Урок, содействующий здоровью
С 18 по 22 февраля 2013 года проводилась панорама открытых уроков по теме «Урок, содействующий здоровью». Были проведены открытые уроки педагогами всех предметных кафедр и МО:
ФИО учителя | Тема урока |
Шершунович Н.В. | Урок химии в 7 классе по теме: «Ряд активности металлов» |
Алишевич О.И. | Урок литературного чтенияв 4 классе по теме:«Г.Скребицкий «День рождения» |
Шопик В.В. | Урок музыки в 3 классе по теме:«Регистровое и тембровое развитие музыки» |
Казак В.В. | Урок английского языкав 6 классе по теме:«Еда» |
Каменева Т.Н. | Факультативное занятие по математике в 3 классе по теме:«Решение задач с помощью раскрашивания» |
Шопик Василий Васильевич, учитель музыки высшей категории
Урок музыки в 3 классе
21 февраля 2013г.
Тема: Регистровое и тембровое развитие музыки
Цель урока: формирование представлений о регистровом и тембровом развитии музыки.
Задачи урока:
– создать условия для изучения и первичного закрепления понятий о тембрах голосов, тембрах и регистрах инструментов; формирование умений осуществлять развитие музыки с помощью различных тембров инструментов;
– организовать деятельность учащихся по формированию умений следить за регистровым и тембровым развитием музыки и отображать его с помощью пластического и словесного моделирования;
– создать условия для воспитания чувства доброжелательности, дружелюбия, добиваться эмоциональной отзывчивости.
Оборудование урока:
– баян;
– набор музыкальных инструментов;
– мультимедийная установка;
– компьютер для просмотра презентации, слушания музыки
Наглядные пособия:
– карточки с изображениями музыкальных инструментов;
– презентация
Используемый музыкальный репертуар:
1. Э. Григ «Свадебный день в Трольхаугене»
2. Э. Григ «В пещере горного короля»
3. А. Преслёнов «Медведь и комар»
4. б. н. п. «Перапелачка»
5. ВИА «Песняры» «Перапелачка»
ХОД УРОКА
І. Организационно-мотивационный момент.
Вход детей в зал под музыку Э. Грига «Свадебный день в Трольхаугене»
Музыкальное приветствие «Здравствуйте»
Учитель: Ребята, вы вошли в класс под музыку известного вам композитора Эдварда Грига «Свадебный день в Трольхаугене». А скажите, заметили ли вы, как звучала музыка: изменялась ли динамика звучания? Звучавшие инструменты по тембру, окраске звука были разные?
Я хочу предложить вам небольшую игру. По правилам этой игры вам необходимо закрыть глаза и не подглядывать. Я подойду к кому-нибудь из вас, положу руку ему на плечо. После этого тот ученик, к которому я подошла, должен будет сказать волшебное слово «Музыка». Ваша задача – не открывая глаз сказать, кто из ваших одноклассников сказал волшебное слово.
Игра «Угадай, кто говорит»
Учитель: Молодцы, правильно ответили. А как вы узнали голоса своих друзей? Ведь глаза у вас были закрыты? (ответы детей) Да, ребята, ваши голоса отличаются друг от друга своим тембром. Точно так и в музыке: каждый музыкальный инструмент имеет свой неповторимый тембр. И когда в музыкальном произведении одну и туже музыку, для того, чтобы она звучала красивее, исполняют разные по тембру музыкальные инструменты, то мы говорим о каком развитии музыки? Может, кто-то из вас уже догадался? (предполагаемый ответ: о тембровом). Правильно, о тембровом развитии музыки.
Учитель: Вот вы и назвали тему нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы будем знакомиться с тембровым и регистровым развитием музыки.
ІІ. Основная часть.
Учитель: А в каком знакомом вам музыкальном произведении благодаря разным по окраске звука, по тембру музыкальным инструментам мы понимали суть произведения?
Введение в первый модуль.
Ученики: «В пещере горного короля»
Учитель: Правильно, это отрывок из оперы «Пер Гюнт» Э. Грига «В пещере горного короля». Давайте еще раз прослушаем это произведение и вы ответите мне, какие еще виды музыкального развития, уже известные вам, присутствуют в данном музыкальном произведении.
Решение задач первого модуля.
а)ознакомление с произведением
Слушание произведения
б)анализ
Дети: Изменяется динамика, скорость звучания музыки.
Завершение первого модуля.
Учитель: Давайте вспомним, что такое темп? Динамика? И еще раз скажем, что такое тембр? Выберите нужный вариант ответа.
ТЕМБР сила звука;
ТЕМП окраска звука;
ДИНАМИКА скорость звучания.
Введение во второй модуль.
Учитель: Правильно. А теперь давайте повторим песню «Почему медведь зимой спит», хорошо известную вам. И при исполнении не забудьте с помощью тембров своих голосов показать характер героев этой песни. Как мы будем исполнять те строчки песни, в которых рассказывается о том, что происходит с медведем?
Ученик: Низким голосом.
Учитель: Хорошо. И не забывайте об остановке, о паузе, которая подводит нас к какому-либо неожиданному исходу событий.
Художественное исполнение песни «Почему медведь зимой спит»
Учитель: Молодцы, ребята. А теперь скажите мне, какими бывают звуки по высоте исполнения? (демонстрация на баяне)
Ученик: Высокие, низкие и средние.
Учитель: Правильно. Еще можно сказать, что музыка звучит в высоком, среднем или низком регистре (демонстрация на баяне). А можно ли показать, в каком регистре звучит музыка с помощью движений?
Ученик: Да, можно.
Учитель: Правильно. Давайте попробуем сделать это вместе. Я попрошу вас встать из-за парт. Слушаем музыку и, когда услышим высокие звуки, мы тянем руки вверх (показ учителем), когда низкие – приседаем (показ учителем). Если же звучат звуки средней высоты, то мы будем хлопать в ладоши (показ учителем). Запомнили?
Физкультминутка «Веселая зарядка»
Введение в третий модуль
Учитель: Мы сейчас с вами очень хорошо повеселились и, вместе с тем, выяснили, что все звуки музыки расположены по разным регистрам: высокие звуки – высокий регистр, средние звуки – средний регистр, а низкие звуки – низкий регистр (слова сопровождаются показом звуковысотности).
А теперь я предлагаю вам познакомиться с произведением, в котором развитие музыки происходит с помощью изменения регистра. Вашему вниманию я хочу представить песню «Медведь и комар». Сейчас я спою вам эту песню, вы же внимательно слушайте и следите за текстом, который находится у каждого из вас.
Решение задач третьего модуля.
а) ознакомление с произведением
Художественное исполнение песни учителем
б) анализ произведения
Учитель: Понравилась ли вам песня? Какое настроение вызывает эта песня?
Разучивание песни, подпевание вместе с учителем
Передача детьми характера персонажей
Завершение третьего модуля.
Учитель: Молодцы, ребята. Очень хорошо получилось у вас передать характер песенки. Еще раз вспомним: какое развитие музыки в этой песне: тембровое или регистровое?
Дети: Регистровое.
Введение в четвертый модуль
Учитель: Очень хорошо. Вы знаете, композиторы применяют принцип тембрового и регистрового развития даже в давно известных произведениях. Известный белорусский ансамбль «Песняры» исполняет вариации на тему белорусской народной песни «Перапёлачка».
Вариации – это музыкальное произведение, в которой главная тема звучит с некоторыми изменениями.
Вариации отличаются свободным построением и различными видами музыкального развития. Давайте, прежде чем прослушать вариации, вспомним мелодию песни «Перапёлачка».
Исполнение песни «Перапёлачка» (1 куплет)
Решение задач четвертого модуля
а) ознакомление
Слушание отрывка из произведения ансамбля «Песняры» «Перапелачка»
б) анализ
– Мелодия в вариации все время меняет тембровую окраску. Тембры каких музыкальных инструментов вы узнали?
Ученик (предполагаемые ответы): Дудочка, цимбалы, скрипка.
Учитель: Да, ребята, это скрипка, гусли, жалейка, рожок (слова сопровождаются показом на слайде). А теперь еще одно задание: у вас на столах находятся карточки с изображением музыкальных инструментов, которые присутствуют в произведении «Перапёлачка». Мы еще раз прослушаем произведение, однако так, как будто вы сами исполняете это произведение в оркестре, а я буду дирижером, который управляет этим оркестром. Как только я указываю какому-либо инструменту или группе инструментов «играть», вы встаете со своих мест и поднимаете вверх карточки с музыкальными инструментами. Будьте внимательны.
в) целостное восприятие
Повторное слушание с использование карточек с изображением музыкальных инструментов
А теперь, для того, чтобы поднять настроение друг другу и помечтать о теплом солнечном лете давайте споем песню «Медведь и комар» еще раз. Не забывайте о том, какой регистр и тембр использовать при исполнении этой песни.
Исполнение песни
Завершение шестого модуля
а) подведение итогов
Учитель: Подошел к завершению наш урок.
– О чем мы говорили сегодня на уроке?
– Скажите, что нового сегодня вы узнали?
– Какие виды развития музыки использует композитор для передачи характера персонажей?
Ответы детей
Учитель: Правильно, ребята. Для того чтобы произведение стало более ярким, насыщенным и выразительным, композитор, помимо темпового, динамического и мелодического развития использует при создании своих произведений тембровое и регистровое развитие музыки.
Рефлексия
Учитель: А теперь я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу на уроке. Кто работал хорошо – поднимите вверх карточки со скрипкой, кто удовлетворительно – с цимбалами, а кто считает, что он работал плохо – сидят ровно и опускают вниз головы.
Оценка учителя работы учеников на уроке.
Выход из зала под музыку «Свадебный день в Трольхаугене»
(музыка Э. Грига)
Казак Валентина Васильевна
Урок английского языка в 6 классе
Тема: “Food and health” (“Еда и здоровье”)
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Food and health”.
Задачи урока:
Образовательные: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме “Food and health”.
Развивающие: развитие мотивации к изучению иностранного языка, навыка языковой догадки, интеллекта, памяти, совершенствование внимания.
Воспитательные: cоздание условий для формирования ясных представлений школьника о здоровом питание; воспитание умений работать в парах, группах, самостоятельно.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Good morning, dear girls and boys!
Учащиеся: (все вместе) Good morning, Good morning, Good morning to you, Good morning, Good morning, We are very glad to see you!
Учитель: I am glad to see you, too! Sit down, please. How are you?
Учащиеся: We are fine, thank you. And how are you?
Учитель: I’m OK too.
II. Сообщение цели урока.
Учитель:
– Today we shall have a lesson according to our topic “Food and health” and we shall speak about tasty, healthy and useless food.
– And now let’s start our work.
III. Фонетическая зарядка. (Слайд № 1)
Учитель:
– Let’s train our tongues and practice the English sounds. Look at the screen carefully and read the words with sounds.
IV. Речевая разминка.
Учитель:
– Now, remember the words according to our topic. (Повторение лексики по слайдам) (Слайд № 2)
I like honey on my bread,
I like salad and I like eggs,
I drink water all day long,
All these things make me strong.
– Let’s continue warming up our vocabulary. Listen to me and try to complete some sentences using necessary words. (Учитель демонстрирует правильный ответы, используя презентацию) (Слайд № 3)
Вкуснотища – Very good! Пищу называют – food.
Это вовсе не каприз, сыр мы называем – cheese.
Мясо жарится, шкварчит, мясо по-английски – meat.
Арбуз предпочитаю сливам, арбуз иначе – water-melon.
Узнали все впервые, что груша – это pear.
Масло нужно всем ребятам. Масло по-английски – butter.
Без соли борщ не лезет в рот. Соль по-английски – просто salt.
Ведро воды не принесете? Вода, водичка будет – water.
Слива тут и слива – там. Слива по-английски – plum.
Виноград мы съели весь. Виноград – иначе grape.
V. Развитие навыков устной речи по теме «Food and health».
Учитель:
– Now, look at the screen. There are a lot of pictures on the screen. These words are well – known for you.
(Слайд №4)
– Dear boys and girls, answer my questions (фронтальный опрос класса):
– Do you like milk? Do you like ice – cream? etc. Which is your favorite food?
– Open your exercise – books, please. Make a list of six things (My favorite food is …).
Учитель:
– Then write the words on your list in two columns: healthy and unhealthy food (Учитель раздает заранее подготовленные шаблоны таблицы)
– Let’s try to compare you answers.
For example: I think pizza is healthy but coke is unhealthy. (фронтальный опрос класса)
Учитель:
– Complete the table with the words from the box. (Слайд № 5)
Keep you healthy | Give you energy | Help you grow and make you strong | Empty food |
fruit | sugar | cheese | cola |
vegetables | cereal | fish | chips |
bread | meat | hamburger | |
butter | hot-dog |
Words: bread, butter, meat, sugar, sweets, fruit, chips, vegetables.
Учитель:
– Now, read about the food we eat and check your guesses.
– Do you eat all of the “seven important things”?
– Look at the screen and correct your answers if they are wrong . Answers: fruit and vegetables – keep your healthy, bread and sugar – give you energy, butter and meat – help you to grow and make you strong, sweets and chips – empty foods.
– Read the statements on the screen and say true or false. (Слайд № 6)
* All foods are good for you.
* Vitamins and minerals help you to keep healthy.
* Fruit and vegetables are full of sugar and fat.
* Sweets, chips and coke keep you healthy.
* You should eat a variety of foods to stay healthy and grow big and strong.
Compare the table and your list of six favourite things.
VI. Музыкальная пауза с физкультминуткой.
Учитель: Do you know any English or Russian proverbs?
– The Appetite comes with eating.
– Tastes – differ.
– An apple a day keep the doctors away.
VII. Совершенствование навыков чтения.
Please take the cards with the text “Good Food for Good Life”. Read the text. After the text there are three tasks. Look through them. Have you any questions? (Слайд 7,8)
Good Food for Good Life
We need good food for good life. Good food has a lot of vitamins, proteins (белки) and minerals. They are in vegetables, fruits, bread, milk, meat, fish and porridge. These things help to make your bones and teeth strong. They make your body strong and healthy.
It’s important to eat enough – not too much and not too little. Too much food makes you fat. Too little food makes you weak.
Tasks:
I. Are these statements true (T) or false (F)?
1. We need bad food for good life.
2. We need little vitamins.
3. It’s important to eat much.
4. Minerals make your bones and teeth strong.
5. Vitamins, proteins, minerals make you healthy.
II. Find English equivalent in the text to the sentences:
I v: В полезной еде много витаминов, белков, минералов.
II v: Эти вещества помогают сделать крепкими ваши кости и зубы.
At home your task will be try to speak about healthy and useful food use the text.
VIII. Творческое задание. Работа в группах.
Учитель:
Let’s continue our work. For today you are to make dialogs about going to the cafe and show us that you can order any food you like. But before your acting I want you to promote your cafes.
Only today! Only once a year! We are here to invite you to visit our American Smiley Hot-Dog Cafe. Tasty hamburgers and cheeseburgers, hot dogs and all kind of soft drinks. Come on. We give out samples of our food for free. You are welcome.
2. Welcome to our Belorussian cafe ”Sunny Pancake”! You see pancakes with cream and jam here. We have Draniki too. They are very tasty. Our refreshing drinks such as kvas and blueberry juice are very popular. Come on.
3. Have you ever tried a real English pudding? Have you ever tried a real English breakfast? You are welcome to our restaurant “Queen Victoria”. This restaurant is known for some old traditions and different kinds of pudding. You have a wonderful opportunity to try some of them. You can also have a cup of English tea with milk, lemon or cream. You are welcome.
Примерные диалоги:
1. .-Let’s taste Belorussian food.
2. -What are they offering?
1. -I see pancakes with jam and cream. And they offer Draniki and kvas.
Waiter. Good morning! Are you ready to order?
1. -Could you give us some draniki, please?
Waiter. Would you like it with sour-cream or jam?
1.- Just a little jam.
2. I’d like some cream, please.
Waiter. – Here you are
1. -Oh. it’s very tasty!
2. -It’s great!
Waiter.-Anything else? We can suggest you our drinks: kvas or blueberry juice.
1. -Some kvas, please. I’ve never tried it.
2. -Me too.
Waiter. -Here you are. Enjoy it.
1. -Oh, thank you. I like kvas.
2. -It’s excellent.
(Официанты дают приглашения посетить их кафе,где их ожидает скидка).
Втораягруппа
1. -Would you like some pudding? I see it is served by English restaurant “Queen Victoria”.
2.Yes. I’d like some.
Waiter. -Good morning! Here is our menu.
1. -Oh, they have different kind of pudding.
2. -Let’s try bread pudding.
Waiter. -Take some, please. Help yourself!
1. -Oh. It’s finger licking good.
2. -Yes, it is delicious.
Waiter. -Let me suggest you a cup of English tea.
1. -I’d like to try it.
2. -It’s tasty.
1. -I like it too, it is strong enough for me.
Waiter. – Anything else?
1. -Oh, thank you.
Waiter. – See you in our restaurant.
Группа 3
1.-Don’t you mind our going to the American cafe?
2. Sure.
Waiter. – Can I help you?
1. -Yes I’d like a hamburger.
2. -I’d like a hot dog, please.
Waiter. – Here you are.
1. -My hamburger is well done.
2. -The hot dog is good too.
Waiter. – What would you like to drink? We have Coca, iced tea, lemonade.
1. -I want some iced tea, please.
Waiter. – Here you are. And you, are you ready to order anything to drink?
2. -A little Coca. please. Thank you.
1. -It’s great! I’m full.
2. -Me too. I know traditional food of some countries. It’s great!
IX. Рефлексия.
Учитель:
– Now, do you know what food is healthy and unhealthy for you?
– Let’s try to value your impressions after our lesson.
(Учащиеся выбирают смайлики в зависимости от того, понравился или нет урок и прикрепляют их на доску)
X. Подведение итогов урока.
Учитель:
– Dear children! You work hard today: You spoke English, wrote, read and did different tasks and you have good results!
– The lesson is over. Goodbye! (Слайд 9)
Алишевич Ольга Ивановна, учитель начальных классов
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Г. Скребицкий «День рождения»
Цель: обучать анализировать текст, находить в нём слова и вырадения для подтверждения предположений и ответов на вопросы учителя, совершенствовать навык чтения; развивать умение работать в группах, оценивать свою работу, рефлексировать; воспитывать любовь и уважение к родным людям.
Оборудование: карточки с заданиями для групп
Использованная технология: ТРКМ («Чтение с остановками», вопросы, прогнозирование по названию).
Ход урока
1. Организационный момент Эмоциональная рефлексия (у детей листочки с распределением шкалы настроений по цветам)
Начинается урок ,
Он пойдёт ребятам впрок
-Что значит “впрок”( на пользу)
-Назовите на каждый звук слова “впрок” слова, обозначающие действия, которые мы будем осуществлять на уроке
Вдумываться,
повторять
рассуждать
отвечать
красиво говорить
– Поставьте букву «Н» ( начало урока) около того цвета, который сответствует вашему настроению на данный момент
2. Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка.
*Дыхательная гимнастика
Упражнение “ Именинник”
– Представьте себе, что вы именинники. Перед вами стоит торт с 9-ю (10-ю) горящими свечами. Глубоко вдохните и мелкими порциями выдыхайте воздух, задувая по одной свече.
3. Введение в тему
а) Работа по совершенствованию навыка чтения
-Сейчас вы прочитаете стихотворение так, как требует запись (на доске)
Чего не дарят людям в день рождения – Тихо
Фантазии гостей предела нет – Скороговоркой
Одни приходят с книжками для чтения – Медленно
Другие с целым ворохом конфет – С ударением на каждое слово.
б) Выразительное чтение
– Это стихотворение продолжить…(называется имя ученика, который читает наизусть продолжение стихотворения).
* * *
Кому-то принесли в подарок удочку,
Кому-то мотороллер заводной.
Я так мечтал, что мне подарят дудочку
Подарков – сто, а дудки – ни одной.
(М.Пляцковский)
– Расстраиваетесь ли вы, если вам подарили не то, что вы хотели?
– Как нужно себя вести, если подарок не по душе?
в) Артикуляционная гимнастика
Упражнение песенка “Алфавит”
– Пропойте алфавит на мелодию “Песенки крокодила Гены” (муз. В.Шаинского).
АБВГД ЕЁ
ЖЗИЙКЛМ
НОПРСТУ
ФХЦЧШЩ
ЪЫЬЭЮЯ
г) Фронтальный опрос.
-Расстраиваетесь ли вы, если подарили вам на то, что вы хотели?
-Как нужно вести себя, если подарок не по душе?
4.Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Каждый человек ждёт и отмечает свой день рождения. Но самыми счастливыми считаются дни рождения в детстве, когда рядом самые близкие и дорогие люди: мама, папа, бабушки и дедушки, сёстры, братья. Кажется, что жизнь наполняется счастьем и радостью. Так ли это?
– Сегодня мы снова встретимся с героями рассказа Г.Скребицкого”День рождения”.
-Какую цель поставим перед собой на уроке?(Учитель дополняет ответы учащихся.)
5.Проверка домашнего задания.
А) Тест-опросник
-Сейчас проверим ,на сколько хорошо вы помните содержание первой части рассказа .Внимательно слушайте.Записывайте только номера вопросов ,на которые вы ответили «да».
1.Я сидел вместе с папой и мамой за столом.
2.Мы обедали .(ужинали)
3.Тебе исполнится 9 лет .(8 лет)
4.Нужно подарить игрушку. (игрушку пожалуй не годится)
5.Я сидел как на иголках.
6.Утром я проснулся и побежал за подарком. (нет)
7. Мне подарили складную удочку (две).
8. И выкрашенное в зелёную краску ведёрочко для рыбы, с крышкой.
9. На такие удочки и щуку вытащить можно.
10. сегодня мы все вместе рыбу ловить поедем.
Самопроверка.
– Сколько правильных ответов у вас получилось? (правильных ответов 5: № 1, 5, 8, 9, 10).
– Поднимите руки те, кто справился с заданием.
Б) Фронтальный опрос.
– Озвучьте придуманные вами названия к I части рассказа.
В) Индивидуальный опрос.
– А теперь проверим, насколько хорошо вы научились читать. (до слов: «Наутро , как только я проснулся…»)
Г) Взаимооценка.
– Оцените чтение отвечающего, задайте свои вопросы.
Д) Инсценирование части рассказа. (до слов «Дорога никуда не сворачивала …»)
– Что было главным для мальчика в этот день?
– Какими словами передаёт автор радость мальчика.
– Что важнее было для Юры: получить подарок или поехать с родителями на рыбалку.
6) Физкультминутка.
Мы туристы, мы в пути!
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох –
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей,
Перепрыгнем поскорей!
Раз- 2 острова.
Три – 4 – мы приплыли.
Пять – 6 сходим здесь.
Семь – 8 много сосен.
Девять – 10 мы в пути,
Досчитай до десяти.
7) Работа в группах.
– Сейчас класс разделится на 7 групп. Каждая группа будет готовить свой пункт пересказа текста
Примерный план пересказа II части «Рыбалка»
1) Клюёт
2) Удочка обломалась
3) Рыбак в отчаянии
4) Рыба ушла
5) Помощь отца
6) Тёмно-зелёный голавль
7) Ощущения счастья
– Можно ли сказать, что у Юры была дружная семья? Докажите
– Какой это текст: прозаический, научно-художественный, стихотворный; описание, повествование или рассуждение?
– Определите главную мысль рассказа.
8) Подведение итогов. Рефлексия.
– В таблице со шкалой настроений поставьте букву «К» (конец урока ) там, где вы считаете нужным.
– У кого настроение улучшилось?
– Осталось прежним?
– Ухудшилось?
– Почему?
Сегодня на уроке я: запомнил (а)…
Научился ( лась)…
Понял (а)…
9) Домашнее задание.
– Выучить небольшой отрывок из рассказа наизусть (на выбор)
Приложение к уроку:
1.Стихотворение
Чего не дарят людям в день рождения,
Фантазии гостей предела нет.
Одни приходят с книжками для чтения,
Другие-с целым ворохом конфет.
Кому-то принесли в подарок удочку,
Кому-то мотороллер заводной.
Я так мечтал, что мне подарят удочку,
Подарков-сто, а дудки ни одной.
(М.Пляцковский)
2.Задание группам.
По опорным словам сконструировать текст.
День рождения, удочка, выезд на рыбалку, сломанная удочка, рыба ушла, переживание, помощь папы, радость первого улова.
Шершунович Наталья Владимировна
Урок химии в 7 классе
Тема: Ряд активности металлов
Цель: познакомить учащихся с вытеснительным рядом металлов, принципом его формирования.
Задачи: 1. Закрепление знаний учащихся о способности водорода выделяться в реакциях металлов с кислотами; создание условий для формирования представлений о вытеснительном ряде металлов.
2. Развитие умений обращаться с неорганическими веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием; составлять уравнения химических реакций.
3. Воспитание наблюдательности, внимательности, пытливости, инициативы, доброжелательности друг к другу.
Тип урока: комбинированный урок
Структура урока:
- 1. Организационный момент
- 2. Проверка знаний учащихся
- 3. Актуализация знаний
- 4. Выполнение лабораторного опыта № 7
- 5. Физкультминутка
- 6. Изучение нового материала
- 7. Подведение итогов урока и отработка изученных понятий
- 8. Домашнее задание
- 9. Рефлексия
- 10. Заключительный этап урока
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, записи и схемы на доске, пробирки, HCl, H2SO4, Al, Fe, Cu, держатель.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ü Приветствие ü Проверка отсутствующих ü Проверка готовности учащихся к уроку ü Положительный настрой на работу: Добрый день! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке и шлю вам привет! (машу рукой). Поприветствуйте, пожалуйста, и вы меня! (учащиеся машут в ответ). Поприветствуйте меня те, у кого сегодня хорошее настроение; те, кто хорошо пообедал и у кого появились силы работать на уроке; те, кто подготовился к сегодняшнему уроку! Вступление к уроку: Лакмус будет в них краснеть, Растворится цинк и медь. А мелок в них, посмотри, Вмиг пускает пузыри! И опасны для работы Эти жгучие… (кислоты) Ребята, скажите, какой новый класс веществ мы с вами начали недавно изучать? А что такое кислоты?
Были ли у вас проблемы при выполнении домашнего задания? Давайте его проверим. (уравнения реакций записаны на доске) Блиц-опрос: ü Как называется кислота, формула которой H2SO3? ü Как называется кислотный остаток угольной кислоты? ü Какая кислота нерастворима в воде? ü Какова формула азотной кислоты? ü В какой цвет кислоты окрашивают лакмус? ü Какова формула фосфорной кислоты? ü Как называется кислота H2S? ü Что такое индикаторы? ü Как изменяется окраска метилоранжа в кислотах? ü Какие химические свойства кислот вы знаете? ü Какова формула серной кислоты? ü В какой цвет кислоты окрашивают фенолфталеин? ü Какие продукты реакции образуются при реакции кислот с металлами? ü Как называется кислота HCl? ü Как серная кислота изменяет окраску универсальной индикаторной бумаги?
Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. «Химики – это те, кто на самом деле понимает мир!» Лайнус Полинг Согласны ли вы с Полингом? Почему? Хотите ли вы сегодня еще больше погрузиться в тайны химии? Ну что ж, приступим. Какие химические свойства кислот мы уже знаем? Как вы думаете, все ли металлы одинаково реагируют с кислотами? Давайте проверим это на практике. Предлагаю вам проверить, как разные металлы реагируют с кислотами в ходе лабораторного опыта.
Прочитайте тему нашей работы. Как вы считаете, каковы наши цели? (исследовать отношение металлов к кислотам) Нам необходимо вспомнить правила безопасности при работе в кабинете химии и при работе с кислотами! Обучение правилам безопасности. Техника безопасности. ü Рабочее место содержать в чистоте и порядке. Нельзя класть на него посторонние предметы. ü Перед выполнением каждого опыта ознакомиться с его описанием. ü Для опыта брать всегда столько реактива, сколько указано в описании или учителем. ü Если вы пролили (рассыпали) реактив или он попал на одежду, лицо, руки, немедленно сообщите об этом учителю или лаборанту. Промойте руки большим количеством проточной воды. ü Использованные фильтры, реактивы собирать в специально отведенную емкость. ü Категорически запрещается пробовать любые реактивы на вкус. ü В химическом кабинете нельзя принимать пищу. ü Запрещается использовать химическую посуду для питья воды. ü Спиртовку следует зажигать только спичками, а тушить колпачком. ü При нагревании веществ над спиртовкой вначале прогреваем всю пробирку, а затем ее содержимое. ü Наливать реактивы из баночки только этикеткой вверх, обязательно пользоваться пробиркодержателем при выполнении работы! Группа №1 будет работать с серной кислотой, а группа №2 – с соляной. Затем мы сравним результаты. Итак, что же у нас получилось? Какие из трех металлов (цинк, железо, медь) и каким образом реагируют с кислотами? В какой пробирке реакция протекает наиболее активно? Какой можно сделать вывод? Все ли металлы реагируют с кислотами? Одинакова ли скорость реакции металлов с кислотами?
Как вы думаете, как можно узнать, какие металлы и как реагируют с кислотами? Оказывается существует очень простой способ. Есть специальный ряд металлов, который называется ряд активности. И сегодня на уроке мы познакомимся с этим рядом металлов, узнаем о принципах его построения. (Тема урока) Как вы считаете, почему этот ряд металлов называется рядом активности? Где будут расположены в этом ряду более активные металлы, а где менее активные? Этот ряд металлов еще называют вытеснительным рядом. Почему? Ну а теперь, давайте подытожим. Чем левее металл расположен в вытеснительном ряду до водорода, тем активнее он вытесняет водород из растворов кислот. Металлы, стоящие в ряду активности правее водорода, из кислот его не вытесняют. А как вы думаете, что мы можем узнать о металле, используя ряд активности? Можно ли использовать металлы для получения водорода в лаборатории? А какие металлы наиболее целесообразно при этом использовать? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте материал параграфа на стр. 140–141. (Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся)
Задание 1 Группа №1: С какими из указанных металлов наиболее активно будет реагировать соляная кислота: железо, магний, цинк, платина? Поясните почему. Составьте уравнения соответствующих реакций. Группа №2: Как можно с помощью соляной кислоты различить металлы серебро и алюминий? Подтвердите ответ уравнениями соответствующих реакций. Задание 2 Цепочка превращений (обе группы получают карточки с заданиями, а по одному представителю из каждой группы выполняет задание у доски) H2 → H2O → H2 →HCl → ZnCl2
§ 28, стр. 141, №6, Сборник, стр. 119, № 547 (по желанию) Комментарии по домашнему заданию.
Давайте вспомним эпиграф к уроку. И наши задачи на уроке. Скажите, все ли мы выполнили, что было запланировано? Отобразите, пожалуйста, в виде рисунка самое главное из того, что вы усвоили (обсуждение и пояснение рисунков) 7. Заключительный этап урока (создание эмоционального окончания урока) Я хочу поблагодарить вас всех за работу. Вы сегодня очень хорошо потрудились и у нас все получилось. Желаю всем удачи! Спасибо за урок!
|
Самоорганизация на продуктивную деятельность |
Настраиваются на работе
Ответы обучающихся
Самопроверка
Обсуждение с обучающимися
Определение целей и задач своей деятельности на уроке. Осмысление и принятие целей урока.
Выполнение работы под руководством учителя
Высказывают предположения, делают выводы
Предположения учащихся
Запись темы урока в тетрадь
Обсуждение с обучающимися
Ответы обучающихся
Работа учащихся с учебником
Самостоятельная работа в группах с последующей проверкой заданий.
Запись домашнего задания в дневник
Подводят итоги
Работа в группах
Каменева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
Факультативное занятие по математике
Тема: Геометрическое раскрашивание
Цель:
- познакомить учащихся с головоломками, которые решаются с помощью раскрашивания;
- развивать умение применять графические методы при решении задач;
- развивать математические способности, внимание, наблюдательность, глазомер, развивать речь, коммуникативные навыки;
- прививать навыки ЗОЖ, прививать художественный вкус, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Оборудование: цветные карандаши, рабочая тетрадь, листок в клетку для каждого учащегося.
Ход занятия
- 1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
(Все легонечко вздохнём,
Наш урок сейчас начнём.)
- 2. Разминка.
Дорогие ребята! Сегодня мы попали в удивительную страну – страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны? (Занимательная математика)
Сегодня на урок
Затеи и задачи.
Игры, шутки – всё для нас:
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело –
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не беда, что путь будет труден,
Достижения крупным людям
Никогда не давались легко.
Здравствуйте, ребята. Когда-то давным-давно в сказочном городе Закономерностей на улице Художественной жили удивительные герои. А какие – вы узнаете, когда найдете ответы на загадки.
- 3. Познавательная игра « Отгадай-ка»
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает,
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
(Карандаш)
Деревянные мальчишки,
Разноцветные пальтишки
Любят вместе порезвиться
На альбомной, на странице.
(Цветные карандаши)
Мы деревянные сестрички,
У всех пушистые косички.
Косички в краску окунаем,
След на бумаге оставляем.
(Кисточки)
В альбоме на странице
И я люблю трудиться.
Я помощник верный ваш:
Исправляю карандаш.
(Ластик)
Различаемся по цвету,
А других отличий нету.
Если нас с водой смешать,
Можно смело рисовать.
(Краски)
Он давно знакомый мой,
Он весь ровный и прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его
(Квадрат)
Я похож, друг, на тарелку.
Колесо кручу, как белка.
Со стола скачусь я вдруг,
А зовусь я просто
(Круг)
Посчитай и посмотри:
У меня три стороны,
Три вершины, три угла.
Как зовут меня, друзья?
(Треугольник)
Учитель вывешивает все фигуры, дети читают тему урока «Геометрическое раскрашивание».
Вот встретились как-то наши герои на Художественной улице, и давай хвалиться, кто из них лучше. Карандаш спорит с Кисточками, что он самый главный инструмент Художника – им тот делает первый набросок. Кисточки утверждали, что самые главные они, ведь только они прокрашивают и рисуют мелкие детали тонкими кисточками, а широкими – большие участки. Прямоугольники спорили с Овалами: «Сегодня школьники возьмутся за прямоугольники, построим мы цветной забор, невиданный до сих пор». Овалы отвечали: «Нарисуешь забор цветной, но этого же мало: чтобы ровно рисовать, воспользуйтесь овалом». И так бы они спорили, если бы не услышал их Художник, который проходил мимо спорщиков. Художник жил в стране разноцветных чудес и открытий – Заниматике. Он предложил героям совершить путешествие в эту страну, чтобы выяснить, кто же самый главный инструмент художника, каким инструментом рисовать лучше, какую краску выбрать и т. д. И так понравилось нашим героям в этой стране, что они остались жить в ней и радовать наш мир многообразием красок. Жили они дружно и счастливо, помогали делать мир ярким и насыщенным. А вы, ребята, хотите познать красоту и чудеса этой страны?
Перед вами палитра с тремя цветами. Что это за цвета? Почему они так названы?
- 4. Физ. минутка «Пальчиковая гимнастика»
Без пальто гулял глупышка,
И замёрз он как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
- 5. Самооценка.
На ваших листочках в клетку прилетела отдохнуть бабочка. Раскрасьте её верхнее левое крылышко, оценив свою работу в разминке и своё настроение:
Красным цветом, если вы радостны и успешны.
Жёлтым цветом, если вы спокойны и уверены.
Синим цветом, Если вам тревожно, и вы испытываете затруднения.
- 6. Самостоятельная работа.
Выполнение задания 4 в рабочей тетради.
Беседа «Как с помощью раскрашивания решить задачу?»
Рисование у доски с помощью шифра своего варианта флага.
ССЗЗ, ЗЗСС, ЗССЗ, СЗЗС, СЗСЗ, ЗСЗС.
Вывод: Данный способ помогает в решении задач.
- 7. Работа в парах.
Выполнение задания 1 в парах, сверка с образцом.
Выбор самого оригинального решения.
- 8. Самооценка
Раскрасьте верхнее правое крыло. Оцените работу в тетрадях и своё настроение.
Солнце светит и смеётся,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
А почему у радуги 7 цветов, а в палитре 3?
Как запомнить порядок цветов?
Выполняя задания, мы будем использовать все цвета радуги.
- 9. Игра «Весёлый бой»
Перед вами на доске таблица с цифрами. Ваша задача: зачеркнуть по порядку все цифры. Итак, кто быстрее и правильнее. А зачёркивать будем разноцветными карандашами.
- 10. Физ. минутка.
На улице мороз,
Ну-ка взялись все за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка взялись все за уши!
Покрутились, повертелись,
Вот и уши отогрелись.
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали.
Вот и погрелись!
Сегодня снег идёт с утра,
Всё укрыл, как ватой.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
Вот и погрелись!
- 11. Разгадывание ребусов. Игры со счётными палочками.
Чтобы наш Весёлый Карандаш не скучал, разгадаем ребусы, поиграем со счётными палочками.
- 12. Самооценка.
Оцените свою работу и настроение.
- 13. Работа на листочках.
Выполните задание, объясните свой выбор, докажите.
- 14. Геометрическое раскрашивание.
Чтобы картинка стала ярче и красочнее, раскрасьте её, пользуясь палитрой и вашими математическими умениями. Задания на малых печатных листах.
- 15. Самооценка.
Раскрасьте нижнее правое крыло бабочки, оценив работу и настроение.
У кого бабочка жёлтого цвета? Других цветов?
Я рада за первых, и прошу не огорчаться вторых. Ведь исправляя ошибки, вы приобретаете бесценный опыт, и в следующий раз у вас обязательно всё получится.
- 16. Итог урока.
Нарисуйте цветок рядом с тем заданием, которое вам больше всего понравилось.
Вот и подошло к концу наше занятие. Я уверена, что после выполнения заданий, вы стали ещё сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
Интересно было?
Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и, полезная наука. А когда придёт время выбирать профессию, вы поймёте, что на земле нет такой специальности, где бы вам ни пригодились знания по математике. А теперь давайте улыбнемся и тем самым поблагодарим друг друга за интересное и увлекательное путешествие по стране «Заниматике».
Скоро прозвенит звонок. Собери же ты, дружок,
Аккуратно, по порядку карандаши, ручки и тетрадки
Всем спасибо за урок!