Как помочь ребёнку хорошо учиться? Выполняем домашнее задание вместе.

           Если ребёнку удаётся добиться успехов в школе,

у него есть все шансы на успех в жизни.

                                                                        У. Глассер. 

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. Доказано, что человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности

 Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился?

– Легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться?

Упражнение “Снежинка”.

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

– Нашли? (Участники отвечают, что не нашли.)

– А почему? Как вы думаете?

Потому что одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Это говорит о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Развитие  ума,  способность  самостоятельно  мыслить  формируется и совершенствуется в ходе  индивидуального  освоения  умственной  культуры.  Один  из  способов  её  освоения  – добросовестное  выполнение  домашних  заданий.

Изучение должно проходить не только в классе. Дом играет важную роль в развитии взглядов и привычек ребенка. Польза от домашних заданий была отмечена многими учеными. Домашнее задание поможет вашему ребенку закрепить пройденную информацию в школе. Это будет способствовать развитию положительных качеств, таких, как уместная независимость и ответственность. В то же время, дети не должны быть настолько заняты уроками, что у них совсем не останется времени и для других занятий.

Назначение  домашнего  задания:

-овладение  навыками  учебного труда; закрепление учебного материала;

-формирование  умения  работать с дополнительной  литературой;

-воспитание  ответственности, самостоятельности.

Помощь детям в учёбе должна идти в нескольких направлениях, таких как:

 1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку: легче справиться с учебной нагрузкой; защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости. Лишь 20-25% первоклассников, поступающих в школу, остаются здоровыми после первого года обучения. Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса. Точный распорядок занятий – это основа любого труда, в него входят:

ежедневное выполнение домашних обязанностей;

ежедневное чтение книг;

организация досуга;

правильно организованный сон;

рациональное питание;

утренняя гимнастика;

занятия спортом;

пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, то есть вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, и таким образом сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. 

2. Контроль над выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, каждодневным (особенно в начальной школе), а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? выполнил ли уроки?

Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. Самое оптимальное время для занятий с 15 до 17 часов.

Следите за продолжительностью занятий.

1 класс – игры, беседы, раскрашивание, лепка, работа с бумагой, рассматривание любимых книг, наблюдения за природой во время прогулок.

2 класс – 40 мин.

3 класс – 70 мин.

4 класс – 90 мин.

На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, возможно, вся его школьная жизнь. Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его. Это поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте.   Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью – следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс, т. е. важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе!

3.  Место для выполнения домашнего задания. Темп работы.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно также заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела. У детей бывают два повода для отвлечения. Первый повод – игра. Ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка. Второй повод – деловой. Ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка – слева; учебник, тетради, дневник- справа.У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

4. Приучение к самостоятельности.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

5. Как показать ребёнку, что вы его любите?

Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность. Не ругайте, а учите!

Родители чаще должны говорить ребенку: Как хорошо, что ты у нас родился. Я рада тебя видеть. Ты мне нравишься. Я люблю, когда ты дома. Мне хорошо, когда мы вместе.

Объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Не только ребенку, но и взрослому.

На заметку родителям

  • Установите время и место для подготовки домашнего задания. Не откладывайте на потом, когда пришло время спать!
  • Создайте для ребенка место с хорошим освещением, где будет тихо. Карандаши, ручки, книги, клей, словарь и другие книги пусть будут под рукой.
  • Начинайте делать уроки с самых трудных предметов.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
  • Любите своего ребенка и показывайте ему это.

Добавить комментарий