Уважаемые родители!
Любой ребенок может стать жертвой сексуального насилия. В силу возраста он не всегда понимает, что с ним происходит и не может описать случившееся словами. Именно поэтому так важно знать признаки, на которые необходимо обратить внимание, чтобы понять, что ребенку нужна помощь.
Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка, с его согласия или без такового, в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Ребенок может пострадать от сексуального насилия где угодно: на улице, в подъезде и даже в сети Интернет. Поэтому важно особое внимание уделить своевременному и соответствующему возрасту ребенка обучению правилам безопасного поведения.
Ребенок должен четко понимать, какое поведение по отношению к нему является ненормальным и знать, что может без страха вам о нем рассказать.
Будьте внимательны к своим детям. Особое внимание уделяйте резким, необъяснимым переменам в их поведении, состоянии, самочувствии.
Уважаемые родители, обращайте особое внимание на резкие и необъяснимые изменения в поведении и состоянии ребенка:
- переход к детскому или слишком «взрослому» поведению;
- рассказы в третьем лице (я знаю одну девочку…);
- косвенные вопросы о необходимости проводить время с конкретным взрослым;
- равнодушие к своей внешности либо навязчивое мытье;
- появление новых вещей или большой суммы денег;
- резкие перемены в отношении к конкретному человеку(избегание или чрезмерное сближение);
- резкие перемены в отношении к определенному месту (отказ посещать конкретные места, занятия и др.);
- расстройство сна.
Как вести себя, если ребенок рассказал
о сексуальном насилии?
Поверьте ребенку. Он не будет лгать о пережитом. Помните, что насилие над детьми могут совершать хорошо знакомые ему люди и даже родственники.
Сохраняйте спокойствие. Помните, ребенок может перестать говорить, чтобы защитить вас от переживаний.
Успокойте и подбодрите. Объясните ребенку, что он ни в чем не виноват и поступил правильно, рассказав вам обо всем.
Дайте ребенку выговориться и не давите, если ему трудно рассказывать.
Говорите на одном языке. Не ругайте ребенка за «плохие» слова. Используйте ту лексику, которой пользуется он.
Будьте честны. Расскажите о том, что будете делать дальше, не давайте неисполнимых обещаний («никто не узнает», «никому не расскажу» и др.).
Памятка для родителей. Воспитание без насилия: поощрение и наказание
За один поступок должно быть только одно поощрение либо наказание. Поощрение должно быть соизмеримо с затраченными усилиями, а наказание – с проступком и возрастом ребенка. Объясняйте ребенку, что именно в его поведении или поступке стало причиной поощрения или наказания. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях, не противоречьте себе и другим членам семьи.
РЕБЕНКА НУЖНО ХВАЛИТЬ:
- Еще немного, и у тебя все получится.
- Здорово, что ты так быстро все понял и сделал сам.
- Как ты хорошо все запомнил!
- Можешь научить меня делать точно так же?
- Продолжая так работать, ты обязательно добьешься отличных результатов!
- С каждым разом у тебя получается всё лучше и лучше.
- Твои успехи для меня — самая большая награда.
- Теперь ты чувствуешь свои возможности?
- Ты молодец! Ты мне так помог.
- Ты так много сделал сегодня.
- Это был очень взрослый поступок, ты растёшь на глазах.
- Я горжусь тем, как ты сегодня поработал.
- Я знала, что ты справишься.
- Я знаю, как это тяжело, но ты молодец, что не сдаёшься.
- Я очень ценю твою помощь.
Помните!
Любые физические наказания перечеркивают воспитательную работу с ребенком.
Дети, подвергшиеся дома физическим наказаниям, не верят в доброе слово взрослых.
После ”ремня“ дети не чувствительны к другим мерам воздействия.
Поощрение и наказание — методы воспитания, известные каждому родителю.
Мы поощряем, когда хотим показать, что ребенок поступил правильно. Мы наказываем, когда хотим показать, что так поступать нельзя. Однако задумываемся ли мы о том, как поощрять так, чтобы ребенок сам захотел поступать правильно? Задаемся ли мы вопросом, как наказать и не причинить при этом вреда, не вызвать агрессию в наш адрес?
Правила, которые помогут повысить эффективность поощрения и избежать негативных последствий наказания.
- Поощряйте ребенка за новые успехи постоянно, а не от случая к случаю.
- Искренне интересуйтесь успехами ребенка.
- Поощряйте достижение определенных результатов, а не формальное участие.
- Сообщайте ребенку о значимости достигнутых результатов.
- Сравнивайте достижения ребенка с его предыдущими успехами, а не с результатами других детей.
- Учите ребенка стремиться к высоким результатам, а не сравнивать его результаты с достижениями других.
- Связывайте результат с затраченными усилиями ребенка, а не с удачными обстоятельствами.
- Помогайте ребенку заинтересоваться новой работой, когда прежнее задание выполнено.
- Не наказывайте ”сгоряча“. Узнайте причины и мотивы проступка и только потом принимайте решение. Несправедливое наказание может озлобить ребенка.
- Наказание не должно унижать, оскорблять ребенка, причинять вред его здоровью.
- Будьте тактичны и уважительны. Давайте оценку поступкам ребенка, а не его личности.
- Назначенное наказание можно отменить только в том случае, если выяснилось, что оно несправедливо. Будьте последовательны в своих действиях.
- Нельзя наказывать ребенка, если он не справился с поручением, которое не соответствует его возрасту и развитию
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ
Дети и подростки, совершающие насильственные действия, отличаются некоторыми особенностями: гиперактивностью, импульсивностью, низким уровнем контроля за поведением и эмоциями, рассеянным вниманием, невысокой успеваемостью, высокой склонностью к гневу.
Дети и подростки, которые могут стать жертвами насилия, могут иметь какое-либо отличие от большинства сверстников (особенности развития, внешнего вида, характера, поведения и др.).
СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ
- Отсутствие контроля со стороны родителей.
- Опыт насильственных отношений внутри семьи.
- Отсутствие теплых доверительных отношений с родителями.
- Низкая степень сплоченности членов семьи.
- Эмоциональная холодность членов семьи.
- Отсутствие взаимной поддержки.
ФАКТОРЫ СРЕДЫ
- Неблагоприятный социально-психологический климат в учреждении образования.
- Стресс, вызванный учебой, отношениями со сверстниками и педагогами.
- Отсутствие должного контроля со стороны педагогов.
- Игнорирование педагогами отдельных проявлений насилия.
- Использование работниками учреждения образования непедагогических методов воспитания.
- Равнодушие к происходящему со стороны детей и их родителей.
СИТУАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ
- Место и время. Чаще всего насилие совершается во время перемен в коридорах, туалетах, на игровых площадках, в раздевалках перед уроками физкультуры или после них, а также в других местах, где нет взрослых.
- Присутствие наблюдателей. Для обидчика, которому важно самоутвердиться и продемонстрировать власть, совершение насильственных действий без свидетелей теряет смысл.
Профилактика насилия: агрессоры и жертвы в школе
Как определить потенциальную жертву агрессивного поведения? А кто из детей может сам быть агрессором? Что делать, если в классе есть ребенок, которого не принимает коллектив?
Наша первоочередная задача — пресечь все проявления агрессивного поведения, показать альтернативные, ненасильственные способы общения. Другими словами нам необходимо помочь жертве влиться в коллектив и показать агрессору, что можно общаться другими способами.
Агрессор
- Постоянно привлекает к себе внимание, пререкается при получении плохой оценки, вспыльчивый и грубый.
- Манипулирует друзьями и знакомыми, многие его боятся или заискивают перед ним.
- Может лгать, жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия.
- На его поведение много жалоб от детей и взрослых.
- Не контролирует эмоции.
- Прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов.
- Спекулирует на непонимании, избегает общественно полезной деятельности.
Жертва
- Школьные принадлежности часто бывают разбросаны по классу или спрятаны.
- На уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает на уроке, дети шумят, мешают, комментируют.
- Во время перемены держится в стороне от других школьников, старается быть поближе к взрослым.
- Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища.
- На агрессию со стороны других детей реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать.
- С учителями ладит гораздо лучше, чем со сверстниками.
- Опаздывает к началу уроков или поздно уходит из школы.
- Во время групповых игр, занятий его игнорируют или выбирают последним.
Что делать?
- Пресекайте любые насмешки, пренебрежительные замечания детей в адрес одноклассников.
- Избегайте обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед классом.
- Создавайте ситуации успеха для повышения репутации и уровня самооценки детей.
- Объединяйте класс при помощи совместных дел, заданий, мероприятий.
- Избегайте ситуаций, когда часть детей может оказаться невостребованными или отвергнутыми одноклассниками.
- В проблемных классах заранее распределяйте детей по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми.
- Демонстрируйте детям примеры ненасильственного взаимодействия, которые помогут избежать агрессивности в общении.