Семинар-тренинг “Контрольно-оценочная деятельность учителя как необходимое условие управления качеством образования”

Семинар-тренинг
“Контрольно-оценочная деятельность учителя как необходимое условие управления качеством образования”

Дата проведения: 3.11.2011 года
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и психологических принципов организации контрольно-оценочной деятельности
Задачи:
1. Изучить дидактические требования к организации контрольно- оценочной деятельности учителя;
2. Раскрыть роль процесса оценивания в повышении уровня учебной мотивации;
3. Рассмотреть психологические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности учителя;
4. Проанализировать результативность применения методов и приемов контроля усвоения знаний учащихся педагогами гимназии;
5. Выработать рекомендации по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний;

План проведения:
I. Теоретическая часть
1. Нормативно-правовое обеспечение организации контрольно-оценочной деятельности
2. Разделение понятий “оценка” и “отметка”
3. Сущность контроля как процедуры проверки и оценки учебных достижений учащихся
4. Функции оценки и их реализация
5. Психологические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности учителя
II. Практическая часть
1. Анализ результатов проведения дня ДРК по проблеме “Контрольно-оценочная деятельность на уроке”
2. Тренинг “Активизирующая оценка как основание контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся”
3. Работа проблемных групп:
– “Приоритетная функция оценивания на протяжении четверти” (кафедра естественно-математических дисциплин)
– “Эффективная организация поурочного контроля как средство повышения познавательной активности учащихся” (кафедра иностранных языков)
– “Объективность отметок промежуточной аттестации как грамотной контрольно-оценочной сдеятельности учителя” (МО учителей начальных классов)
– “Влияние стиля работы учителя на оценочную деятельность” (кафедра общественно-гуманитарных дисциплин”
4. Выявление типичных субъективных ошибок при осуществлении контрольно-оценочной деятельности (работа в группах)
5. Выработка рекомендации по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний (работа в группах)
Литература:
1. Интегральная система контрольно-оценочной деятельности в УВП начальных классов. Н.А.Кокола “Кіраванне ў адукацыі” № 9/2005
2. Векслер С.И. Требования к современному уроку.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения.
4. Штурбина Н. “И плюс мотивация”. Директор школы № 7/2007
5. Матковская И. Роль мотива в достижении цепи. “Учитель” № 5/2007
6. Контрольно-оценочная деятельность как форма управления саморазвитием личности учащегося. “Кіраванне ў адукацыі” № 4/2007.
7. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности. “Образование в современной школе” № 6/2005.
8. Дудинская Л.В. Контроль и оценка учебной деятельности школьников “Народная асвета” № 9/2007.
9. Дылян Г.Д. Оценка качества образования в деятельности общеобразовательных школ. “Народная асвета” № 1/2002.
10. “Эффективный урок: какой он?”, составительН.И.Прокопенко. “Белый ветер”, 2007

I. “Теоретические и методологические основы организации контрольно-оценочной деятельности учащихся”, заместитель директора по УМР Л.И.Омельянчук
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.
Сегодня на семинаре мы вместе с Вами попробуем еще раз осмыслить проблему оценивания ЗУН учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока.
Начать хотелось бы с основных нормативных документов, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать и умело применять знания на практике.
Прежде всего, это 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, которая была введенаМО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной деятельности учащихся были выделены пять уровней усвоения учебного материала.
Идея не новая. Еще в 18 веке М.Ломоносов предложил критерии, которые включали в себя все, что учеником сделано или упущено, усвоено или не совсем и обозначались они следующим образом:
ВИ – все исполнено;
НУ – не знал урока;
НЧУ – не знал части урока;
ЗУНТ – знал урок не твердо;
НЗ – не знал задачи;
ВИЗ – все исполнил с избытком.
Вы видите, что есть определенное сходство с пятью уровнями нынешней 10-балки:
1-2 – низкий уровень;
3-4 – удовлетворительный;
5-6 – средний;
7-8 – достаточный;
9-10 – высокий.
В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников, осуществления единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся в начале нынешнего учебного года были изданы НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам в новой редакции.
Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключеныслучаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.
Неслучайно сегодня эпиграфом семинара я выбрала слова Е.Ильина: “В оценке зачастую мало педагогики и много власти”.
Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много.Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы с вами уточнили понятия: “Оценка” и “Отметка” т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.
Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.
Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего – либо;
Отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.
Согласно нормативному документу:
Оценка – развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Оценить – значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.
Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка – это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.
Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.
Обычно учителями используются следующие формы оценки:
-многочисленные “малые формы оценки” в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;
– краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
– отметки, с помощью которых по десятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;
– общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных заведений и т. п.
Сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях
Смысл комментирования отметок заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.
Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?

  • Вид контроля
  • Цель
  • Сроки проведения
  • Как провести?
  • Что должно проверяться?

РАБОТА В ГРУППАХ
Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый.
Текущий контроль – подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.
Периодический контроль – проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.
Итоговый контроль – производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ ЕЩЕ?

  • что должно проверяться
  • кто должен опрашиваться
  • какой ожидается эффект от проведения проверки
  • какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки

Отановимся подробнее на вопросе: Что оценивать во время проведения поурочного
1.Уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы:

  • распознавание,
  • воспроизведение учебного материала,
  • владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях

2.

  • полноту
  • осознанность
  • системность
  • прочность
  • мобильность знаний
  • степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задачм

3.

  • процесс учебной деятельности учащихся
  • познавательные и общеучебные умения
  • использование рациональных способов выполнения заданий
  • проявление интереса к учению
  • стремление к достижению поставленной цели
  • индивидуальные и личностные качества
  • предыдущие достижения

и тематического контроля
учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.
ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ
– определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой
– обнаружение достижений и успехов учащихся
– указание путей совершенствования, углубления знаний, умений
– создание условий для включения школьников в активную деятельность
– обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
– воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся многофункциональна. Сколько функций имеет данная система? (5 функций)
РАБОТА В ГРУППАХ
Насколько успешно реализуется 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся покажет предложенное задание Название функций и толкование разделены.
1. Соотнести. Определите как можно реализовать на уроке.

Образовательная функция
Сущность:
Использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается в ориентации учителя на активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся
Реализация:

  • осуществление оперативной обратной связи;
  • самооценка, саморегуляция собственной деятельности учащихся, взаимооценка, взаимоконтроль;
  • цель урока, отражает дифференцированный подход к обучению (в основе – “Типология разноуровневых заданий в соответствии с требованиями 10б системы).
  • выделение типичных ошибок
  • комментирование отметок (по “Нормам…”),
  • использование различных форм контроля.
  • создание ситуаций для повышения мотивации учения
  • наличие”эталона”, к которому должны стремиться ученики.
Контролирующая функция
Сущность:
Объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся
Реализация:

  • Качественная проверка(соответствие требованиям программы, уровню) выполненных во время урока заданий
  • Качественное ведение рабочих тетрадей, проверка домашних заданий (соответствие отметки нормам оценивания).
  • Систематичность контроля, своевременность обработки информации и доведения её до сведения обучаемых, использование данных для построения урока.
  • Грамотное составление и содержаниеразноуровневых заданий.
  • Использование различных видов контроля;
  • Включение учащихся в оценочную деятельность;
  • Аттестация учащихся.
Диагностическая функция
Сущность:
Анализ, оперативное регулирование и коррекция образовательного процесса и учебной деятельности
Реализация:

  • Подведение итогов урока и перспектива(выходной тест-самопроверка-д. з.-проверка учителем-следующ.урок)
  • Ранжирование вопросов, заданий, дидактических тестов, других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности;
  • Анализ учебных достижений каждого ученика с целью дальнейшей коррекции его учебной деятельности.
Стимулирующая функция
Сущность:
установление динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств личности на всех этапах учебной деятельности. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом.
Реализация:

  • объяснение критериев оценки;
  • разумные требования;
  • принцип открытых перспектив (можно исправить свою отметку);
  • вселение успеха (при контроле движение от простого к сложному);
  • частота контроля (чем чаще контроль, тем эффективнее управление);
  • оценка (вербальная) положительных достижений коллектива вообще и отдельных учащихся индивидуально, заключается в феномене положительного оценивания “вложенного труда”
Социальная функция
Сущность:
дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся , учёт их индивидуальных возможностей и потребностей. Предполагает, что способствует достижению определенного уровня образования в соответствии с образовательными стандартами и социальным заказом общества и государства.
Реализация:

  • оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к оценке процесса и результатов учебной деятельной ученика;
  • объективная оценка учебных достижений учащихся
  • реализация возможных мер подхода к слабоуспевающим;
  • работа с одарёнными и способными учащимися.
  • создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от оценивания ученика;
  • укрепление статуса ученика в образовательном пространстве и социуме.

Среди признаков, характеризующих работу учителей, которые добились наибольших успехов в обучении, можно выделить следующие: предъявлялись высокие требования, выполнение которых последовательно контролировалось и оценивалось; умело использовались оценки и отметки в целях развития личности учащихся.
К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся: (по страницам учебника)
– великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания;
– перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку):
– оценка по настроению;
– отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);
– центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок., например, не ставить единиц, двоек и десяток);
– неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);
– близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);
– ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);
– перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
– завышение и занижение отметок и др.
Что же касается я предлагаю, посмотреть, какие проблемы есть у нас с вами и как мы можем решать их впоследствии.
У нас работало 4 проблемных группах:
1 группа – “Приоритетная функция оценивания на протяжении учебной четверти”. Рук-ль:
2 группа – “Эффективная организация поурочного контроля как средство повышения познавательной активности учащихся”. Рук-ль:
3 группа – “Влияние стиля работы учителя на оценочную деятельность”. Рук-ль:
4 группа “Объективность отметок промежуточной аттестации как следствие грамотной КОД учителя”. Рук-ль:
Выставляя оценку, хочется, чтобы главное – это не мнение коллег, администрации, диагностика мониторинговых исследований. Думайте: что я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой “Требования к знаниям и умением учащихся”. Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
2. Алгоритм организации проверки – Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.
Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
5. Оценки выставляются за:
– устные ответы при индивидуальной проверке,
” за выполнение практической работы,
” при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,
” за исправления, дополнения ответов другими учащимися,
” за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.
6. Что проверять?
” Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
” Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
” При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания
7. Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка.
8. Оценка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чемположительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание
9. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.
10. При анализе ответа учитель определяет:
” все ли изложил ученик,
” сколько ошибок было, какие это были ошибки,
” какие были сделаны неточности,
” правильно ли понят учебный материал,
” знает ли ученик определение понятий,
” умеет ли объяснять связи и зависимости,
” дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
” умеет ли выделять главное,
” оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
” логично, последовательно излагать материал.
” насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
” нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.
” умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им
11. Выставление отметок в дневник – обязанность учителя.
12. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму
13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
15. Проверка имеет обучающее значение – обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ
17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
18. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым “Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи” объёмом работы.
19. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
20. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
21. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
22. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необективным отметкам за четверть, год.
23. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей “обратной связи”.
24. Ваши ученики “выиграют”, если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
25. Ожидание опроса и сам опрос – ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
26. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
27. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
28. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
29. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

П А М Я Т К А
по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

Нельзя выставлять отрицательную оценку:
1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
2. Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.
3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
9. Если у учащегося стоит “незакрытая” неудовлетворительная оценка по данному предмету.
10. При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

качественный анализ “+”
  • мы готовы помочь ученикам, которые долго не успевают по предмету, признавая за ними право на улучшение результата;
  • мы осознаём необходимость показать динамику учебных достижений ученика в сравнении с ним самим “вчерашним”;
  • мы готовы похвалить учеников во время работы, поддержать их во время ответа;
  • мы не всегда сразу поставим “неуд.” за невыученный урок, скорее всего, попробуем войти в положение ученика, дать ему шанс реабилитироваться на следующем уроке.
качественный анализ “-“
  • всё равно иногда позволяем себе сравнить учеников по успеваемости, добиваясь таким сомнительным способом воспитательного эффекта;
  • не используем стимулирующую функцию 10-балльной системы оценивания, придерживаясь мнения, что отметка должна быть заработана;
  • не всегда готовы учесть нестандартные способы решения, а ведь это развитие творческих способностей учеников, так можно совсем отбить охоту мыслить нестандартно;
  • не находим времени поговорить сученикам об их успеваемости индивидуально, забывая, что перед нами не просто объекты учебно-педагогического действия, а живые люди, со своими переживаниями и проблемами;
  • почему-то не все согласились с тем, что комментарий отметок обязателен.

 

Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:

– Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают “чудес”. Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.
– Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.
– Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.
Фактом является то, что нет единого мерила установления знаний учащихся. В то время как в математике выявление знаний во многих случаях приближается к “замеру”, в случаях с сочинением, рассказом стихотворений и т.д. возрастает степень ” оценочной прикидки”. Простое воспроизведение знаний и использование навыков можно при нормальных условиях работы учителя проследить с большей объективностью, чем степень выражения творческих способностей. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует а не тормозит развитие школьников.
Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика:
– если он понял, что от него требуют;
– если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;
– если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.
Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.
Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.

Мультимедийная презентация
“ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учителя НА УРОКЕ”

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя
Подготовила педагог-психолог ГУО “Гимназия г.Пружаны” Е.Н.Снопкова

Травмирующее влияние оценки
Один известный педагог писал: “Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения”.
Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, – это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка
Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.
Остановлюсь на этом подробнее.
Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.).
И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым – тем самым формируется высокая самооценка.
Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения – это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремится им стать. Однако если учитель – сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего – то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности
Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе – это страх проверки знаний.
Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка.
Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: “Тебе что, больше всех надо”, – говорят ему одноклассники; “Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую” – говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное – цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные – лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного уровня? Но нельзя образовывать не воспитывая. Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей (см. тест “Направленность на отметку”, “Направленность на приобретение знаний”).
И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.
Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен 
О чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? – об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? – об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? – отметки.
Отметки превратились в некий язык, понятный всем. Там, где от них отказались, родители часто жалуются, что им трудно понять требования педагога и представить себе уровень достижения ребенка. Казалось бы, в качестве средства коммуникации отметка имеет немало положительных качеств. С другой стороны, такое упрощение грозит потерей основного смысла общения родителей и педагога, предполагающего взаимопомощь в воспитании ребенка.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в ваших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.
Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.
Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.
Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:
– при оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к Вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
– существует так называемый “эффект ореола”. Например ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды моет в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную, можно просто использовать простое правило: при оценивания сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподноситься критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: “Ты глупый, ты лентяй”). Оценивается только действие, а не личность: “Ты поленился”.
Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, то есть, что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: “У тебя обязательно получится”, “Я в тебя верю” – такие слова педагога способны совершить переворот в душе ученика.
Необходимо хвалить учащегося. Похвала должна возникать спонтанно, её не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресована.
Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: “Я не хуже других!”.
Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу.
Когда нельзя ставить отрицательные отметки:
– нельзя наказывать отметкой (ставится “2” за плохое поведение);
– если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
– если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.
Психологические аспекты оценивания
Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.
Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:
А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
Б) Существует так называемый “эффект ореола”. Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: “Ты глупый, ты лентяй”). Оценивается только действие, а не личность: не “Ты лентяй”, а “Ты поленился” (Чувствуете разницу?)
Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: “У тебя обязательно получится”, “Я верю в тебя” – такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.
Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.
Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: “И я не хуже других!”
Извлекайте максимум стимулов из ошибок: “Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений”. Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку.
Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу.
Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы.
Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).
Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.
Различия между оценкой и отметкой
Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка – результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).
Функции отметки: 
– контролирующая (на каком уровне усвоен материал);
– стимулирующая
– констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);
– уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал);
– карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
– регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).
Новые формы оценивания знаний
На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
Из этого вытекают три функции учителя нового типа :
1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.
Давайте попробуем ответить на вопрос: какие есть способы стимулирования школьной отметки. 
Педагоги ищут способы повышения стимулирующей роли 10-балльной шкалы
Цифровая балльная система дополняется словесной.
Выставление отметок в дневнике, которое сопровождается записью, адресованной родителям.
Опора на коммуникативный мотив и усиление коммуникативного воздействия.
Использование экранов успеваемости.
Организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку “лучше” или “хуже”. Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся проигрывает в соревновании, даже если при этом остается отличником. Слабый выигрывает, когда начинает работать лучше. В этом соревновании все обучаемые находятся в одинаковых условиях. Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости.
Заключение
Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное , именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.
Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования .
Кроме этого если:
– процессы итогового оценивания и выставления текущих отметок будут разделены, что поможет искоренению “процентомании”;
– при текущем контроле будут созданы комфортные для ученика, преодолен его страх перед негативной отметкой, что позитивно скажется на мотивации, самоуважении, ответственности выпускника;
– при текущем контроле будет поощряться прежде всего продвижение в становлении компетенции личности учащимся будут заранее предъявляться “открытые” требования к оцениванию выполняемых ими заданий и критерии оценивания;
– в содержание обучения будут включены методы самоконтроля и самооценивания учеником своих результатов по критериям, выработанным совместно с учителем и остальными учащимися;
– процедуры текущей и итоговой аттестации будут адекватными технологии единого экзамена, аттестации и сертификации знаний выпускника
Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умение и самооценки учащихся
Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году, показывает диапазон навыков и умений.
Мы приподняли только небольшой пласт данной проблемы. Я благодарю всех, кто принял участие в подготовке данного семинара, своих коллег, учителей, выступивших на сегодняшнем семинаре, принявших участие в обсуждении, всех кого эта тема не оставила равнодушным. Спасибо за внимание. Спасибо , что вы, уважаемые коллеги пришли поучаствовать.

Добавить комментарий