Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения детей и подростков

1. Работа с детьми и подростками, допускающими отклонения от норм поведения

Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному ребенку необходим строго индивидуальный подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью.

Следует выделить четыре группы педагогически запущенных детей.

Первая группа. Дети и подростки, впервые совершившие проступок, или называемые «случайные нарушители». Их предшествующее поведение характеризуется обычно равнодушным отношением к учебной деятельности по нескольким предметам, грубостью по отношению к своим сверстникам, проявлением лживости. Чаще всего поступок они совершают под влиянием внезапно возникшей конфликтной или иной неблагоприятной жизненной ситуации. Это связано с тем, что обычно «случайные» нарушители либо постоянно находились под жестким контролем, либо воспитывались в семье, где отношения построены на лживости и взаимной грубости, или в школе, где они учатся, из-за трудности в учении сложилась конфликтная ситуация.

 Таких подростков необходимо обязательно включить в деятельность коллектива класса, внеклассных и внешкольных профильных объединений с учетом их интересов и способностей, постепенно усложняя характер даваемых им поручений (от исполнителя к организатору);

 Воспитательная работа с такими подростками строится на положительных примерах (из литературы, кино, жизни), разъяснении ошибочности их поведения и его последствий;

 Следует им помочь в подготовке к урокам (при необходимости организовать специальные занятия во внеучебное время);

 Надо установить постоянный контроль за такими подростками, но он не должен быть жестоким;

 Важно помочь подросткам найти друзей, соответствующих их темпераменту и способных на них положительно воздействовать.

Вторая группа. Подростки, впервые совершившие правонарушения, которые являются случайными с точки зрения повода и ситуации, но ранее уже имевшие отклонения от норм поведения (побег из дома, курение, драка, употребление спиртных напитков). Они равнодушно относятся к учебной деятельности, среди этих подростков наблюдается систематическая неуспеваемость по нескольким предметам.

 С такими подростками следует начинать работу с установления жесткого систематического контроля со стороны взрослых;

 Необходимо обеспечение постоянного положительного влияния посредством подбора общественного воспитателя, который должен особое внимание сосредоточить на повышении роли коллектива, где учится подросток, и определении содержания досуговой деятельности последнего;

 Надо поощрять положительные моменты в поведении педагогически запущенных подростков, постоянно держать в поле зрения все виды связей подростков с микросредой.

Третья группа. Подростки, совершившие правонарушения, которые обусловлены их общей нравственной деформацией (грубые систематические нарушения дисциплины в школе и вне ее, лживость, употребление спиртных напитков, курение, драки, грубость, жестокость). Это связано с тем, что у них сформирован определенный стереотип асоциального поведения. Чаще всего они являются активными участниками асоциальных неформальных групп подростков.

 С такими подростками необходимо построить работу таким образом, чтобы контроль за их выполнением общественных норм был не только жестким и систематическим, но и всесторонним;

 Их надо изолировать от отрицательного влияния группы с асоциальным поведением на основе включения в общение с теми объединениями подростков, для которых характерно ярко выраженная, общественная, ценная деятельность;

 Общественным воспитателям надо бывать чаще с подшефным подростком в его свободное время;

 Поощрять подростков следует только тогда, когда данное ему общественно- полезное поручение выполнено до конца.

Четвертая группа. Подростки, характеризующиеся устойчивой антиобщественной

направленностью. К их числу относятся те подростки, которые уже неоднократно совершали проступки и имеют определенное наказание. У этого типа подростков наибольшая деформация нравственных устоев. Они обычно не хотят учиться, уклоняются от работы. Нередко они являются руководителями подростковых группировок антисоциального типа. С ними трудно сразу установить контакт. Они грубы, возводят между собой и воспитателями барьер недоверия и даже враждебности.

 Каждому воспитателю надо быть долее настойчивым в перестройке его отношения к себе. Целеустремленность, принципиальность, чуткость и тактичность воспитания, должны помочь подростку почувствовать необходимость общения с наставником;

 Необходим систематический, всесторонний контроль за деятельностью подростка, за кругом его общения;

 С начального этапа воспитательной работы надо добиваться, чтобы подросток

накапливал положительный опыт;

 Если же он не поддается воспитательному воздействию со стороны всех

организаторов воспитательной работы с ним, то следует поставить вопрос о его

направлении в специальное учебное учреждение.

2. Социально-психокоррегирующие мероприятия с подростками с патологическим отклоняющимся поведением.

Данную работу необходимо проводить с учетом характерологических особенностей

подростка, с учетом ведущего «радикала» характера.

В беседе с подростками возбудимого и злопамятного склада личности, необходимо обращать их внимание на социально положительные черты характера (бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивая, что именно это поможет способствовать их жизненному благополучию, (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с подростками в таком плане окажется эффективным, так как именно эти проблемы наиболее важны для людей такого склада характера. Следует также помнить, что свойственная им эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний приводят к тяжелым конфликтным ситуациям и противоправным действиям. В результате они оказываются в социальной изоляции.

Для подростков с недостаточной устойчивой ЦНС характерны эмоциональная

взрывчатость, не умение управлять собой в конфликтных ситуациях, что часто ведет к

правонарушениям. Указывая на эти личностные особенности, следует ориентировать подростка на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для них. Существенным для подростков первой и второй групп может оказаться и медикаментозное лечение успокаивающими препаратами, которые может назначить только детский и подростковый врач-психиатр.

Внимание в работе с неустойчивыми в поведении подростками должно быть направлено на организацию неослабного контроля за учебными и другими видами их деятельности. Обращение к морально-этическим ценностям далеко не всегда приводят к положительным результатам – их почти невозможно переубедить, но можно принудить.

Только создание четкой и постоянной системы наблюдения за подростком приведет к улучшению поведения. Требовательное, порой даже жесткое руководство таким подростком, переносится им достаточно спокойно, без возникновения характерологических реакций активного протеста.

В беседах с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности, следует помнить, что они чаще всего являются лидерами и организаторами группы. Направляя подростков на социально одобряемые формы проявления активности ( а именно эта потребность наиболее типична для таких подростков), необходимо показать, что только отказ от противоправного поведения может обеспечить разумную реализацию их кипучей энергии.

Учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания демонстративных подростков,

им следует разъяснить, что удовлетворение этих желаний возможно, например, при занятии творчеством. Важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющего поведения (желание быть неординарным, необычным). В беседе целесообразно не оказать «грубого» давления, а использовать живые, яркие примеры, образные сравнения. А в некоторых случаях можно и несколько преувеличить тяжесть последующего наказания, учитывая трусливость субъектов.

Реабилитационная и коррекционная работа с подростками «необщительного» типа

(замкнутые) связана со значительными трудностями, так как эти подростки малообщительны, формальны в беседах не допускают вмешательства в свой внутренний мир. В беседе с такими подростками не допустимо грубое воздействие, которое часто приводит к активным выражениям протеста. Часто оказывается целесообразной смена воспитателя, педагога, инспектора, так как без эмоционального контакта результаты будут минимальны. В таких случаях необходимо действовать через лиц, которым симпатизируют подростки этого типа.

Кроме индивидуальной коррекционной работы с подростками, имеющими признаки

патологического отклоняющегося поведения, необходимы и общемедицинские мероприятия с участием детских и подростковых врачей-психиатров. В число таких мероприятий можно включить следующее:

 консультативный осмотр специалиста из инспекции по делам несовершеннолетних с целью выделения групп подростков, нуждающихся в специализированной помощи;

 проведение медикаментозного и психотерапевтического лечения подростков с

патологическим отклоняющимся поведением в поликлинических условиях, а при

необходимости – и в больнице;

 проведение разъяснительно-пропагандистской работы среди подростков.

 

Как вести себя с «трудным» ребенком?

Каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой

«трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у

родителей.

Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает

несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.

1. делинквентное поведение – направленное на нарушение социально-нравственных

норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального

поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона.

2. аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности

(токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная

зависимость).

3. скрытые формы неблагополучия ребенка – пассивное поведение, повышенная

тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания

педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.

Самая сложная задача педагога и родителя – найти ключик к пониманию трудного ребенка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.

 

Как вести себя с агрессивным ребенком?

1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубляет проблему.

2. Санкция должна соответствовать поступку.

3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте

агрессивные методы воспитания.

4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).

5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.

6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.

7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.

8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих

ребенка.

9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.

10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.

11. Дайте понять ребенку, что он любим.

 

Как вести себя с конфликтным ребенком?

1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не

выносите приговор).

2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.

3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.

4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за

поведением ссорящихся.

5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка.

6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

 

Как вести себя с тревожным ребенком?

1. Выясните причину тревожности.

2. Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.

3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.

4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка.

5. Не используйте ребенка в качестве инструмента реализации собственных

нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.

6. Если необходимо, обратитесь с ребенком к специалисту, но не акцентируйте постоянно

внимание на имеющейся у ребенка проблеме.

7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас.

 

Как вести себя с застенчивым ребенком?

1. Не давите на ребенка собственным авторитетом.

2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.

3. Отмечайте успехи, пусть даже они незначительны.

4. Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.

5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

6. Аппелируйте к мнению ребенка, спрашивайте у него совета.

7. Старайтесь повысить уровень его самооценки.

8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте

внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.

9. Наметьте совместный план действий с ребенком и другими взрослыми близкими

ребенку.

10. Не отвергайте ребенка и не разочаровывайтесь в нем, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребенок мог стать объектом насмешек.

 

Как вести себя с упрямым ребенком?

1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании

правого полушария у детей очень часто развито упрямство.

2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребенка жертвой собственных

конфликтов.

3. Не объявляйте борьбу упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка? Ищите источник

стресса. Поймите ребенка и проявите чуткость.

4. Переключите упрямство ребенка на что-то вu1079 захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.

5. Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это

может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

 

Как вести себя с аутичным ребенком?

1. Старайтесь вызвать у ребенка потребность эмоционально общения со всеми

окружающими и научить испытывать радость от него.

2. Дозируйте общение с ребенком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедене с

собой.

3. Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по

назначению.

4. Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.

5. Заинтересуйте ролевыми играми.

6. Учите замене монологов диалогами.

7. Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребенок испытывает

страх.

8. Не говорите в присутствии ребенка о его поступках, которые вас раздражают.

9. В момент агрессии переключайте внимание ребенка в позитивное русло.

10. Дозируйте все новое в разумных пределах.

11. Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребенком целенаправленной и

своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.

 

Как вести себя с нервным ребенком?

1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.

2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребенка, не управляйте ребенком, словно

роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте чувства ревности к другим детям.

3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечным «нельзя» и «можно».

4. Создайте ребенку психологический комфорт и все время помните, что вы – пример для

подражания.

5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребенку.

6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя

ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять

достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо

предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления

написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.

7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого,а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

 

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Гиперактивность диагностируется, если ребенок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если

что-нибудь делает, то с шумом.

1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.

2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребенка. Продумайте вместе с ним

режим дня и стремитесь следовать ему.

3. Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребенка в

целенаправленную деятельность (чтение, рисование).

4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.

5. Лучшие друзья гиперактивного ребенка – противоположные ему по темпераменту и

складу характера.

6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребенка, ограничьте шумные компании.

7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплескивайте на ребенка свои. Спрячьте

поглубже раздражение и ярость.

8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и

телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима

вынужденная неподвижность.

Добавить комментарий