Важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 9 классе, становится выбор дальнейшего изучения учебных предметов на повышенном уровне, т.е. по сути профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит и успешность обучения в старших классах, подготовка учащихся к следующей ступени образования, и, в целом, к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Учащиеся 9 класса должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению. В процессе изучения различных учебных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка, вполне естественно, что он успевает лучше по предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение учащимся своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.
Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор. Школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащемуся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.
Пожелания родителям:
- Профессиональный выбор – это выбор ребенка, и ни в коем случае не выбор родителей.
Учить два года надо то, к чему лежит сердце. Это и интерес, и желание, и удовольствие от успеха, которое будет ощущать ученик. Не мама будет сидеть на уроках истории (потому что надо), не папа будет зубрить математику (потому что куда же без математики в нашей жизни), а ученик и только ученик.
- Вместе с тем родительская поддержка очень нужна вашему ребенку. Для начала родителям нужно максимально адекватно оценить возможности и способности своего сына или дочери. Это сложно. Поэтому необходимо пообщаться с учителями, которые постоянно преподают у ребенка, по трем-четырем основным дисциплинам. Стоит внять мнению учителей. Они видят ребенка не дома, в течение двух часов по вечерам, а целый день в учебной обстановке. И, что очень важно, в сравнении с другими учениками. Опять же, опыт в подготовке учеников дает возможность распознать потенциал в обучении.
Как следствие, учитывая первый и второй пункт, стоит выбрать те предметы, которые интересны ученику и в которых у него есть шанс получить максимально высокие результаты.
3.Изучите интересы, возможности, способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры. Не отбрасывайте возможность получения средне-специального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков.