Одной из форм воспитательной работы с классом является информационный час. Раньше информационный час назывался «политическая информация». В определенный период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно и в последнее время многие школы и регионы уделяют большое внимание формированию у учащихся политической культуры и коммуникативных умений. Главное назначение информационного часа – формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, района. Информационный час помогает учащимся применить полученные на уроках истории и обществоведения знания, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
– Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
– Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов.
Обзорные информационные часы по времени могут длиться 20-25 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы обсудить текущие события.
Тематические информационные часы могут быть по времени более длительными, до 45 минут. Если информационный час длится дольше, он может вызвать отрицательное восприятие учащимися такой формы воспитательной работы.
Какими правилами должен руководствоваться классный руководитель при подготовке информационного часа?
Правило первое.
Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной.
Правило второе.
Информационный час должен быть мобильным. Информация, которую подготовили классный руководитель и учащиеся должна быть интересной и ненавязчивой.
Правило третье.
Информация, которую предлагают дети и классный руководитель должна быть оперативной и неизвестной всем в классе. Если педагог хочет заранее знать, что приготовили учащиеся, с чем они хотят выступать, он может заранее побеседовать с учащимися один на один.
Правило четвертое.
Информация, которую предлагают учащиеся в обзоре, должна быть беспристрастной. Учащиеся не должны высказывать своих политических пристрастий или пристрастий своей семьи.
Правило пятое.
Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы).
Основными формами работы во время информационного часа могут стать:
– газетные сообщения;
– пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
– работа со словарем и справочной литературной;
– работа с политическим глобусом;
– комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
– формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
– просмотр и обсуждение телематериалов.
Формами проведения информационных часов могут быть:
– викторина (обзорная и тематическая);
– информационный ринг;
– конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
– пресс-конференция;
– встречи с интересными людьми и редакционными коллегиями;
– праздники газеты и журнала;
– вечера вопросов и ответов;
– дискуссии;
– путешествие во времени (история создания газет и журналов);
– рекламная акция.
Примерная тематика информационных часов в школе
5-ый класс
– По страницам и континентам.
– Главные события страны и мира за неделю.
– Газеты и журналы моей семьи.
– Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.
– Это интересно, это полезно, это необходимо.
– Как читать газету.
6-ой класс
– История первой газеты и первого журнала.
– Профессия – журналист.
– Это интересно знать.
– Время, события, люди.
– Горячие точки планеты Земля.
– У карты мира.
– Профессия – репортер.
7-ой класс
– От чего зависит рейтинг газеты.
– Ведущие газеты страны и мира.
– Крупным шрифтом о главном.
– Главные темы первой полосы.
– Газетная лексика.
– Быть газетчиком опасно?!
8-ой класс
– Газетная сатира.
– Журналисты в истории моей страны.
– Планета за одну неделю.
– Мир глазами журналистов ведущих газет.
– Что мы знаем о создании газетного номера.
– Как работать с газетной статьей и журнальной публикацией.
9-ый класс
– Любимые журналисты о своей профессии.
– Достоверная информация в достоверных фактах.
– С трибуны главного редактора.
– Достоверность и лживость газетных фактов.
– Главные события прошедшей недели.
– Политический олимп: имена и характеры.
10-ый класс
– Газетная полемика: методы и результат.
– История событий в мире в газетных материалах.
– Какой быть сегодняшней газете?
– По следам газетных выступлений.
– Самые значимые газетные рубрики.
– Кто создает имидж газеты?
11-ый класс
– Роль газеты в моей жизни.
– Политическая лексика. Чем она изобилует?
– Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.
– Неизвестное об известном (газетные рубрики в различных областях знаний)
– Интересное и важное газетной полосы.
– Нравственные проблемы на страницах газет.
Методы и приемы проведения информационного часа.