Чтобы в классе не было изолированных

 Чтобы в классе не было изолированных

1. Для детей 5-7 лет: друзья – это, прежде всего те дети, с кем ребёнок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется внешними причинами: ребёнок сидит за одним столом, спит на соседней кровати и так далее, то есть близость определяется в основной мере объективными (независящими от него, внешними) факторами.  В этом возрасте дети гораздо больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности. Межличностные связи в этот возрастной период легко устанавливаются и также легко разрушаются.

Возраст 8-11 лет: дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы, разделяет их интересы, участвует в решении возникающих проблем, подсказывает выходы из сложных конфликтных ситуаций. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся такие качества личности как доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность и надёжность.

В 12-13 лет появляются первые признаки так называемого «ценностного конфликта». Он выражается в активном отстаивании подростками собственного, особого понимания принципов и норм справедливости, равенства, честности в самых различных областях жизни и сферах человеческой деятельности. Причем никаких тематических ограничений здесь, как правило, не существует. Это может быть, агрессивное утверждение (среди окружающих) «собственных» взглядов на экономические, политические или общественные проблемы, резкая, необоснованно негативная, реакция на замечания кого-либо из взрослых, «поза» в вопросах «отстаивания» своих прав в мелких, ничего не значащих по сути, бытовых ситуациях и т.д.. В это время подросток начинает с особым удовольствием уличать родителей, взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и правилам, которые провозглашают и которых стараются придерживаться в семье, на работе, в деловых и личных отношениях. Причины этого кроются в особенностях представлений подростка о себе, в специфике его мышления и нравственного развития личности.

2. – одной из причин изолированности ребенка в классе является обсуждение личностных качеств и поведения ребенка в присутствии коллектива сверстников.

-систематические высказывания старших отрицательного мнения о ребенке, резкие замечания типа: «Опять ты мешаешь всем!», слова: «Ты подводишь класс!» могут стать для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим данного члена коллектива, вследствие чего дети могут перестать воспринимать его как близкого товарища, друга.

-Также отрицательное влияние на положение ребенка в классе может оказать неумеренное захваливание и, тем самым, его противопоставление всем остальным. «Маша опять все сделала быстрее всех! Маша самая аккуратная! Маша самая активная!». Это может привести к тому, что дети станут избегать Машу, завидовать ей и относиться с нескрываемой неприязнью.

3.Так же одной из причин является уровень самооценки ребенка. Традиционно выделяется, в основном, три вида самооценки – адекватная самооценка, заниженная и завышенная.

Рассмотрим трудности людей, которые возникают при неадекватной самооценке:

Заниженная самооценка

Наблюдается чрезмерная зависимость от других.

Несамостоятельность в принятии решений и поведении.

Заискивание перед окружающими.

Робость, неуверенность.

Искаженное восприятие окружающих и их поступков.

Заниженный уровень притязаний, т.е. уровень трудности задач, которые человек для себя обязуется достигнуть, зная уровень предыдущего выполнения.

Как правило люди с заниженной самооценкой пассивны, стремятся уклониться от всевозможной активной деятельности и зачастую могут становиться послушным орудием в руках других, более активных и удачливых.

Завышенная самооценка

Человек с завышенной самооценкой зачастую вызывает раздражение, негативную реакцию у окружающих и нежелание продолжать общение, сотрудничество с ним.

У него формируется ревность и зависть к успехам окружающих.

Развивается нетерпимость и чрезмерная обидчивость.

В вопросах оценки собственного поведения и деятельности он, как правило, потенциально конфликтен.

Как считают психологи самое оптимальное состояние – это адекватная самооценка с небольшой тенденцией к завышению.

Можно говорить о том, что дети с неадекватной самооценкой часто имеют низкий статус в кассе. Иногда дети с завышенной самооценкой могут иметь высокий статус. Это говорит о том, что большинство ребят в классе,  по каким-то причинам хочет быть похожими на них. Тогда необходимо выяснить эти причины и помочь ребят сформировать  отношения.

4. Общие особенности отвергаемых детей

По моим наблюдениям, отвергаемые дети сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже отмечалось, они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные, реакции. Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить, и т.д.

Отвергаемые дети не умеют управлять своими чувствами, сдерживать эмоции, неправильно оценивают мотивы и смысл поступков. Например, один мальчик сказал, что “мстительность – хорошее качество”, расценивая ее как умение постоять за себя. Поведение другого мальчика вызвало у одноклассника удивление: “Почему он так странно себя ведет? Когда мы его обзываем, начинает размахивать руками и гоняться за нами с криками. Я бы просто в лоб дал, и все”.

Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Любой сверстник, оказавший им поддержку, подсказавший что-то, поделившийся чем-то, сразу же возводится в ранг “лучшего друга”. Это довольно тяжелое бремя, так как отверженные дети могут быть весьма навязчивыми. Устав от избытка внимания и благодарности со стороны отверженного, сочувствующий может перейти в стан преследователей.

Похожая ситуация складывается у отвергаемых детей в отношениях со взрослыми, работающими в школе. Обычно отвергаемый ребенок жалуется на преследователей только классному руководителю. Но если кто-то из учителей, библиотекарь или психолог вмешается в очередной конфликт, окажет такому ребенку поддержку и защитит его, то впредь, встречаясь в коридоре со своим спасителем, ребенок будет приветливо здороваться, причем по нескольку раз на дню, и стремиться что-то рассказать, поделиться своими горестями. Бывает, после очередной беседы с таким ребенком понимаешь, что чувствовала булгаковская Маргарита, которая “имела неосторожность” подать Фриде надежду на помощь. Однажды заступившись за отвергаемого ребенка перед сверстниками или даже просто выслушав его, взрослый поселяет в нем надежду на то, что именно он тот человек, который в силах исправить сложившиеся отношения, но, к сожалению, это далеко не всегда удается сделать. Поневоле многие “защитники” начинают избегать таких детей, досадуя на них из-за собственного бессилия.

Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: “Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали”. Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.

5.Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям). Самое главное – помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек – на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и именно сейчас важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли “козла отпущения”, “гадкого утенка”. Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя – совещательный. А пока дети, как маленькие локаторы, считывают реакцию педагога и автоматически перенимают его отношение к одноклассникам. Ваша задача – просто подать правильный сигнал.

Если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находиться другим детям, решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами и администрацией школы, не привлекая для этого “общественность”. Не превращайте тяжелое, но необходимое административное решение в акт коллективного осуждения и изгнания “паршивой овцы”. Отверженность и озлобленность сцеплены друг с другом, одно непременно вызывает другое. Надеюсь, ни вы, ни возмущенные родители не хотите, чтобы впоследствии подросший и доведенный до крайней степени озлобления ребенок встретил их собственных “нормальных” детей где-нибудь в темном углу.

Многие педагоги, застав детей дерущимися, говорят: “Мне не важно, кто первый начал, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, оба виноваты”. Это здравый подход, когда речь идет о стычке на равных. Но если в классе систематически обижают кого-то, а он вынужден обороняться, нельзя приравнивать вину преследователя и жертвы: это еще больше ранит ребенка-жертву, который чувствует себя абсолютно незащищенным даже в присутствии взрослых. Такой подход развращает ребенка-преследователя, и он очень скоро научится доводить исподтишка, так, чтобы самому оставаться в глазах педагога “белым и пушистым”. Если при этом у жертвы сильный характер, она сделает свои выводы,  и в следующий раз будет драться уже не на жизнь, а на смерть – ведь поймет, что рассчитывать может только на себя.

Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе.

Поговорите с ребенком, выступающим в роли жертвы. Во-первых, объясните ему, что вы не сможете защищать его, если не будете твердо уверены, что сам он никогда драку не начинает. Скажите, что вам очень важно быть справедливым учителем и никого не наказывать напрасно; возьмите с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят. Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же не обращать на них внимания, все удовольствие от повторения одних и тех же слов пропадает, это скоро становится скучным.

Подскажите ребенку несколько “волшебных фраз”, остужающих пыл дразнящих. Если они с хохотом скачут вокруг, показывая пальцем, можно спокойно сказать: “Я рад, что вам так весело”. Если говорят оскорбительные вещи, можно ответить: “Ты можешь так думать, если тебе это нравится” или “Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о людях”. Принцип тот же: не надо обсуждать навязываемую обидчиками тему (свою внешность, качества и т.д.), спорить, оправдываться, сердиться. Надо кратко и спокойно охарактеризовать их поведение, их мотивы, переложив ответственность за происходящее на них: это не я такой, это ты такой, что тебе нравится меня дразнить.

Проблема отвергаемых детей – это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого. Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними – пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.

6.Рекомендации по повышению социометрического статуса учащихся

1.  Вовлечь изолированного ребенка в интересующую деятельность.

2.  Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.).

3.  Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.

4.  У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.

5.  Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.

6.  Необходимо избегать неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.

7.  Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.

8.  Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия  и искреннего стремления помочь товарищу.

Добавить комментарий