Особенности работы с “трудными” детьми и подростками

Категория «трудных» детей и подростков весьма разнородна и обширна. Понятие «трудные» дети в обыденном сознании означает тех, кому нужна помощь психиатра, и тех, кто попросту неудобен взрослым (например, в силу собственной независимости и резкости суждений), но является совершено здоровым в клиническом смысле.

Слово «риск» означает необходимость помощи психолога и вероятность дезадаптации подростка в случае, если ему не будет оказана своевременная помощь. Факторы риска и признаки, позволяющие отличить типичные для подросткового возраста трудности от аномалий психического и личностного развития.

Первым фактором риска следует назвать дисгармоничную семью. Это очень широкое понятие, которое включает в себя несколько разнородных вариантов психологического неблагополучия:

1) семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью (например, алкоголизмом, наркоманией и др.). К наследственному фактору, делающему более вероятным возникновение этих расстройств у детей, прибавляются непредсказуемость семейной ситуации, ее чреватость неприятными неожиданностями;

 2) собственно дисгармоничные семьи, такие, в которых основной проблемой являются отношения между членами семьи. В литературе выделены различные типы дисгармоничных семей: собственно негармоничная, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся семьи как ступени перехода от гармонии к полному распаду, а также ригидная псевдосолидарная семья (по А. Е. Личко), семья «театр», «санаторий», «крепость», «вулкан», «маскарад» (по А. С. Спиваковской);

 3) семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания. Последние зачастую относятся к одному из вышеназванных типов дисгармоничных семей.

Вторым фактором можно назвать соматические заболевания и тяжелые травмы. Хронические соматические заболевания, в особенности сочетающиеся с неправильным воспитанием, могут способствовать возникновению рентных установок по отношению к своему заболеванию, могут вызывать чувство неполноценности у подростка и т. д. Не менее опасны заболевания центральной нервной системы, которые могут вести к возникновению перебрастенических состояний или расстройств, ведущих к личностным изменениям (например, эпилепсии).

Третий фактор риска – неблагополучная ситуация в отношениях подростка со сверстниками (агрессивные, конфликтующие со сверстниками дети, а также «тихие» аутсайдеры)

Выделяют три типичные группы трудновоспитуемых детей: Первая группа. Это нормальные дети, которые под воздействием внешних факторов деформированы. Трудновоспитуемость их определяется глубиной деформации личности, ее нравственных (духовных) основ. Она имеет место в виде:

− нормально развитые дети со сравнительно поверхностной деформацией личности. Это такая деформация, которая не успела еще изменить, «изуродовать» нравственные устои (духовности) личности;

− нормально развитые дети с глубокой деформацией личности. Она проявляется в значительных изменениях в психике ребенка, деформации нравственных устоев (духовности) личности, в формировании у него негативных установок, привычек и наклонностей.

Вторая группа. Это дети, которые под воздействием внутренних факторов имеют психические отклонения (эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям и др.), существенно сказывающиеся на их нравственных позициях, привычках, склонностях и проявлениях. Эти отклонения – следствие тяжелой наследственности, различные органические дефекты нервной системы и психики. Такие дети не нуждаются в специальном медицинском режиме.

К ним относятся:

дети с общей неустойчивостью психики. Для них характерны, плохая сопротивляемость психики вредным влияниям, повышенная эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям. К представителям этой группы относятся психоневротики, истерики, неврастеники, дети с разного рода дефектами в эмоциональной и волевой сферах. Дать общую характеристику этой группе очень трудно ввиду разнообразия проявления неустойчивости психики;

− дети, имеющие отклонения в психике вследствие дурной наследственности либо из-за тех или иных органических недостатков, приведших к более или менее стойкому повреждению нравственной основы личности. Исправить такого ребенка в короткий срок невозможно. Он нуждается в специальном (исправительном) образовательном учреждении;

 − дети с общей внутренней деформацией психики, сохраняющей равновесие. Внешне у такого ребенка может быть все благополучно: он способен прилежно учиться, не нарушать дисциплину, выполнять общественные поручения, принимать участие в кружковых занятиях. Однако ему не хватает позитивной (нравственной) внутренней основы (ядра), порядочности, чувства чести. Для него характерны грубость, беспредметная дерзость, только чтобы показать себя, похвастать перед товарищами, агрессивность по отношению к слабым, стремление унизить их, принудить служить себе, безоговорочно подчиняться, выполнять все, в том числе противоправные, действия по его указанию. Все это способствует занятию в среде сверстников лидерского положения. Такой ребенок способен активно противодействовать работе воспитателей в обычных образовательных учреждениях. Он нуждается в специальном исправительном учреждении.

Третья группа трудновоспитуемых – одаренные дети (супранормные). Часто выдающиеся люди оказываются таковыми только потому, что вся энергия их психики сосредоточилась в одной какой-нибудь ее части, дав ей удивительное богатство и силу, но обеднив другие стороны души. Судьба такого человека зависит иногда от простой случайности. Если внешние условия жизни сложатся так, что ему удастся реализовать сильную и богатую сторону своей психики, все будут считать его выдающимся человеком, и он действительно им станет.

Считается, что наиболее типичными представителями трудновоспитуемых среди этой категории детей являются:

а) дети с психической неустойчивостью и определенной одаренностью. Для этой категории характерны истеричность, демонстративность и бурность проявления чувств, неподчинение правилам дисциплины. При определенных условиях они могут отличаться примерным поведением. Одновременно они обладают достаточной одаренностью, которая может проявляться в соответствующей сфере (артистизм, художественное творчество, мастерство в чем-либо и т. д.), полны творческой энергии, всегда чем-нибудь увлечены и все делают с упоением, вдохновенно, очень серьезно для своих лет относятся к учебе, у них есть свои интересы (например, литература, политика и пр.). Такой ребенок может и не иметь отрицательных привычек, он очень привязывается и к школе, и к отдельным людям, которых считает знающими, и которые удовлетворяют его ненасытную жажду знания;

 б) дети физически слабые, психически благополучные, со средними способностями и определенной одаренностью. Они вполне владеют собой, способны к проявлению талантливости, имеют свой стиль, своеобразие в деятельности. О таком ребенке можно говорить, как о будущей крупной величине в определенной области (например, в литературе, искусстве и пр.), если только вдохновение не оставит его и будут иметь место соответствующие условия. На школьных занятиях он проявляет леность, не желая заниматься вместе с классом, не признает никакого авторитета и считает, что сам лучше всяких учителей знает, чем и как ему заниматься. Увлекается чтением различной литературы, какой-либо практической деятельностью (например, рисованием, искусством или другой, которая его вдохновляет), проявляя при этом удивительную работоспособность; в) дети психически и физически здоровые, талантливые, но под воздействием внешних факторов (семьи или улицы) деформированные. Такие дети в умственном отношении не проявляют одаренности выше нормы. Они испорчены средой. Это негативно сказывается на их отношении к учебе, чтению и вообще к каким-либо высшим духовным запросам. Это практические натуры, с узкоутилитарными устремлениями. Они быстро приспосабливаются к среде, овладевают ситуацией и умеют подчинить себе окружение, превращая его в средство достижения личных (эгоистичных) целей. Трудновоспитуемость характеризуется проявлением неприятия требований воспитателя.

Выделяют следующие формы проявления неприятия требований воспитателя:

1) открыто-экстремистское (попытки блокировать, нейтрализовать влияние воспитателя посредством оговора, создания психологического вакуума, «приклеивания» насмешливых кличек, демонстрации непризнания и т. п.);

2) скрыто-экстремистское (внешне поддерживаются действия воспитателя, особенно в его присутствии, но, делается все, чтобы противостоять их реализации);

3) открыто-агрессивное (проявляется в виде бойкота действий воспитателя);

4) саркастическое, проявляющееся не только в недоверии к воспитателю, но и в неверии в его цели и способы их достижения;

 5) скрытое-исподтишка (внешне относятся безразлично или поддерживают воспитателя, его положительные и отрицательные действия, одновременно подстрекая других к противодействию);

6) безразличное, выражающееся в невосприятии и нереагировании на действия воспитателя;

7) формальное по отношению к личности и деятельности воспитателя, проявление недоверия к нему. Оба, и воспитатель, и воспитуемый, в данном случае как бы живут в совершенно разных временных и пространственных измерениях.

 Важнейшая задача различных категорий воспитателей – обеспечение наиболее целесообразной педагогической деятельности по предупреждению трудновоспитуемости детей и подростков.

В этих целях необходимо:

− глубокое знание родителями своего ребенка, воспитателями отличительных особенностей воспитанников;

− умение педагогически грамотно учитывать многообразие факторов, влияющих на своеобразие развития и воспитания ребенка, формирование у него трудновоспитуемости;

− умение наиболее целесообразно реализовать свои воспитательные возможности в работе с ним;

− умение научить ребенка видению мира, развивать его умственные способности с самого раннего детства;

 − умение педагогически грамотно организовывать взаимодействия основных субъектов воспитания.

Добавить комментарий