Очередное заседание методического совета
21.01.2013 года состоялось очередное заседание методического совета по теме «Реализация программы «Интеллект»: реалии и перспективы». На заседании проанализирована деятельность педагогического коллектива гимназии по реализации комплексно-целевой программы «Интеллект» за 2008-2012 годы, а также выработаны основные направления работы педколлектива по программе «Интеллект» на 2013-2017 годы
[wpspoiler name=”Анализ выполнения программы «Интеллект» в ГУО «Гимназия г. Пружаны» за 2007-2012 годы” ]
Современное общество диктует необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. Поэтому особенно актуальной становится в наши дни проблема раннего выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей. Современные требования системы образования таковы, что детям необходимо не только получать определённый объём знаний по всем предметам, но и научиться к постоянной готовности к переменам, к творчеству. Воспитание и развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, творческого мышления – это задача государственного значения.
Именно на это направлена комплексно-целевая программа «Интеллект» ГУО «Гимназия г.Пружаны» на 2008 – 2012 годы. Она призвана обеспечить системный характер, работы педколлектива гимназии по выявлению и развитию детской одарённости, по поддержке одарённых и способных детей, которая будет способствовать их личностному развитию, самоопределению и социализации.
Реализация КЦП «Интеллект» осуществляется через решение следующих задач:
- создание и функционирование системы поиска и диагностики талантливых и способных детей
- раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности
- развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков
- разработка программ сопровождения одарённых учащихся в процессе учебной деятельности
- обеспечение максимально благоприятных условий для развития одарённых и способных учащихся
Исходя из данных задач, осуществлялась деятельность по реализации КЦП «Интеллект» по следующим направлениям:
- 1. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения одарённых и способных учащихся
В гимназии ведётся работа по формированию банка одарённых учащихся как в гимназии в целом, так и на уровне предметных кафедр и МО. На данный момент в банк данных включено 113 уч-ся 2 – 11 классов. В банке данных отражены область одарённости, статус учащихся, а также указаны затруднения и отслеживаются достижения учащихся. Имеется банк диагностического инструментария для разных возрастных групп учащихся.
Учителями предметниками созданы банки данных одаренных и способных учащихся по своим предметам, информация в которых постоянно обновляется с учетом динамики изменений в уровне учебных достижений, в психоэмоциональном состоянии учащихся. Специалистами СППС и классными руководителями также ведется работа по выявлению и поддержке одаренных учащихся. С этой целью организуются диагностические исследования по выявлению интересов, способностей и предпочтений учащихся. С целью усовершенствования работы педагогического коллектива в данном направлении в 2009 – 2010 уч. году, была организована работа теоретико-методологического семинара «Детская одарённость и проблемы её развития», где рассматривались психологические аспекты работы с одарёнными учащимися, особенности организации работы с высокомотивированными учащимися различных возрастных групп, а также работа с родителями данной категории учащихся.
Однако, системный подход в обеспечении эффективного психолого-педагогического сопровождении одаренных и способных учащихся в гимназии еще не выработан. Главная причина в том, что за истекший период довольно длительное время должность педагога-психолога оставалась вакантной. Не вполне результативна работа по обеспечению успешной адаптации учащихся 1,5,10 классов, а также вновь прибывших учащихся к новым условиям обучения в гимназии. Не ведутся карты одаренного ребенка, не прослеживается взаимодействия СППС с классными руководителями, предметниками при разработке программ индивидуального сопровождения одаренных детей. Последнее время не велась необходимая работа с учащимися 9 класса по выбору направления обучения в 10 классе.
- 2. Материально-техническое, методическое и информационное обеспечение программы
За истекший период проведена большая работа по усовершенствованию материально-технической базы гимназии. В частности пополнились новым оборудованием кабинеты химии, физики и биологии, что обеспечивает выполнение практической части программы по данным предметам, возможность эффективного проведения внеурочных занятий. Приобретены 2 проектора, интерактивная доска, в учебных кабинетах установлены компьютеры. Кабинет начальных классов полностью оборудован для использования ЭСО. Но есть и проблемы в материально-техническом оснащении гимназии и кабинетов, в частности установленный в кабинете № 13 лингафонный кабинет не используется педагогами, т. к. он не отвечает современным требованиям. В контексте тех требований, которые сейчас предъявляются к изучению иностранного языка и к сдаче выпускного экзамена в гимназии обязательно должен быть современный лингафонный кабинет с персональными компьютерами для учащихся, с проектором, ЭСО. Компьютеры в кабинете информатики также уже устарели, часто происходят сбои в их работе.
В гимназии уже сложилась система материального поощрения педагогов, показывающих стабильно высокие результаты работы с одаренными и способными учащимися: четко определены набавки за призовые места на районном уровне, учителя подготовившие призеров областного этапа олимпиад получают надбавки в течение полугода. Также получают надбавки педагоги, подготовившие победителей и призеров районных и областных НПК, конкурсов, фестивалей. В этом плане эффективно используется и система рейтинговой оценки деятельности педагогов гимназии. Также материально поощряются и учащиеся, ставшие победителями и призерами районных и областных олимпиад, НПК во время проведения торжественной церемонии «Наши интеллектуалы». Для этого директором гимназии привлекаются спонсорские средства, но это позволяет вручить ребятам лишь небольшие сувениры. К сожалению, у нас нет возможности для гимназистов, показавших наивысшие результаты, установить поощрительные стипендии.
В плане информационного обеспечения также произошли позитивные изменения: все кабинеты, в которых имеются компьютеры, объединены в локальную сеть, выход в Интернет стал возможен не только в ГИАЦ, но и кабинетах зам. директора, СППС, библиотеке, кабинете английского языка. Имеются электронные средства обучения по большинству предметов, которые установлены в ГИАЦ и в кабинете информатики, но они педагогами используются неактивно. В систему мониторинга в гимназии внедрен ПТК «ПараГраф». Учащиеся и педагоги гимназии стали принимать участие в семинарах, конференциях по использованию ИКТ в образовательном процессе, в конкурсе « Компьютер. Интернет. Образование». Создан гимназический сайт, который наполнен актуальной информацией для учащихся, педагогов и родителей.
Вместе с тем, активность участия педагогов и гимназистов в Интернет-конкурсах, конференциях невысокая. Также имеются проблемы с регулярным обновлением информации на гимназическом сайте.
В последнее время по объективным причинам уменьшилось количество периодических изданий, которое выписывается в методкабинет для педагогов и в библиотеку для учащихся. К примеру, в 2009 году выписывалось 18 периодических изданий для детей и 20 научно-методических изданий для педагогов. А в 1 полугодии 2013 года мы выписываем 6 изданий для детей и 3 – для педагогов. Конечно, сейчас и педагогами, и гимназистами очень активно используется сеть Интернет для подготовки к занятиям, для повышения уровня знаний, для изучения предметов на более высоком уровне, для самообразования, т.к. практических у всех учащихся и у большинства педагогов есть персональные компьютеры. Но, тем не менее, библиотека гимназии и методический кабинет должны быть информационными центрами, способствующими повышению качества образовательного процесса и повышению эффективности работы с одаренными и способными учащимися. Также как недостаток можно отметить низкую активность использования гимназистами нашей библиотеки для подготовки к урокам, внеурочным занятиям, в том числе и с использованием Интернета. Недостаточно используются возможности кабинета информатики для проведения, как уроков, так и внеурочных занятий, в том числе и в шестой школьный день.
- 3. Организация образовательного процесса в аспекте реализации программы
Как позитивный момент за истекший период в реализации программы «Интеллект» можно назвать изучение иностранного языка с 1 класса за счет часов факультативных занятий и занятий на платной основе. Это дает положительные результаты: большинство гимназистов имеют хороший уровень подготовленности по иностранным языкам, это особенно заметно, когда к нам в 5 класс приходят дети из других школ.
Активизировалась работа по привлечению учащихся из других школ в 5 класс гимназии. В 2011/2012 году благодаря агитационной работе в 5 класс поступили достаточно сильные учащиеся из других школ. Но работа по привлечению в гимназию учащихся из других школ не имеет системного характера, чтобы изменить ситуацию необходимо организовать работу школы будущего гимназиста.
На старшей ступени организовано обучение по направлениям. Традиционно это физико-математическое направление, и либо филологическое, либо химико-биологическое. Физико-математическое направление в полной мере себя оправдывает, туда идут старшеклассники с высоким уровнем мотивации, которые затем поступают в соответствующие ВУЗы. Чаще всего на филологическое направление попадают те гимназисты, которым с трудом даются точные науки. В этом году открыто химико-биологическое направление, но также не все учащиеся этого класса, имеют высокий уровень мотивации и готовность к изучению данных предметов. При организации обучения по направлениям ведется недостаточная работа по изучению запросов учащихся и родителей, по диагностике, по привлечению учащихся из других школ города и района, тем более, что наполняемость классов у нас на старшей ступени невысокая. Также следует продумать вопрос по организации обществоведческого направления, уже несколько лет подряд у нас работают межшкольные факультативы по истории и обществоведению, их ведет Левчук Т.С. Эти факультативы достаточно востребованы учениками из других школ, поэтому нужно прорабатывать вопрос о привлечении данных учащихся к обучению в гимназии.
Основой организации работы с одаренными и способными учащимися был и остается урок. Большинство педагогов гимназии осознают это в полной мере, и строят уроки методически грамотно, с использованием современных образовательных технологий, с применением приемов активизации познавательной деятельности учащихся, эффективно используют дифференцированный подход и способы повышения учебно мотивации учащихся. Повышению уровня компетентности педагогов в этом направлении способствовала организация работы над единой методической темой гимназии: «Становление и совершенствование профессионализма учителя как эффективное средство повышения качества образовательного процесса» – 2009/2010 уч. год, «Становление и совершенствование профессионализма учителя на основе использования инновационных педагогических технологий» – 2010/2011 уч. год, «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как средство повышения эффективности урока и развития ключевых компетенций обучающихся» – 2011/2012 и 2012/2013 уч. годы. В аспекте работы над данными ЕМТ в гимназии использовались различные формы методической работы: теоретико методологический семинар «Современный урок», «Детская одаренность и проблемы ее развития», методических недель «Мотивация и успеваемость», «Эффективный урок – стимул к успеху ученика и учителя», «Современные образовательные технологии – резерв повышения качества образовательного процесса», «Информационные технологии и резервы качества урока», «От педагогического мастерства – к качеству образования», «От самостоятельной работы учащихся – к повышению эффективности урока». Была организована работа семинаров, семинаров-практикумов, семинаров-тренингов для учителей «Аналитическая деятельность учителя как необходимое условие управления качеством образования», «Информационные технологии как средство повышения познавательной активности учащихся», «Развитие исследовательских компетенций педагогов» и др. Но вместе с тем, проблема эффективности урока не решена на 100%. Следует обратить внимание на более активное использование информационных технологий всеми педагогами гимназии, также не в полном объеме реализуется индивидуальный подход к ребятам, которые имеют высокий уровень учебной мотивации, не всегда на уроках есть место для творчества учащихся.
Важной составляющей образовательной среды гимназии является система внеурочных занятий, которая включает в себя: факультативные занятия, занятия кружков и клубов, спортивные секции, внеклассная работа по предметам, стимулирующие и поддерживающие занятия. В этом направлении деятельности сложилась четкая система проведения внеурочных занятий. Организация факультативных занятий осуществляется в соответствии с программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь на основании изучения запросов учащихся и родителей. Факультативы организуются на всех ступенях обучения и практически по всем учебным предметам, а также факультативы физкультурной, общеразвивающей направленности. Охват учащихся факультативными занятиями высокий (диаграмма 1). За истекший период около 90% учащихся посещают факультативы. Мониторинг состояния проведения факультативных занятий показывает, что большинство педагогов ответственно подходят к подготовке и проведению факультативных занятий, однако недостаточно эффективно при проведении факультативов используются электронные средства обучения, большинство учащихся и их родителей в полной мере или частично удовлетворены организацией факультативных занятий, качеством знаний, получаемых на факультативах. На заседании методического совета была выработана модель факультативного занятия в гимназии, как средства развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся и их успешной социализации. С целью распространения позитивного опыта педагогов гимназии в организации и проведении факультативных занятий проводятся недели педмастерства, панорамы открытых факультативных занятий. Педагоги участвуют в районных конкурсах на лучшую методическую разработку факультативных занятий (Коробко В.Ф. – 1 место, Гулевич А.В. – 3 место).
В работе с высокомотивированными учащимися важная роль отводится стимулирующим занятиям, их потенциал используется для организации работы с учащимися по подготовке их к предметным олимпиадам. В последние годы часы, отводимые на организацию стимулирующих занятий используются более, чем на 100%. Часов, выделяемых на проведение стимулирующих занятий в гимназии, недостаточно для организации систематической работы с высокомотивированными учащимися. Поэтому необходимо обращаться к районному отделу образования для выделения дополнительных часов.
Во внеурочное время (диаграмма 2) занятость учащихся в кружках и клубах на базе гимназии составляет более 50%, причем видна тенденция роста % охвата учащихся занятиями кружков и клубов в гимназии. Позитивным стало то, что организована работа предметных кружков: по математике, информатике, на базе ГПД работают кружки «Хочу все знать», «Инфомышка». Тем не менее, кружков предметной направленности у нас организовано недостаточно, частично это связано с тем, что дети посещают предметные факультативы. Позитивно следует отметить работу кружков «Эстрадное пение», «Мастерилка», «Рукоделие», т.к. ребята, которые их посещают являются участниками и призерами районных и областных вокальных конкурсов, конкурсов прикладного творчества. Наши учащиеся во внеурочное время также активно посещают кружки на базе ЦТДМ (от 20 до 15%), на базе ДК (около 10%).
Сложившаяся система внеурочных занятий содействует развитию интеллектуального потенциала учащихся, повышению их познавательной активности, уровня учебной мотивации, а также выявлению и развитию творческих способностей гимназистов.
- 4. Организация и проведение предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов
Организация работы по подготовке и участие гимназистов в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах – важнейшее направление в реализации программы «Интеллект».
Первый этап республиканской олимпиады по учебным предметам проводится в соответствии с Положением о проведении предметных олимпиад, на хорошем организационном уровне, в его проведении участвует 70-80 % учащихся 5-11 классов (диаграмма 3). Также систематически проводятся предметные олимпиады среди учащихся 3-4 классов. На протяжении последних лет гимназия является лидером по числу призовых мест на районном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. (диаграмма 4). Начиная с 2008-2009 учебного года, проводятся районные предметные олимпиады среди учащихся среднего эвена. Здесь также гимназия является лидером в районе. (диаграмма 5)
Ежегодно гимназисты завоевывают дипломы на областных предметных олимпиадах (диаграмма 6). В прошлом учебном году учащимися гимназии завоевано 3 диплома: диплом 2 степени по английскому языку, диплом 2 степени по немецкому языку, диплом 3 степени по русскому языку, диплом 3 степени по трудовому обучению) и 2 похвальных отзыва: по физике и по правовым знаниям. В 2011/2012 учебном году в заключительном этапе олимпиад гимназию представляла Суббота Полина (немецкий язык), хотя Полина и не заняла призового места, но она выиграла путевку Посольства ФРГ и участвовала в международной программе обмена молодежью..
За последние 2 года повысилась результативность выступления на районных олимпиадах учащихся 4 классов, работа по подготовке учащихся 1 ступени к олимпиадам приобрела системный характер, и это сразу дало позитивные результаты: в прошлом учебном году наши учащиеся 4 классов заняли 5 призовых мест. Творческой группой учителей начальных классов (рук. Кривальцевич Е.А.) издан сборник заданий по русскому, белорусскому языкам и по математике по подготовке учащихся начальных классов к олимпиадам. Среди педагогов наиболее эффективно организуют работу по подготовке учащихся к предметным олимпиадам следующие педагоги: Ануфриенко В.Л., Бильдейко Н.И., Величко С.Н., Гвоздик И.А., Игнашевич И.В., Капица Л.В., Книга Г.П., Коробко В.Ф., Королюк Т.А., Левчук Т.С., Локтева Г.Г., Момлик А.К., Остапюк Е.А., Смирнова Н.В., Шепель Е.Н., Юк Л.В.
На должном уровне ведется работа по привлечению учащихся к участию в международных интеллектуальных конкурсах «Кенгуру», «Инфомышка», «Лингвистенок», «Колосок», «Журавлик», «Зубренок», «Буслік». (диаграмма 7) Практически во всех этих конкурсах гимназисты занимают призовые места. В этом учебном году проводятся новые конкурсы «Белка» (по химии), «Синица» (по биологии), «Глобусенок» (по географии), гимназисты также принимают в них участие, но еще не очень активно.
В системе работы с одаренными и способными учащимися важное место отводится работе интеллектуального клуба «Лига интеллекта», который четвертый год возглавляет учитель физики Момлик А.К. Клуб работает систематически, целенаправленно и результативно, о чем свидетельствуют результаты участия в районном и областном чемпионате по игре «Что? Где? Когда?» , представленные в таблице:
Учебный год | Чемпионат районапо игре «Что? Где? Когда?» | Чемпионат областипо игре «Что? Где? Когда?» |
2009/2010 | 1 место | 22 место |
2010/2011 | 1 место | 20 место |
2011/2012 | 1 место | 4 место |
2012/2013 | 1 место |
Впервые в прошлом году команда знатоков «Быстрые кактусы» принимала участие в республиканском чемпионате. Под руководством Момлика А.К. в тесном взаимодействии с классными руководителями ежегодно проводится чемпионат гимназии по игре «Что? Где? Когда?», в котором принимают участие команды 5-11 классов.
На районном уровне проводится интеллектуальный марафон для учащихся 4 классов «Познайка», учащиеся 4 классов гимназии уже 3 года принимают в нем участие, впервые в этом году наши ребята выступили очень успешно. Станкевич Кирилл, ученик 4Б класса, стал его победителем, причем с большим отрывом от остальных учащихся (учитель Алишевич О.И.). Ученик 4А Зеленяк Максим награжден дипломом 3 степени (учитель Куровская Ю.С.).
Под руководством педагогов гимназисты принимают участие практически во всех конкурсах творческих работ, театральных постановок, проектов, сочинений, проводимых в районе. В этом плане особо следует отметить театральный коллектив гимназии под руководством учителей английского языка Ковалевич О.Н. и Архутик Г.В., который трижды становился победителем областного фестиваля театральных коллективов на иностранном языке. Неоднократно ниши учащиеся становились призерами и победителями районных конкурсов по энергосбережению, конкурсов сочинений, творческих работ и проектов.
В большой степени содействует повышению уровня познавательных интересов и развитию интеллектуального потенциала учащихся гимназии система внеклассной работы по учебным предметам. И это, прежде всего, проведение предметных и тематических недель. В гимназии разработано положение о проведении предметных недель, в соответствии с которым и осуществляется их четкая организация и проведение. Не планируется проведение за один учебный год многих предметных недель, т.к. и так наши ученики достаточно загружены во внеурочное время. Здесь мы исходим из принципа «лучше меньше, да лучше». Поэтому в последнее время значительно повысилось качество проводимых мероприятий, они проводятся в разнообразных нестандартных формах, с использованием ИКТ, что несомненно делает их более привлекательными для ребят и они посещают их с большим желанием, а не по принуждению. Так за последние годы достаточно эффективно были проведены следующие предметные и тематические недели: неделя экологии в начальных классах «Земля – наш дом», неделя информатики, неделя русского языка и литературы, неделя белорусского языка и литературы, тематическая неделя «Труд на радость себе и людям», неделя иностранного языка. Достаточно внимания педагогами гимназии уделяется организации внеклассной работы по предметам и в шестой школьный день.
Но есть и недостатки в этом направлении работы: не организована работа по участию гимназистов в международных проектах, конкурсах фестивалях. Результативность выступления гимназистов на областном и республиканском уровне еще невысокая, практически ни разу наши ученики не становились призерами заключительного этапа предметных олимпиад. Наши учащиеся практически не выходят на республиканский уровень в творческих конкурсах.
- 5. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
В развитии интеллектуального и творческого потенциала гимназистов важную роль играет привлечение их к научно-исследовательской деятельности. В гимназии к написанию учебно-исследовательских работ учащиеся привлекаются, начиная с 2002 года. На протяжении этих лет сложилась система этой работы, в центре которой находится научно-исследовательское общество гимназистов «ФорУм». Его работа организована достаточно эффективно, члены научного общества ежегодно являются организаторами проведения недели науки и научно-практической конференции в гимназии, с их участием оформляется тематический стенд «Первые шаги в науку», выпускаются сборники лучших учебно-исследовательских работ. Ежегодно проводиться общегимназическая научно-практическая конференция “С наукой в будущее”. Регулярно проводятся заседания Совета научного общества. Об эффективности данного направления деятельности можно судить по результатам участия гимназистов в научно-практических конференциях различного уровня. В последние годы гимназия является лидером на районных научно-практических конференциях, гимназисты успешно выступают и на областных НПК. (диаграмма 8). Гимназисты принимают участие в областных филологических и экологических конференциях, где занимают призовые места. В прошлом учебном году наши учащиеся впервые были приглашены для участия в республиканской научно-практической конференции по русскому языку и литературе и по английскому языку. При организации исследовательской работы с учащимися имеет место сотрудничество с преподавателями Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина. Совместно с представителями университета разработан план сотрудничества с гимназией, который предусматривает проведение консультирование учащихся по темам исследования, участие в международных научно-практических конференциях, проводимых на базе университета. Так в 2011 году юные исследователи гимназии были приглашены для участия в международной конференции «Устойчивое развитие: экологические проблемы», на которую были представлены 3 учебно-исследовательских работы учащихся гимназии. Преподаватели университета участвуют в поведении гимназической НПК в качестве экспертов. В плане организации исследовательской деятельности учащихся следует отметить позитивный опыт работы следующих учителей гимназии: Книга Г.П., Игнашевич И.В., Ануфриенко В.Л, Момлик А.К., Величко С.Н., Локтева Г.Г., Юк Л.В., Гвоздик И.А., Капица Л.В., Бильдейко Н.И., Ковалевич О.Н., Остапюк Е.А. Благодаря активной позиции ряда наших педагогов гимназисты принимают участие в республиканских НПК, в частность очень инициативна в этом вопросе Книга Г.П., она сама находит информацию о проведении республиканских конкурсов и конференций, организует работу по участию в них своих учеников. Так Галина Павловна неоднократно со своими ребятами очень успешно участвовала в республиканских конкурсах, проводимых журналом «Роднае слова», в республиканских НПК. В тоже время активность в целом гимназии по участию в подобных конкурсах низкая.
Начиная с 2007 года, функционирует на базе 3-4 классов учебно-исследовательское общество младших школьников. Это позволяет сформировать у младших школьников первоначальные навыки исследовательской деятельности, что в свою очередь позволяет более эффективно организовать исследовательскую деятельность в среднем и старшем звене. Под ее руководством работа стала носить системный характер, организована работа спецкурса для учителей начальных классов по повышению уровня исследовательских компетенций учителей начальных классов. Ежегодно проводятся конференции младших школьников «Маленькие академики», на которые представляются учебно-исследовательские работы учащихся 3-4 классов (диаграмма 9). На районных конференциях младших школьников наши ребята ежегодно занимают призовые места. С положительной стороны в этом плане можно отметить работу следующих учителей начальных классов: Строк Т.Т, Сенину О.Н., Алишевич О.И.
Вместе с тем, в последнее время снизилась активность учащихся старшего звена в написании исследовательских работ, по некоторым предметам качество исследовательских работ невысокое, эти работы не выставляются на районную НПК. В последние годы не проводятся учебные исследования по географии, химии.
Выводы.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в гимназии выработан системный подход к обучению и воспитанию способных и одаренных учащихся, который строится с учетом их психологических особенностей, на основе своевременной диагностики их способностей. Комплексно-целевая программа «Интеллект» на 2008-2012 годы по основным позициям реализована. Анализ данной программы позволил выявить и те направления, которые требуют доработки. Это совершенствование работы по психолого-педагогическому сопровождению способных и одаренных учащихся. Также недостаточно эффективно налажено взаимодействие с родителями данной категории учащихся. Не на должном уровне организовано сотрудничество с высшими учебным заведениями.[/wpspoiler]
[/wpspoiler]
[wpspoiler name=”Комплексно-целевая программа «Интеллект» на 2013/2017 годы” ]
Рассмотрено Утверждаю
на заседании методического совета Директор ГУО «Гимназия г. Пружаны»
протокол №2 от 17.12.2012 года ___________________ Л.Г. Козорез
Комплексно-целевая программа
«Интеллект»
на 2013/2017 годы
Паспорт комплексно-целевой программы
Наименование КЦП | «Интеллект» |
Наличие |
подпрограммПрограмма предполагает наличие основных подпрограмм. Специфика подпрограмм основывается на следующих критериях: возрастной критерий; своеобразие способностей одарённого ребёнка; специфика форм работы с одарёнными учащимися.
Наименование подпрограмм:
- Развитие одарённых детей средствами естественно-математических дисциплин
- Развитие гуманитарных способностей одарённых детей средствами предметов общественно-гуманитарного цикла
- Развитие коммуникативных способностей одарённых детей средствами иностранного языка.
- Развитие музыкальных и творческих способностей детей способносодарённых детей.
ЗаказчикСовет гимназииОсновные
разработчикиТворческая группа из представителей администрации, СППС. педагоговЦель: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных и способных учащихся, обеспечения их личностной самореализации, профессионального самоопределения
Задачи:
- Совершенствование системы работы с одаренными и способными учащимися в рамках образовательного пространства гимназии на основе современных методик обучения и воспитания и развития личности;
- Обеспечение функционирования системы поиска и диагностики способных и одарённых детей;
- Обеспечение эффективного психолого-педагогического сопровождения одаренных и способных учащихся;
- Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к творческой, научно- исследовательской деятельности;
- Развитие познавательной активности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских умений и навыков;
- Обеспечение результативного участия учащихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, проектах;
- Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями по поддержке талантливого ребенка в реализации его интересов в семье и гимназии;
- Обеспечение максимально-комфортных условий для интеллектуального и морально-физического развития одаренных и способных учащихся;
- Повышение профессионального мастерства педагогов;
Сроки реализации программы:2012- 2017гг.Орган, ответственный за реализацию программыМетодический совет гимназии, заместитель директора по учебно-методической работеИсточники
финансирования:Бюджет, привлечение спонсорских средствОжидаемые
результаты:
- Повышение качества знаний;
- Обеспечение конкурентноспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников гимназии;
- Повышение результативности участия гимназистов в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, научно-практических конференциях;
- Привлечение к поступлению в гимназию выскомотивированных учащихся из других школ;
- Формирование позитивного имиджа гимназии среди образовательных учреждений района;
- Удовлетворение запросов родителей и учащихся по организации
- образовательных ц\услуг;
- Обобщение и систематизация позитивного опыта работы педагогов гимназии
с высокомотивированными учащимися;
Критерии оценки эффективности ожидаемых
результатов
- Количественные и качественные показатели участия гимназистов в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах;
- Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности;
- Интеллектуальный и творческий рост учащихся;
- Положительная динамика в психо-физическом развитии учащихся;
- Повышение уровня учебной мотивации и познавательных интересов учащихся;
- Повышение уровня воспитанности учащихся;
- Формирование стремления к саморазвитию у учащихся;
- Рост профессионального мастерства педагогов, отражённый в портфолио учителя-предметника;
- Уровень социальной успешности выпускников.
Разделы программы:
I. Концепция работы с одарёнными детьми.
1. Ключевые понятия.
- Актуальность, цель и задачи.
- Подходы и принципы.
- Подходы к организации работы с одарёнными учащимися:
3.1. Личностно-ориентированный подход.
3.2. Дифференцированный подход
3.3. Эколого-психологический подход.
3.4. Исследовательский подход.
- Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся и учителя.
- Принцип свободы выбора учащимися в процессе урочной и внеурочной деятельности.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- Принцип возрастания роли предметной внеурочной деятельности.
- Функциональное обеспечение программы.
4.1.Функции методической службы гимназии по работе с одарёнными учащимися.
4.2. Функции кафедр и МО в организации работы с одарёнными.
4.3. Функциональные обязанности учителей, работающих с одарёнными учащимися
4.4. Функции педагога-психолога в работе с одарёнными учащимися.
4.5. Функции классного руководителя.
- Предполагаемые результаты.
- Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:
- Система развития личности одарённых учащихся в ГУО «Гимназия г. Пружаны»
II. Основные направления деятельности в рамках реализации программы
1. Организационно-педагогическое и управленческое обеспечение программы.
- Методическое и информационное обеспечение программы.
- Психолого-педагогическое обеспечение программы.
- Организация образовательного процесса в аспекте реализации программы.
- Организация работы с родителями.
- Издательская деятельность.
- Ресурсное обеспечение программы.
III. Основные подпрограммы.
Специфика подпрограмм основывается на следующих критериях:
– возрастной критерий; – своеобразие способностей одарённого ребёнка;
– специфика форм работы с одарёнными учащимися.
Наименование подпрограмм:
- 1. Развитие одарённых детей средствами предметов естественно-математического цикла;
- 2. Развитие гуманитарных способностей одарённых детей средствами общественно-гуманитарных дисциплин;
- 3. Развитие коммуникативных способностей одарённых детей средствами иностранного языка;
- 4. Развитие творческих и музыкальных способностей одарённых детей;
I. I. Концепция работы с одарёнными детьми.
- 1. Ключевые понятия.
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях выше среднего.
Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей.
Виды специальной одарённости: интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, моторно-двигательная, социальная (лидерская).
Показатели одарённости:
-любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения,
-высокие интеллектуальные и творческие (креативность) показатели (общая одарённость),
-лёгкость в общении, коммуникабельность, активность,
-высокая мотивация к учебной деятельности,
– стремление к построению целостной картины мира.
Показатели интеллектуальной одарённости учащихся:
– сформированность любознательности,
– проявление высокоинтенсивной познавательной активности,
– богатое воображение,
– способность к целеполаганию,
– быстрота и точность выполнения логических действий (анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство).
– произвольность, устойчивость и контролируемость внимания,
– богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций.
– максимальный коэффициент полезного действия в процессе обучения.
– вкус к новизне и установка на творческое выполнение заданий.
Комплекс качеств творческой личности:
– наличие новой, значительной, общественно полезной достойной цели,
– наличие программы достижения поставленной цели и контроль их выполнения,
– высокая работоспособность при выполнении намеченных планов.
– «умение держать удар» – способность отстаивать свои идеи.
– результативность деятельности.
2. Актуальность, цель и задачи программы.
Реформирование системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится проблема создания белорусской элиты. Именно на это нацелены президентские программы «Одарённые дети» и «Молодые таланты Беларуси». Именно на это направлена гимназическая программа «Интеллект», базирующаяся на едином развивающем образовательном пространстве гимназии, создающем условия для развития творческих способностей и склонностей учащихся, координирующем деятельность педагогического коллектива для выявления и адресного сопровождения одарённой личности. Данная программа обеспечит системный характер, объединит усилия семьи, школы и других коллективов и организаций, осуществляющих работу по выявлению и развитию одарённой личности.
Цель:
Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных и способных учащихся, обеспечения их личностной самореализации, профессионального самоопределения
Реализация данной цели возможна при решении следующих задач:
- Совершенствование системы работы с одаренными и способными учащимися в рамках образовательного пространства гимназии на основе современных методик обучения и воспитания и развития личности;
- Обеспечение функционирования системы поиска и диагностики способных и одарённых детей;
- Обеспечение эффективного психолого-педагогического сопровождения одаренных и способных учащихся;
- Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к творческой, научно- исследовательской деятельности;
- Развитие познавательной активности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских умений и навыков;
- Обеспечение результативного участия учащихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, проектах;
- Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями по поддержке талантливого ребенка в реализации его интересов в семье и гимназии;
- Обеспечение максимально-комфортных условий для интеллектуального и морально-физического развития одаренных и способных учащихся;
- Повышение профессионального мастерства педагогов;
3. Подходы и принципы.
Подходы к организации работы с одарёнными учащимися:
3.1. Личностно-ориентированный подход.
Воспитание гуманизма, гражданственности, гражданской активности осуществляется личностным подходом. Личность прежде всего выделяется своей индивидуальностью, своим человеческим «Я». При этом необходимо учитывать, важнейшие стороны личности, связанные с познанием, развитием мышления, формирования потребностей, эмоциональную, отражающую отношения к социальным явлениям, формирование установки, принятие решения, наконец, деятельность, связанную с предметнопрактической деятельностью.
3.2. Дифференцированный подход предполагает выбор форм и методов с учётом индивидуальных способностей детей и, прежде всего доминирующего у них вида мышления, организацию обучения предпочитаемыми ребёнком способами переработки материала и дифференцированный подход к обучению, являющийся основой реализации индивидуальности ученика.
3.3. Эколого-психологический подход, при котором интересы ребёнка, понимаются как процесс взаимодействия ребёнка со средой. Главная задача – активизировать социальный опыт.
Его сущность в реализации и раскрытии новых возможностей социального развития детей в условиях деятельности.
3.4. Исследовательский подход вовлекает учащихся, побуждает выдвигать идеи, описывать и интерпретировать полученные в ходе исследования данные. Данный подход характеризуется культурой разного рода исследования.
3.5. Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся и учителя. г Принцип свободы выбора учащимися в процессе урочной и внеурочной
деятельности.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип возрастания роли предметной внеурочной деятельности.
4. Функциональное обеспечение программы.
4.1. Функции методической службы гимназии по работе с одарёнными учащимися:
– определение приоритетных направлений работы с одарёнными учащимися:
– обеспечение связи с ВУЗами;
– определение критериев эффективности работы с одарёнными учащимися;
– корректировка подпрограмм их утверждение на МС;
– организация и проведение семинаров по проблеме;
– координация деятельности учителей, работающих с одарёнными учащимися\;
– организация и проведение предметных олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов, научно-практических конференций;
– организация и проведение предметных недель, внеклассных мероприятий по предмету;
– анализ состояния работы с одаренными и способными учащимися по итогам учебного года,
– разработка плана мероприятий по реализации программы «Интеллект» на учебный год;
4.2.Функции кафедр и МО в организации работы с одарёнными
– разработка методических рекомендаций по работе одарёнными по предмету через предметные кафедры;
– разработка диагностического инструментария для реализации программы;
– подбор заданий для олимпиад, конкурсов;
– обобщение и систематизация работы по данному направлению;
– организация проектно-исследовательской деятельности с учащимися:
– издательская деятельность.
4.3. Функциональные обязанности учителей, работающих с одарёнными учащимися
– организация и проведение внеурочных занятий по предмету;
– разработка планов индивидуальных занятий с высокомотивированными учащимися, организация индивидуальной работы с учащимися на уроках и во внеурочное время;
– мониторинг результативности занятий с одарёнными учащимися;
– осуществление дифференцированного подхода при организации работы с высокомотивированными учащимися;
– творческие отчёты по предметам в рамках реализации программы;
– подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными учащимися;
4.4.Функции педагога-психолога в работе с одарёнными учащимися
– психологическая диагностика всех субъектов образовательного процесса;
– сбор и анализ результатов диагностики; просвещение родителей и педагогов;
– организация коррекционно-развивающей деятельности с учётом особенностей адаптации и социализации одарённого ребёнка;
– помощь участникам педагогического процесса в решении возникающих проблем.
4.5.Функции классного руководителя
– осуществление сотрудничества с родителями с целью распространения информации по особенностям одарённого ребёнка;
– проведение посильной психолого-педагогической диагностики;
– оказание помощи в социализации и адаптации одарённого ребёнка;
– организация воспитательного процесса в классе в соответствии с индивидуальными способностями и интересами ребёнка;
– активно использует в своей работе методы проектно-исследовательской деятельности;
– ведущим направлением деятельности с классом определяет – интеллектуальное.
5. Предполагаемые результаты.
Реализация программы позволит:
- Повысить качество знаний обучающихся;
- Обеспечить конкурентноспособность, функциональную грамотность и социальную ориентацию выпускников гимназии;
- Повысить результативность участия гимназистов в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, научно-практических конференциях;
- Привлечь к поступлению в гимназию выскомотивированных учащихся из других школ;
- Формировать позитивный имиджа гимназии среди образовательных учреждений района;
- Удовлетворить запросы родителей и учащихся по организации образовательных услуг;
- Обобщить и систематизировать позитивный опыт работы педагогов гимназии
с высокомотивированными учащимися;
- Повысить уровень профессионального мастерства педагогов;
6. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:
- Количественные и качественные показатели участия гимназистов в районны,
областных олимпиадах, конкурсах;
- Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности;
- Рост профессионального мастерства педагогов, отражённый в портфолио учителя-предметника;
- Повышение уровня воспитанности учащихся;
- Повышение уровня социальной успешности выпускников;
- Основные направления деятельности в рамках реализации программы
1. Организационно-педагогическое и управленческое обеспечение программы.
Цель: методическое сопровождение работы с одаренными и способными учащимися
№п/п | Содержательный компонент и формы деятельности | Сроки | Исполнители |
1. | Рассмотреть на заседаниях Методического совета: | ||
деятельности кафедр и МО по реализации целей и задач программы «Интеллект» и её основных подпрограмм |
ежегодно | Омельянчук Л.И.Зав. кафедр и МО | |
|
ежегодно | Омельянчук Л.И., Бильдейко Н.И. | |
|
ежегодно | Омельянчук Л.И., Бильдейко Н.И. | |
|
ежегодно | Омельянчук Л.И. Королюк Т.А | |
деятельности различного рода объединений учащихся по интересам (клубы, кружки, и т.д.) |
В соответствии с годовым планом | Руководители Омельянчук Л.И. | |
2. | Провести педагогические советы по темам | ||
|
2013 | Королюк Т.А. | |
|
2014 | Омельянчук Л.И | |
как фактор развития личности обучающихся |
2015г. | Омельянчук Л.И., Смирнова Н.В. | |
|
2016 | Омельянчук Л.И., Смирнова Н.В.Королюк Т.А. | |
3. | Обеспечитьвысококвалифицированными кадрами реализацию программы «Интеллект» | постоянно | Козорез Л.Г. |
5. | Организация взаимодействия с РОО, общественными организациями и объединениями но вопросам работы с одарёнными детьми | Постоянно | администрация |
6 | Заключение договоров о сотрудничестве с ВУЗами области, республики для организации работы с одарёнными детьми | Постоянно | Козорез Л.Г. Омельянчук Л..И. |
7. | Организация деятельности НОГ «ФорУм» | ежегодно | Омельянчук Л.И,Бильдейко Н.И. |
8 | Организация работы учебно-исследовательского общества младших школьников | ежегодно | Омельянчук Л.И.,Куровская Ю.С. |
2. Методическое и информационное обеспечение программы.
Цель: обеспечение научно-методического и информационного сопровождения работы с одарёнными учащимися; разработка системы целенаправленного использования новых научных достижений в образовательно-развивающей деятельности.
№п/п | Содержательный компонент и формы деятельности | Сроки | Исполнители |
Организация работы творческих групп педагогов по созданию сборников материалов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам | ежегодно | Омельянчук Л.И.,предметники | |
|
Выпуск печатной продукции по вопросам реализации данной программы:- сборники лучших исследовательских работ учащихся,- сборника творческих работ учащихся«Грозди звездных соцветий»
– общегимназической газеты «Открытый урок», – методической газеты (1 раз в год по вопросу работы с одарёнными учащимися) – памяток по организации и работы с одаренными учащимися – брошюр из серии «В помощь педагогу» |
ежегодно | Омельянчук Л.И, Бильдейко Н.И., Королюк Т.А., педагог организатор,педагог психолог |
Размещение на страницах гимназического сайта:- рекомендаций для педагогов по организации работы с одаренными учащимися;- материалов из опыта работы педагогов гимназии с одаренными и способными учащимися | постоянно | Омельянчук Л.И., педагог психолог | |
Организация теоретико-методологических семинаров:- «Развитие исследовательских компетенций педагогов»,- «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»- «Методологические и психолого-педагогические основы личностно-ориентированных технологий обучения»,
– «Психологический комфорт на уроке» – «Взаимосвязь когнитивных и эмоциональных процессов в обучении одаренных учащихся» – «Психологический облик одаренного ребенка»
|
в соответствии с годовым планом | Омельянчук Л.И.Гарус И.А. | |
Рассмотрение на заседании предметных кафедр и МО вопроса «Специфика работы учителя предметника с одаренными детьми» | 2013 год | Омельянчук Л.И.рук. кафедр и МО | |
Рассмотрение на заседании кафедры воспитания вопроса «Работа классного руководителя и «детская одаренность» | 2014 год | Королюк Т.А., Ануфриенко В.Л., Гарус И.А. | |
Проведение тематических консультаций для классных руководителей «Система работы с одаренными детьми» | ежегодно | Гарус И.А.Королюк Т.А. | |
Подготовка программно-методического и учебно-методического обеспечения для работы с одарёнными детьми | постоянно | Руководители кафедр и МООмельянчук Л.И.Смирнова Н.В. | |
Оказание консультационной помощи учителям, классным руководителям по разработке индивидуальных программ работы с одарёнными детьми | постоянно | Омельянчук Л.И.Педагог психолог | |
Распространение продуктивного педагогического опыта работы с одарёнными учащимися в СМИ, научно-методических изданиях | постоянно | Казачёк Т.З. Омельянчук Л.И. Руководители кафедр и МО | |
Обеспечить работу по подготовке гимназистов в различного уровня НПК | постоянно | Омельянчук Л.И.Бильдейко Н.И. Руководители кафедр и МО | |
Подготовка пакета материалов по предметам для проведения первого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам | ежегодно | Омельянчук Л.И. Руководители кафедр и МО | |
Организация работы кружков, клубов, факультативных занятий | ежегодно | Омельянчук Л.И. Учителя гимназии | |
Размещение на страницах гимназического сайта:- рекомендаций для учащихся по подготовке к олимпиадам;- рекомендации учащимся по написанию исследовательских работ;- рекомендаций по развитию учебной мотивации;
– рекомендации по повышению уровня самооценки; |
постоянно | Омельянчук Л.И.Педагог психологРуководитель НОГ | |
Пополнение методической копилки материалов по работе с одаренными и способными учащимися в МКГ | постоянно | Омельянчук Л.И., Гарус И.А. | |
Создание и пополнение картотеки научно-методической литературы по организации работы с одаренными учащимися в МКГ | постоянно | Омельянчук Л.И. |
3. Психолого-педагогическое обеспечение программы
Цель: создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития способных и одаренных учащихся
№п/п | Содержательный компонент и формы деятельности | Сроки | Исполнители |
1. | Создание и обновление банка данных одарённых и способных учащихся в соответствии со сферами деятельности. | ежегодно | Гарус И.А.Кл.руководители |
2. | Проведение системной психолого-педагогической диагностики гимназистов по выявлению одарённых и способных детей | постоянно | Гарус И.А.Кл.руководители |
3 | Составление карты одарённого ребёнка с целью учёта психолого-педагогического развития одарённых детей и анализа динамики их развития | До 1.04.2013г. | Гарус И.А.Кл.руководители |
4. | Составление индивидуальной образовательной программы работы с одарёнными детьми | ежегодно | Гарус И.А.Кл.руководителиУчителя-предметники |
5. | Осуществление учета достижений учащихся в различных областях деятельности, результаты фиксировать в портфолио гимназиста или творческой книжке гимназиста | постоянно | Кл.руководителиУчителя-предметники |
6 | Проведение диагностики образовательных запросов гимназистов, спроса родителей на образовательные услуги в гимназии с целью совершенствования образовательной системы гимназии | постоянно | Администрация гимназии |
7 | Организация консультационной и коррекционной психологической помощи одарённым детям | постоянно | Гарус И.А. |
8 | Организация тренингов с детьми и подростками, участвующими в деятельности НОУ, в олимпиадах, при подготовке к экзаменам, тестированию | постоянно | Гарус И.А. |
9 | Осуществление мониторинга состояния физического и психологического здоровья одарённых детей | 2 раза в год | СППСКлассныеруководители |
10 | Организация занятий по развитию творческого мышления учащихся 2 классов | ежегодно | Гарус И.А.Кл.руководители |
11 | Проведение системы тренинговых занятий по программе «Развитие проектного мышления» для учащихся 3-4 классов | ежегодно | Гарус И.А.Кл.руководители |
12 | Проведение системы тренинговых занятий по программе «Мир чувств и воли человека » для учащихся 5-6 классов | ежегодно | Гарус И.А.Кл.руководители |
13. | Проведение системы тренинговых занятий по программе «Круг общения» для учащихся 7-8 классов | ежегодно | Гарус И.А.Кл.руководители |
14. | Проведение системы тренинговых занятий по программе «Я выбираю» для учащихся 9 классов | ежегодно | Гарус И.А.Кл.руководители |
15. | Проведение системы тренинговых занятий по социализации для учащихся 10 классов | ежегодно | Гарус И.А.Кл.руководители |
16. | Проведение системы тренинговых занятий по программе «Мечты сбываются» для учащихся 11 классов | ежегодно | Гарус И.А.Кл.руководители |
17. | Проведение недели профориентации | ежегодно | СППС, Короюк Т.А.Кл.руководители |
18 | Проведение недели психологии | ежегодно | Гарус И.А. Омельянчук Л.И. |
19. | Проведение адаптационного марафона | ежегодно | Гарус И.А. |
20. | Проведение цикла занятий по профессиональному самоопределению «В поисках своего призвания» | ежегодно | СППС |
- Организация образовательного процесса в аспекте реализации программы.
Цель: развитие познавательной активности учащихся, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских умений и навыков, обеспечение результативного участия учащихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, проектах.
№п/п | Содержательный компонент и формы деятельности | Сроки | Исполнители |
Обучение иностранному языку, начиная с 1 класса | постоянно | Администрация | |
Организация обучения по направлениям на старшей ступени | постоянно | Администрация | |
Использование в процессе учебно-воспитательной деятельности современных образовательных технологий компетентностного обучения | постоянно | Педагоги гимназии | |
4. | Проведение 1 этапа республиканской олимпиады | ежегодно | Омельянчук Л.И. |
Проведение предметных олимпиад во 3-4 классах по математике, русскому, белорусскому языкам | ежегодно | Казачёк Т.З.,Омельянчук Л.И. | |
Проведение предметных и тематических недель в 1-11 классах | Согласно годового плана | Омельячук Л.И. Руководители кафедр и МО | |
Участие учащихся в международных предметных интеллектуальных конкурсах: «Колосок», «Журавлик», «Буслик», «Зубрёнок», «Кенгуру», «Лингвистёнок», «Белка», «Глобусенок», «Синица», «Олимпионок» | постоянно | Омельянчук Л.И.. Руководители кафедр и МО | |
Проведение недели науки | ежегодно | Омельянчук Л.И., Бильдейко Н.И. | |
Проведение чемпионата гимназии по игре «Что? Где? Когда?» | ежегодно | Омельянчук Л.И, Момлик А.К.,кл. руководители | |
Привлечение учащихся к участию в Международных конкурсах и проектах, в том числе «Интернет-проектах» | постоянно | Омельянчук Л.И Руководители кафедр и МО, педагог организатор | |
Осуществление деятельности НОГ «Форум» | постоянно | Омельянчук Л.И., Бильдейко Н.И. | |
Организация деятельности УИОМШ | постоянно | Омельянчук Л.И. | |
Проведение общегимназической научно-практической конференции «С наукой в будущее» | ежегодно | Омельянчук Л.И., Бильдейко Н.И | |
Проведение научно-практической конференции младших школьников «Маленькие академики» | ежегодно | Омельянчук Л.И.,Казачёк Т.З. | |
Организация в соответствии с запросами учащихся и родителей факультативных занятий | ежегодно | Омельянчук Л.И., предметники | |
Проведение стимулирующих занятий с высокомотивированными учащимися | постоянно | Омельянчук Л.И., предметники | |
Проведение индивидуальных занятий с учащимися по подготовке их к олимпиадам | постоянно | Омельянчук Л.И., предметники | |
Расширение сети межшкольных факультативов | Администрация | ||
Организация работы «Школы будущего первоклассника» | ежегодно | Администрация | |
Организация работы «Школы будущего гимназиста» по подготовке к поступлению в 5 класс гимназии | ежегодно | Администрация | |
Организация работы предметных кружков, кружков технического творчества | ежегодно | Омельянчук Л.И., Королюк Т.А.,предметники | |
Организация работы клубов по интересам | ежегодно | Омельянчук Л.И., Королюк Т.А.,предметники | |
Работа театрального коллектива на английском языке | ежегодно | Омельянчук Л.И.Ковалевич О.Н. | |
Деятельность интеллектуального клуба «Лига интеллекта» | постоянно | Момлик А.К. | |
Участие в районных, областных, республиканских интеллектуальных конкурсах. НПК | постоянно | Омельянчук Л.И., Момлик А.К., руководители кафедр и МО | |
Участие в районном творческом конкурсе «Здравствуй, мир!» | ежегодно | Королюк Т.А,Шопик В.В,педагог организатор | |
Участие в районном и областном фестивале театральных коллективов на иностранном языке | ежегодно | Омельянчук Л.И., Ковалевич О.Н. | |
Проведение конкурса «Гимназист года» | ежегодно | Королюк Т.А. | |
Поддержка творческого направления развития личности гимназистов посредством организации и проведения различного рода творческих конкурсов, таких как «КВН», «День гимназиста» и т.д. | постоянно | Королюк Т.А, педагог организатор | |
Проведение торжественной церемонии «Наши интеллектуалы» | ежегодно | Омельянчук Л.И. | |
Проведение спортивных праздников, дней здоровья | ежегодно | Королюк Т.А.Учителя физкультуры | |
Организация деятельности профильных отрядов, лагерей | постоянно | Омельянчук Л.И. | |
Деятельность гимназических СМИ («Открытый урок», «На пионерской волне», «Доктор Айболит» и др.) | постоянно | Королюк Т.А., педагог организатор | |
Участие гимназистов в районныхвыставках и конкурсахдекоративно-прикладноготворчества | постоянно | Остапюк Е.А. | |
Деятельность органов ученического самоуправления, участие в деятельности общественных организаций БРПО. БРСМ и др. с целью развития лидерских качеств личности | постоянно | Омельянчук Л.И. | |
Участие в конкурсе «Компьютерная страна» | постоянно | Локтева Г.Г. | |
Организация работы по обеспечению гимназического сайта | постоянно | Омельянчук Л.И.,Королюк Т.А. | |
Выпуск сборников творческих работ учащихся «Гроздья звездных соцветий» | ежегодно | Педагог организатор |
5. Организация работы с родителями.
Цель: обеспечение эффективного взаимодействия с родителями по поддержке талантливого ребенка в реализации его интересов в семье и гимназии, повышение уровня родительской компетентности по выявлению и поддержке одаренных детей в семье, организация .
№п/п | Содержательный компонент и формы деятельности | Сроки | Исполнители |
1. | Проведение социально-педагогического анализа стилей взаимоотношения в семьях одаренных учащихся | постоянно | Гарус И.А.Кл.руководители |
2 | Подготовка методических рекомендаций родителям по развитию и поддержке творческих способностей в семье | постоянно | Гарус И.А.Кл.руководители |
л | Психологическое просвещение и консультирование родителей одаренных учащихся посредством проведения тематических родительских собраний и конференций, круглых столов. Дней открытых дверей | постоянно | Гарус И.А.Кл.руководители |
4 | Выявление удовлетворенности родителей организацией работы с одаренными детьми в гимназии | ежегодно | Омельянчук Л.И.Гарус И.А. |
5 | Организация работы консультационных пунктов для родителей:«Раннее проявление одаренности и таланта»«Организация досуга одаренных детей»«Проблемы одаренных детей» | в соответствии с годовым планом | Гарус И.А. |
6. | Организация работы родительского клуба «Доверие» | 2013/2014 уч.год | АдминистрацияГарус И.А. |
7. | Проведение тренинговых занятий с родителями учащихся 5 классов по гармонизации детско-семейных отношений | ежегодно | АдминистрацияГарус И.А. |
8. | Проведение тематических родительских собраний:«Стили семейного воспитания»«Роль семьи в развитии творческого потенциала ребенка»«Роль семьи в развитии интеллектуальных способностей детей» | в соответствии с годовым планом | администрация |
9. | Проведение детско-родительской профориентационной игры «Выбор профиля» | ежегодно | Гарус И.А., администрация, кл. рук. |
10. | Размещение на страницах сайта рекомендаций по организации работы с одаренными детьми |
- 5. Ресурсное обеспечение программы.
Цель: создание необходимого материально-технического и финансового обеспечения программы.
№ | Содержательный компонент и | Сроки | Исполнители | |
п/п | формы деятельности | |||
1. | Обеспечить финансовую поддержку педагогов, работающих с одарёнными детьми, подготовившими победителей олимпиад, конкурсов, конференций, соревнований | постоянно | Козорез Л.Г. | |
2 | Использование дополнительных источников финансирования работы с одарёнными детьми, награждения учащихся показавших высокие результаты на олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, НПК | постоянно | Козорез Л.Г. Председатель Совета гимназии | |
3 | Продолжить оснащение кабинетов современными дидактическими материалами, компьютерной техникой, программами и программными комплексами | постоянно | Администрация гимназии Руководители кафедр и МО | |
4 | Изыскать возможности для оснащения учебных кабинетов современными компьютерами и множительной техникой | Козорез Л.Г. | ||
5. | Оснащение кабинета информатики современными компьютерами | Козорез Л.Г. | ||
5 | Поддержка гимназического сайта | постоянно | Омельянчук Л.И. |
[/wpspoiler]