Процесс социализации означает процесс вхождения человека в общество, гендерная социализация означает процесс идентификации себя с представителями своего пола (соотнесение). Когда начинается этот процесс?
Зачатки гендерного соотнесения с полом начинаются еще до рождения ребенка, что проявляется в стремлении родителей узнать пол будущего ребенка, поскольку именно это и определяет их представления о нем. Его имени. Одежде и игрушках, занятиях с ним, позволит обращаться к нему, думать и мечтать о нем как о мальчике или девочке. В дальнейшем гендерная социализация проходит в семье и ближайшем окружении, в детском саду, школе, через средства массовой информации (взрослые могут либо поощрять приемлемое гендерное поведение, либо порицать за неприемлемое).
Процесс идентификации себя с представителями своего пола начинается с двух- трех лет, когда ребенок начинается сознательно относить себя к группе мальчиков или девочек. А делать он это начинает под влиянием взрослых. Родители начинают прививать принятые правила повеления в зависимости от пола с самого раннего возраста. Например, «Не плачь, ты же мальчик, будущий мужчина, а мужчины не плачут» или «Не дерись, ты же девочка», «Какая ты чумазая, приведи себя в порядок, ты же девочка, а девочки должны быть всегда красивыми и аккуратными. Вот так понемногу взрослые приучают детей к тому, что они являются представителями какого-то пола — мужского или женского, и сразу же показывают, как должен вести себя представитель того или иного пола. Уже двухлетние дети способны различать свой пол и пол других людей, они выбирают гендерно типичные игрушки, предпочитают общаться с детьми своего пола. Но, несмотря на это, большинство дошкольников еще не осознает, что выбор игрушек, игр, занятий, причесок, одежды и др., не обязательно определяется биологическим полом. В 5 лет дети уже более гибко оценивают людей и понимают, что качества, которые соотносятся с представителем какого-то пола, скорее возможные, чем обязательные. К 6-7 годам происходит осознание того, что пол постоянен и изменить его невозможно. Ребенок начинает замечать различия между мужчиной и женщиной, у него появляется повышенное внимание к ролевым моделям поведения людей одного с ним пола, благодаря желанию быть самой лучшей девочкой или самым лучшим мальчиком. К 11 годам представления о гендере становятся более системными и почти соответствуют представлениям взрослых. Так мужчины воспринимаются как доминирующие, агрессивные, независимые, стремящиеся к власти и соревновательности; женщины — как нежные, сочувствующие, готовые помочь, обладающие хорошими манерами, причем женщины чаще оцениваются выше, чем мужчины. Большой вклад в восприятие мужчин и женщин вносят язык, игрушки, литература, СМИ, интернет, образовательные учреждения.
Основы гендерной социализации, заложенные в семье различным воспитанием детей обоего пола, и путем наблюдения за поведением лишь из ближайшего окружения, закрепляются детьми в учреждениях образования. На период обучения в школе приходится наибольшая интенсивность гендерного познания ребенка и выстраивание собственно образа.
Основными объектами в процессе овладения гендерными правилами поведения являются не только личностно значимые для вас взрослые (родители, родственники, знакомые, учителя, кумиры), но и сверстники своего пола и противоположного пола. Критерии мужественности и женственности у подростков гораздо более четкие, чем у взрослых. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению параметров агрессивности и доминированию у девочек и уменьшению их у мальчиков при увеличении недоверчивости и уменьшении ответственности у последних.
*Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим.
*Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно, не так, как мы – взрослые.
*Требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
*Никогда не ругайте ребёнка за неспособность что-то понять или сделать, не используйте обидных слов, общаясь при этом с высоты своего авторитета. Сейчас он знает и умеет это хуже вас. Пройдёт время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас.
*Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
*Для мальчика излагайте кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключает слуховой канал, ребёнок перестанет вас слушать и слышать.
*Не спешите высказывать своё негативное отношение к девочке – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.
*Дети часто по-разному реагируют на похвалу. Мальчикам важна оценка их действий, например: «Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал!»
*Девочкам важно отношение значимых людей (родителей, воспитателей, педагогов) к их поступку: «Умница, мне очень нравится то, что ты сделала!»
*При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотрите в будущее с оптимизмом.
*Не забывайте, что ваша оценка поведения или результатов деятельности ребёнка субъективна и всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в ребёнке то хорошее, что не заметили вы.
*Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять природу его затруднений.
*Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
*Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всём и всегда. Поэтому не заставляйте ребёнка быть похожим на вас.
*Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.
*Хочется подчеркнуть, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими ему(ей) особенностями восприятия, мышления, различными эмоциями. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно любить!