От чего зависит успеваемость

 «От чего зависит успеваемость»

1.Многие хотят добиться  хорошей успеваемости в школе. С чем же может быть связана успеваемость и как ее добиться? Успеваемость в школе связана с хорошим поведением и, конечно же, с хорошими оценками по всем предметам. Для того, чтобы ее добиться нужно лишь хорошо учиться. Учеба это то, что позволяет добиться хороших результатов по окончании школы. Но далеко не все ученики могут добиться успеваемости в школе. С чем это связано? Как раз с тем, что слишком много факторов, которые прямо влияют на успеваемость.

  2.  Существует много факторов, которые могут повлиять на успеваемость в школе. Среди наиболее часто встречаемых выделяют следующие:

 Субъективные причины неуспеваемости, по мнению профессора  М.К. Тутушкина:

родители сами плохо учились, не любили читать, учить уроки;

в семье не формируется ценность овладения знаниями цивилизации и культуры;

в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;

учитель в начальной школе был нечувствителен к индивидуальности ребенка;

в начальной школе родители эмоционально не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.

Так же многие ученые ведущими причинами неуспеваемости считают следующие:

пониженная обучаемость школьника;

недостатки в развитии познавательных процессов;

педагогическая запущенность;

интеллектуальная пассивность;

индивидуально – типологические особенности;

отсутствие адекватной мотивации учения.

Любопытны причины неуспеваемости, которые выделяет сам подросток. Основная причина – отсутствие каких-либо способностей («плохая память», «слабое внимание», «неумение думать» и т.д.). Причем если младшие подростки отмечают, что им «не хватает знаний», что они «не могут учиться»; то старшие подростки жалуются на «лень», «безволие», говорят о своем стремлении улучшить память, внимание, мыслительные возможности.

Недостатки в развитии познавательной сферы обычно проявляются: в слабой сформированности различных мыслительных операций, в преобладании механического типа запоминания над смысловым, в низкой концентрации и устойчивости внимания, в недостаточном объеме внимания.

Интеллектуальная пассивность, или, иначе, «умственная лень», отрицательно сказывается на успеваемости, что связано с особенностями учебной деятельности, которая, прежде всего, является познавательным процессом. Причины интеллектуальной пассивности различны и, очевидно, связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатком обучения и воспитания. Интеллектуальная пассивность оказывается мощным фактором, накладывающим отрицательный отпечаток на активно формирующуюся мотивационно – потребностную сферу личности подростка. В дальнейшем интеллектуальная пассивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, определяет возможности человека в решении различных задач, требующих умственного напряжения и работоспособности.

Но причины плохого усвоения знаний не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой памяти, недостаткам в развитии интеллектуальной сферы. В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные, генотипические особенности учащихся. В учебной деятельности присутствует много заданий, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с проявлением силы нервной системы. Временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.

Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п. Причем учителя и родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей, связанных с карьерой и материальным благополучием. Часто для родителей и учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так значимо, что стоит за этими отметками – глубокие знания или фрагментарно, необдуманно выученный материал.

Таким образом, можно говорить о том, что в разные периоды обучения в школе существуют разные причины низкой успеваемости и усвоения знаний.

В младших классах (1-2 кл) ведущими причинами являются:

– недостатки в развитии познавательных процессов;

– индивидуально – типологические особенности;

– в семье не сформированна ценность овладения знаниями

-в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;

-учитель в начальной школе не учитывает  индивидуальность ребенка;

-в  школе родители эмоционально не вовлекаются  в учебный процесс, не проявляют  интереса к школьным заботам, не относятся уважительно к труду ребенка в школе.

Как следствие всего этого не формируется положительная учебная мотивация

В 3-4 классах ведущими причинами являются:

– недостатки в развитии познавательных процессов;

– индивидуально – типологические особенности;

-в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;

-эмоциональная депривация;

– не сформированность  межличностных отношений  между детьми в классе;

-педагогическая запущенность;

– отсутствие адекватной мотивации учения;

В 5-9 классах ведущими причинами являются:

– индивидуально – типологические особенности;

-смена ведущей деятельности;

-в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели;

-эмоциональная депривация;

– не сформированность  межличностных отношений  между детьми в классе;

-социально-педагогическая запущенность;

– проблемы подросткового возраста;

-неадекватная самооценка;

– отсутствие адекватной мотивации учения;

 3.Рекомендации по повышению школьной успеваемости  обучающихся 1-2 классов:

-необходимо знать индивидуально –типологические особенности каждого ребенка, принимать каждого ребенка таким какой он есть. Процесс обучения строить с учетом этих особенностей

-знание основ закономерностей психического развития личности в этом возрасте

-поддерживать тесный контакт с родителями, эмоционально вовлекать их в процесс обучения

-объяснить родителям, что наличие дефектов речи (если такие имеются) будет неблагоприятно сказываться на обучении ребенка. Направить ребенка на консультацию к дефектологу, психологу

–  для развития адекватной учебной мотивации необходимо помнить, что в этом возрасте у детей лучше развито непроизвольное внимание, преобладает наглядно-образное мышление. Необходимо, что бы процесс обучения был насыщен положительными эмоциями, чтобы дети понимали, где они могут применить получаемые знания.

-обязательно эмоционально-положительная оценка труда ребенка учителем

-развитие межличностных отношений в классе

Рекомендации по повышению школьной успеваемости обучающихся 3-4 классов:

-знание основ закономерностей психического развития личности в этом возрасте

-поддерживать тесный контакт с родителями, эмоционально вовлекать их в процесс обучения

– в семье нет установки на труд, на приложение усилий для достижения цели

-помнить, что основой внутреннего интереса становятся взаимоотношения с одноклассниками

-важным стимулом к учению является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания

 

Рекомендации по повышению школьной успеваемости   обучающихся 5-9 классов:

-помнить, что ведущая роль отводится общению

-важным стимулом к учению является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания

– можно опираться на поисковую активность в интересах и увлечениях. Понаблюдать, заметить, чем же ребенок интересуется, к чему склоняется – компьютеру, футболу, каратэ, бабочкам и т.п. попытаться связать его интерес с одним из школьных предметов.

-необходимо знать индивидуально –типологические особенности каждого ребенка. Процесс обучения строить с учетом этих особенностей

-знание основ закономерностей психического развития личности в этом возрасте

-повышение самооценки и укрепление самоуважения учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости. (упражнения см. в приложении)

-разъяснять родителям важность и необходимость  труда, приложения усилий для достижения цели;

– разъяснять родителям важность общения с ребенком для повышения учебной мотивации, помогать ребенку строить жизненные планы

-создавать у ребят ситуации успеха

 

Упражнения, способствующие повышению самооценки у слабоуспевающих учащихся

1. Упражнение «Позитивные мысли».

Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.

Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым подросткам будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений:

позитивных мыслей о себе;

симпатии к себе;

способности относится к себе с юмором;

Выражение гордости собой как человеком;

Описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:

Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?

Где безопасно говорить о таких вещах?

Надо ли преуспевать во всем?

Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам?

Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?

Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.

Продолжительность упражнения 50 минут.

2. Упражнение «Школьные дела».

Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.

Учеников просят по очереди высказываться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»»

Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.

Продолжительность упражнения 30-40 минут.

 

3. Упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».

Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.

В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе – описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным. На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются. Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам. Продолжительность упражнения 50 минут.

 

4. Упражнение «Воображение успеха».

Цель:  развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.

Участников просят представить себе, как бы они хотели заново проявить себя в тех ситуациях, которые в прошлом оказались для них неудачными. На этой стадии акцентируется внимание на понятии «позитивное мышление». Контролируя возникающие у нас мысли, мы способны убедить себя в том, что мы можем, если захотим, стать лучше, чем мы есть сейчас. То, как мы себя воспринимаем, имеет большое значение, и мы можем стать именно такими, какими, по нашему убеждению, в состоянии стать.

Продолжительность упражнения 30 минут.

5. Упражнение «Поделись успехом».

Цель: повысить самооценку подростка.

Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.

Продолжительность упражнения 20 минут.

6. Упражнение «Афоризмы».

Цель: учить ребят позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.

Упражнение проводится в форме групповой дискуссии, основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, участники игры могут прийти к осознанию огромных возможностей, которыми они обладают, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению психолога может быть дополнен или изменен.

Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо).

Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека).

Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В. Г. Белинский).

Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень).

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт).

И после плохого урожая нужно сеять (Сенека).

Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле).

Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).

Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э.Хаббарт).

Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови).

Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги).

Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс).

Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).

Продолжительность упражнения 50 минут.

7. Упражнение «Еженедельный отчет».

Цель: развитие возможности анализировать и регулировать своею повседневную жизнь.

Каждому участнику выдается листок бумаги со следующими вопросами:

Какое главное событие этой недели?

Кого тебе удалось лучше узнать на этой неделе?

Что важного ты узнал о себе на этой неделе?

Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю?

Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя?

Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений?

Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий?

Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?

Затем происходит коллективное обсуждение. Ребята делятся своими успехами, анализируют свои неудачи и коллективно ищут пути улучшения ситуации в будущем. В итоге, проводя такие еженедельные наблюдения, подросток начинает лучше понимать самого себя, анализировать свои поступки.

Продолжительность упражнения 40 минут.

Добавить комментарий