополнительного образования обеспечивают культурный досуг. Но только классный руководитель в этой цепочке занимает особое место. Определяя место классного руководителя в системе воспитания, надо видеть главную линию взаимодействие с ребенком.
Место классного руководителя рядом с ним, а основная его функция – взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания.
В современных условиях, на инновационно – технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания.
Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. Школа должна стать “вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку.”
Воспитывающая деятельность образовательного учреждения – одно из самых широких, объемных, можно сказать, необъятных понятий современной жизни. Трудно определить содержание и объем воспитывающей деятельности.
Еще труднее определить ее результативность, а, следовательно, оценить качество и эффективность. Недаром говорят, что дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства.
На основе сотрудничества взрослых и детей в нашей гимназии организован демократический уклад жизнедеятельности. Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, ее самопознания и самоопределения.
Опыт работы с классными руководителями показал, что они нуждаются в педагогической помощи и поддержке, особенно начинающие классные руководители. Это – потребность в новых психолого-педагогических знаниях и путях их использования в практической деятельности, в диагностике воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомство с вариативными педагогическими технологиями и др.
С этой целью в гимназии работает методическое объединение классных руководителей.
Методическое объединение классных руководителей – структурное подразделение внутри гимназической системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.
Цель МО классных руководителей :
Совершенствование форм и методов личностно-ориентированного воспитания через повышение мастерства классного руководителя.
Задачи МО классных руководителей:
1. Оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы класса.
2. Формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.
3. Усиление влияния школы на социализацию личности школьника, его адаптации к современным экономическим условиям, самоопределение в будущей профессии.
4. Организация условий здоровьесбережения для успешного обучения и воспитания учащихся.
5. Изучение и обобщение интересного опыта работы классного руководителя.
Функции МО классных руководителей:
1. Методическая
2. Организационно-координационная
3. Инновационная
4. Аналитическая
Основные формы методической работы:
– совещания, семинары, круглые столы;
– творческие отчеты классных руководителей;
– открытые классные и информационные часы и внеклассные воспитательные мероприятия;
– доклады, сообщения, презентации;
– изучение и обсуждение документов и передового педагогического опыта.
Заседание МО классных руководителей – 1 раз в четверть.
Консультации для классных руководителей – 1 раз в неделю.
Консультации для классных руководителей:
1. Содержание деятельности классных руководителей.
2. Документация классных руководителей.
3. Организация работы с родителями.
4. Организация ученического самоуправления в классе.
В течение года:
1. Создание банка интересных педагогических идей.
2. Создание банка данных по изучению уровня воспитанности учащихся.
3. Обзор методической литературы по проблемам организации воспитательной деятельности.
4. Работа по созданию учебно-методического комплекса.