Мошенничества с розыгрышами бесплатных призов и денежных средств
В различных мессенджерах в основном таких как «Вайбер» неизвестные стали рассылать ссылки с приглашением поучаствовать в различных розыгрышах и получить бесплатные призы или даже денежные средства. Например, мошенники предлагают принять участия в розыгрышах, проводимых “Белпочтой” или каким-либо оператором сотовой связи.
Якобы от имени РУП «Белпочта» мошенники рассылают сообщения в мессенджерах о розыгрыше и предлагают пройти опрос, за который пользователь якобы получит денежную сумму в размере 1000 белорусских рублей. Обращаем ваше внимание, что РУП «Белпочта» не рассылает подобные сообщения и не проводит подобных розыгрышей. Напоминаем, что ни в коем случае не нужно переходить по неизвестным ссылкам, даже если они были предоставлены вашими близкими родственниками и вводить реквизиты своих банковских платежных карт, анкетные данные, в том числе используемые абонентские номера.
Внимательно изучайте адреса сайтов, на которые переходите. Зачастую мошенники регистрируют похожие домены, как у известных организаций. Заменяют, например .by на .cn или просто любую букву в адресной строке.
Мошенничество в сети Инстаграм
Люди знают о том, что многие владельцы аккаунтов в Инстаграм накручивают себе просмотры и подписчиков, создают “липовые” истории, но почему-то забывают, что мошенники тоже умеют это делать.
Разберем на конкретном примере, аккаунт по продаже одежды. В ходе просмотра аккаунта он не вызывает каких-либо подозрений. Хорошее описание, большое количество подписчиков, актуальные истории содержащие отзывы и обзоры продаваемого товара.
Разберем признаки, указывающие на то что данный аккаунт, является мошенническим.
Если обратить внимание на описание мошеннического аккаунта, то мы не найдем здесь никакой информации об офлайн-магазине, куда физически можно приехать и пощупать товар. Также каждый уважающий себя магазин имеет свой сайт, который также всегда указан в описании. На сайте зачастую имеется информация о юридическом адресе и контактных телефонах организации.
Стоит обратить внимание на первую размещенную публикацию на аккаунте. Если первая публикация размещена несколько недель назад, но при просмотре информацию об аккаунте путем нажатия на его имя, мы обнаружим, что аккаунт создан уже несколько лет назад, то данный факт должен вызвать подозрения. Также при осмотре дальнейшей информации необходимо обратить внимание на местоположение аккаунта, на мошеннических аккаунтах оно как правило отсутствует.
В тоже время следует обратить внимание, на раздел «Отметки», если там абсолютно пусто, данный факт указывает на то, что реальные покупатели ни разу не отметили данный магазин у себя в публикациях, несмотря на то, что аккаунт имеет большое количество подписчиков.
Одним из более явных факторов того, что магазин является мошенническим то, что при просмотре публикаций магазина мы не найдем ни одного комментария, а также то, что комментарии к публикациям вовсе ограничены.
В ходе общения администратор аккаунта сообщает вам, что оплата производится только посредством банковской платежной карты, в тоже время предоставляет ссылку якобы для оплаты товара, где будет предложено ввести реквизиты банковской платежной карты, при таком развитии событий необходимо сразу завершить переписку, т.к. в ходе дальнейшего общения администратор всячески попытается оправдать данный способ оплаты и найти множество причин, в связи с чем оплата производится только в таком порядке.
Также в ходе общения вы можете уточнить, имеются ли у магазина офлайн-точки, где можно физически ознакомится с товаром, узнать у продавца контактные данные или юридический адрес организации. Зачастую после перечня данных вопросов администратор, который ведет с вами переписку перестает отвечать на сообщения.
Особенно следует обратить внимание, что пик активности кибермошенников приходится на предпраздничные дни. Для них это самое прибыльное время: десятки людей просматривают сайты в поисках нужных подарков.
Обходите стороной предложения в Инстаграм о продаже товаров по “самым привлекательным ценам”, не верьте броским заявлениям, что это якобы “секретная распродажа” или “эксклюзивные поставки прямиком от производителя”, не вводите конфиденциальные данные на подозрительных сайтах.
Людей и вправду всегда интересуют товары по низкой цене или акционные предложения. Но не ведитесь на эту удочку в Инстаграм, где мошенники вовсю пытаются сыграть на ваших чувствах и желании сэкономить.
Звонки со стороны «службы поддержки» сотового оператора
Злоумышленники представляются сотрудниками технической поддержки сотового оператора связи и под различными предлогами (продление срока действия сим-карты, несвоевременная оплата счета, случайная блокировка абонентского номера технической службой, сбой в работе оборудования) предлагают абоненту либо перевести деньги на указанный ими номер, либо оплатить штраф, либо перезвонить на короткий номер для решения возникшей проблемы или на номер телефона, на котором будет включен автоответчик с «рекомендацией», какие действия предпринять абоненту в дальнейшем.
Следует отметить, что злоумышленники могут потребовать жертву установить неизвестные приложения, указать свои паспортные данные, перейти по ссылке или, наоборот, пугают пользователей тем, что их паспортными данными уже якобы кто-то завладел и оформил рассрочку или кредит.
Мошенники используют следующие манипуляции:
«Необходимость обновить приложение мобильного оператора» – это делается для того, чтобы побудить скачать вредоносное программное обеспечение или приложение для удаленного доступа к вашему телефону (по ссылке, в том числе в мессенджере), что позволит злоумышленникам получить доступ к данным, хранящимся в телефоне (личные данные, логины, пароли доступов к банковским приложениям);
«Проведение опроса удовлетворенности работой оператора, ответьте на вопросы, наберите ряд символов на клавиатуре, введите предоставленный пароль» – такая просьба от злоумышленников позволит получить удаленный доступ к системам самообслуживания;
«Срочно, важно, быстро, немедленно, оперативно» – такими словами вас подталкивают выполнить требования мошенников, создав иллюзию ограниченности времени для принятия решений.
Что важно знать:
Сотрудники мобильных операторов не звонят абонентам с использованием мессенджеров, не используют номера иностранных операторов, не требуют изменить пароли под диктовку;
Уточнение персональных данных никогда не происходит по телефону (например, с помощью фото паспорта) и может быть произведено только при личном посещении офисов мобильного оператора;
Чтобы исключить данный вид мошенничества, необходимо помнить, что операторы сотовой связи всегда приглашают абонента в фирменный центр продаж своих услуг в целях решения всех возникших проблемных вопросов.