Рекомендации родителям по профилактике отклоняющегося поведения у детей и подростков

Ребенок не слушается
Старайтесь сдерживаться, не проявляйте бурных вспышек гнева, будьте терпеливее. Фиксируйте свои замечания ребенку в течение дня (когда, по какому поводу и в какой форме с последующим анализом). Проиграйте возникшую конфликтную ситуацию, поменявшись ролями (ребенок в роли родителя предлагает варианты решения).Чаще разговаривайте по душам: интересуйтесь, что хочется ребенку, чего ему не хватает в семье. Чаще хвалите и проявляйте понимание. Чаще создавайте ситуации успеха, где ребенок проявит свои лучшие стороны. Не упрекайте. Важно не только слышать, но и слушать своего ребенка. Любите ребенка таким, какой он есть. Не спешите в суждениях и выводах. Не приказывайте, а высказывайте свои требования в виде просьбы, пожелания. Действуйте согласно принципу «строгость + последовательность». Запретов должно быть немного, но их нарушение должно всегда сопровождаться наказанием. Иначе ребенок поймет, что правила — это нечто условное, поэтому выполнять их вовсе не обязательно. Записывайте определенные правила и вывешивайте их на видное место. Наказанный ребенок не должен сомневаться, что родители его любят. Обсуждайте поступки ребенка открыто, но на «языке любви». Не прибегайте к физическим наказаниям. Наказывая ребенка, объясните четко, в чем заключается его вина, для него это может быть не так очевидно как для вас. Проявляйте свое огорчение, показывайте, как вас расстроило поведение сына (дочери).
Ребенок уходит из дома
Поговорите с ребенком о том, что вы чувствуете в его отсутствие. Заключите с ребенком договор: если он уходит из дома, то вы лишаете его карманных денег и т. д. Поддерживайте контакт со специалистами. Создайте в семье спокойную, доброжелательную атмосферу. Придумывайте совместные семейные дела, проводите больше времени с ребенком. Проявляйте заинтересованность в общении с ребенком. Познакомьтесь со всеми друзьями ребенка и их семьями, запишите их адреса и телефоны. Если дети не дома, родители всегда должны знать, где и с кем они находятся и когда должны вернуться домой. Проанализируйте, с кем общается ваш ребенок; может, следует ограничить круг его общения. Расскажите ребенку о том, какие поступки противозаконны, и объясните, какие его поступки попадают под это определение. Объясните ребенку, что он не должен бояться сказать «нет!», если ему предлагают совершить подобные поступки. Узнайте в местном отделении милиции, действуют ли какие-либо молодежные группировки в вашем районе. Будьте добрыми и строгими. Постарайтесь понять, что движет ребенком при его уходе из дома. Содействуйте профессиональной ориентации своих детей, формированию у них смысла жизни.
Ребенок ворует
Воспитывайте моральные качества ребенка на собственном примере. Обсуждайте ситуации «глаза в глаза». Читайте и обсуждайте с ребенком литературные произведения (поступки героев). Объясните ребенку, в чем заключается его вина, кто пострадал от его поступка, как надо было вести себя в этой ситуации. Если вы заметили у ребенка наличие новой(ых) вещи(ей), поинтересуйтесь историей ее (их) появления. Если вы заметили, что из дома стали пропадать деньги и вещи, поговорите с ребенком, не спешите считать его объяснения ложью. Если у вас возникло обоснованное убеждение в том, что он ворует, выясните, не связано ли это с болезнью (клептоманией) или он действует, подчиняясь давлению сверстников. Ни в коем случае не изолируйте сына (дочь) от послушных детей. Не забывайте, что каждый ребенок должен иметь шанс на исправление ошибки. Побеседуйте с ребенком, спросите, что ему хочется, чего не хватает, проанализируйте и сделайте выводы. Разъясните ребенку, что воровство — это уголовно наказуемое деяние, расскажите, какие могут быть последствия для несовершеннолетних детей в результате такого поведения.
У ребенка низкая самооценка
Не говорите ребенку: «Ты плохой», «Мы тебя не любим». Это вызывает у него появление комплексов, чувства страха. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает. Почаще говорите ребенку: «Ты у меня самый лучший!», «Что бы я делала без тебя?», «Ты у меня молодец!» и т. д. Не увлекайтесь сравнением своего ребенка с послушными детьми. В противном случае он усвоит мысль, что он не такой, как все. Убеждайте ребенка в том, что вы любите его и никогда ни на кого не променяете. Включая ребенка в различного рода деятельность, создавайте ему ситуации успеха, поскольку неудачи вызывают более резкую самокритику, а это увеличивает его неуверенность, ведет к заниженной самооценке. Никогда не обзывайте ребенка. Помните, что самооценка ребенка является прямым воспроизводством оценки родителей. Дети отмечают у себя прежде всего те качества, которые подчеркиваются родителями. Поддерживайте инициативу ребенка. Не навязывайте ребенку представлений о нем, как о неспособном самостоятельно мыслить и действовать, так как все это приводит к занижению самооценки.
Ребенок упрямый
Не путайте упрямство с настойчивостью. Не пытайтесь переупрямить ребенка, лучше отвлеките его чем-нибудь интересным. Предоставьте ребенку право выбора, объясняя при этом,какие могут быть последствия в том или ином случае. При очередной вспышке упрямства постарайтесь переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, что могло
его заинтересовать. Запрещая, предлагайте ребенку альтернативу. Учите детей уступать. В момент упрямства задайте ребенку неожиданный вопрос, который бы позволил ему отвлечься. Не взрывайтесь, будьте терпеливы.
Ребенок раздражителен
Обсуждайте с ребенком причины, которые привели его к раздраженному состоянию. Проявите обиду, огорчение от его вспышек. Научитесь уступать, быть терпеливее с детьми.
Объясните ребенку влияние раздражительности на его состояние здоровья.
Ребенок сквернословит
Используйте прием обескураживания (когда ребенок станет говорить бранные слова, отнестись к этому спокойно, мягко, добродушно). Предложите детям альтернативу брани (слова, которые можно произнести для ответа на дразнилки и пр.). Учите детей управлять своими чувствами и эмоциями, находить разрешенные слова в трудных (критических) ситуациях. Помните, что в семье дети должны видеть образцы языкового поведения.

Добавить комментарий