Типичные ошибки | Интерпретация ошибки |
Содержательные | |
Мероприятия носят поучительно-назидательный, директивный характер | Говоря учащимся, что в определенных ситуациях нужно поступать «только так, а не иначе», мы не создаем для них ситуаций выбора, следовательно, не учим их думать. Поэтому, оказавшись в проблемной ситуации, ребенок дезориентируется и часто выбирает неправильный вариант ее решения |
Запугивающий характер проводимых воспитательных занятий | Проводя занятие по принципу «если — то» (например, «Если ты будешь рисовать на стенах зданий, то твоим родителям придется заплатить большой штраф»), мы не учим учащихся оценивать последствия принятых решений, совершенных поступков и прочее, как для самого ребенка, его семьи, так и для окружающего его социума |
Демонстрация отрицательных образцов поведения (педагог «рисует» портрет курильщика, наркомана и т. п.) | Целесообразно сместить акцент внимания школьников с негативных образцов поведения человека на образцы нравственно-правового поведения; показать эти образцы на примере художественной литературы, кино, реальной жизни |
Предъявление учащимся информации, содержательно насыщенной, изобилующей цифрами | Такая информация тяжело воспринимается детьми, усваивается частично, быстро забывается. Один из вариантов решения — проблемное представление информации, организация поиска информации самими детьми |
Преобладание словесных методов воспитания нравственно-правового поведения | Информирование (беседы, рассказы) о необходимости соблюдения норм и правил поведения не всегда способствует правильному поведению учащихся |
Многократное упражнение в правопослушном поведении | Обучение нормам поведения, которое сводится к множественным однотипным повторам, не достигнет поставленной цели, так как не затрагивает эмоциональную, рефлексивную, мотивационную сферу личности ребенка |
Формирование педагогом в классном коллективе отрицательного отношения к личности ребенка с девиантным поведением | Оценивается личность, а не поступок, который ею совершен; в результате в детском коллективе учителем создается атмосфера неприязни, недоверия к трудному ребенку, который «выдавливается» из коллектива
|
Организационные | |
Учащимся предлагается большое количество разнообразных мероприятий профилактической направленности | Наблюдается подмена активности детей с девиантным поведением активностью учителя. Поскольку мероприятия предлагаются, инициируются взрослым, часто допускаются следующие ошибки:
шаблонная форма проведения (вопросно-ответная, мероприятие напоминает урок) • не сформирована мотивация к работе: зачем, с какой целью проводится мероприятие; • в проведении мероприятия задействованы отдельные учащиеся класса |
Вовлечение (чаще всего механическое) детей с девиантным поведением в организуемую деятельность | Присутствие в деятельности, пассивная активность не ориентируют ребенка на изменение поведения, необходима мотивированность на участие в организованной деятельности, ее внутреннее принятие. Механическое включение ребенка в занятие дает нулевой воспитательный эффект |
Привлечение к проведению профилактических мероприятий специалистов-профессионалов (врачей-наркологов, инспекторов по делам несовершеннолетних и др.) | Часто информация, предлагаемая учащимся специалистами, не адаптирована к их возрасту. В беседе специалисты оперируют профессиональной терминологией, приводят примеры, малопонятные школьникам |
Организация профилактической работы с ребенком, не вступая в контакт с семьей | Родители — основные партнеры, союзники педагога в любой работе, без их помощи и поддержки педагог не сможет получить качественный результат, к которому стремится |
Организация работы по принципу «ненормативное поведение, плохой поступок — немедленное, быстрое реагирование (беседа, поучение, требование и пр.)» | Необходимо сменить направление организации превентивной работы: идти не от поступка к его исправлению, а от предупредительных мер к нормативному поведению ребенка |
Ориентация на быстрые и кардинальные перемены в поведении ребенка | Проведя несколько бесед, воспитательных занятий, нельзя изменить, блокировать ненормативное поведение ребенка. Необходимо помнить, что воспитательный процесс длителен во времени и его результативность может проявиться спустя годы |
Установка на правопослушное поведение | Негласное соглашение между учителем и учеником «не мешать друг другу» в стенах школы выводит совершение правонарушений за ее пределы, но не решает проблему отклоняющегося поведения в целом |
Антистимулирование (Л. Ю. Гордин), методика негативного стимулирования (И. А. Невский), т. е. исключение педагогически запущенного школьника из всех видов общественно полезной деятельности и общения, кроме учебной | В результате чувство озлобленности, недоверия ребенка нарастает, ярлык «трудный» подталкивает к совершению ненормативных поступков |
Подавление внешних проявлений трудновоспитуемости | Нельзя добиться нормативного поведения, не организовав работу по устранению причин, вызывающих трудновоспитуемость |
Учитель (самостоятельно) пытается исправить поведение ребенка | В профилактической (коррекционной) работе с трудными учащимися важно использовать воспитательные возможности детского коллектива |