У ВАС РАСТЕТ СЫН: СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ

Каждая мама, в одиночку воспитывающая сына и искренне желающая дать ему правильное воспитание, должна забыть мнение отдельных людей о том, что неполная семья равна воспитанию неполноценного мужчины. Не считайте свою семью неполноценной – не программируйте себе проблемы. Неполноценность определяется не отсутствием отца, а отсутствием любви и правильного воспитания.

По мнению знаменитого психолога и отца двоих сыновей Найджела Латта, основанному на многолетней практике, одна из важных задач в воспитании сына – научить его базовым ценностям, которые помогут ему вырасти настолько хорошим человеком, насколько это возможно в нашем мире. Если справитесь, считайте, что вы выполнили свою родительскую работу.

Базовые ценности: ответственность, скромность, сопереживание.

Существует множество точек зрения на ценности, являющиеся для мальчиков самыми главными. Найджел Латта выделил три ключевые ценности, прекрасно отражающие общую картину.

Ответственность

Речь здесь идет об ответственности за себя и свои поступки. Воспитывайте в сыне ощущение личной ответственности за собственную жизнь. Как говорится, человека определяет не то, что происходит, а то, как он на это реагирует. Мир ничего мне не должен, и в его глазах никто из нас не является особенным. Мир даже не знает о нашем существовании. Задача каждого – найти свой путь.

Все, что вы делаете, имеет те или иные последствия, даже если вы просто о чем-то подумали. В восточной философии это называется «карма» или «зависимое возникновение». В западной науке существует теория хаоса (математическая теория о том, что изначально малое влияние на систему может дать непредсказуемый эффект где-нибудь в другом месте и в другое время: бабочка, взмахнувшая крыльями в Айове, запускает цепь событий, приводящих к торнадо в Индонезии). Как бы вы это ни называли, что бы об этом ни думали, все, что вы делаете, имеет последствия, и это важно понимать.

Однако множество молодых людей живут так, будто истиной является полная противоположность. Они уверены – их ничего не коснется, а если что-то плохое все же происходит, это не их вина. Иногда причина в том, что родители слишком далеко зашли в своей заботе и взяли на себя проблемы сына. Если он попадает в неприятности, они его вызволяют. Если он ломает, они чинят. Поступая так, вы не научите мальчиков ответственности.

Ответственность надо передать. Если сын совершит ошибку, он же ее и исправляет. Если он делает что-то неправильно, надо ему помочь все исправить. Это не значит, что вы должны бросить его на произвол судьбы или перестать поддерживать, напротив, вы поддерживаете его в работе с последствиями. Только через работу с результатами собственных поступков, через глубокое понимание того, что ответственность за свои дела несут они сами, ваши сыновья научатся сначала думать, а потом действовать.

Скромность

Скромность означает понимание того, что мы – часть мира, а не его центр. Скромность не означает, что вы должны стать безвольными, слабыми или зависимыми. Скромность связана с осознанием того, что все мы – часть чего-то, что больше каждого из нас. Скромность связана с пониманием перспективы, нашего места и цели в общей схеме вещей. Никто не оказывается там, где он есть, сам по себе, все мы стоим на плечах тех, кто был прежде.

Неотъемлемым компонентом скромности является уважение к другим. Это не значит подчинять свои нужды нуждам окружающих или действовать так, словно все правы, а вы – нет. Эта грань скромности связана с уважением к людям, к своим родителям, учителям, милиции и ко всем тем, с кем вы вступаете в контакт. Уважение – это когда вы проявляете недовольство, но не забываете, что другой человек тоже имеет чувства.

Сопереживание

Здесь все ясно и без объяснений, поскольку это основа заботы об окружающих. Без него мы становимся менее человечными. Конечно, есть в мире люди, полностью лишенные сопереживания, и есть многие, кто ставит сопереживание в конец своего списка ценностей. Для этого не нужно непременно быть злобным человеком – вы можете просто ничего не делать. Вы видите, что происходит что-то плохое, и отворачиваетесь. Сопереживание в действии означает понимание того, что родители должны заботиться о малыше. Все просто и ясно.

 

Разрешаем эмоции

Кто-то придумал, что мальчики не плачут, и это прочно укоренилось в сознании людей. Существует немало исследований, доказавших, что привычка прятать и сдерживать свои чувства приводит к неприятным последствиям, начиная от неврозов и депрессий и заканчивая психосоматическими болезнями. Онкологи твердят, что загнанные внутрь стрессы становятся причиной раковых заболеваний.

Очень важно научить мальчика опознавать свои эмоции и справляться с ними. Многие мужчины имеют проблемы с построением близких отношений именно потому, что в детстве все их чувства отрицались. Запрет на слезы вызывает онемение и других чувств, человек теряет способность к сочувствию и заботе.

В нынешнем обществе наиболее конкурентоспособны те, кто чувствует людей, способен к эмпатии, умеет распознать исходящую от других опасность. Физический труд часто заменяется интеллектуальным, профессии требуют развитой интуиции, умения налаживать отношения и идти на контакт.

Как помочь мальчику разобраться в сложном мире чувств, быть в гармонии с собой? Есть отличный педагогический прием: называйте чувства. Проговаривайте эмоции ребенка. Например, он упал и плачет от боли, в этот момент вы обнимаете его, гладите и проговариваете, что очень больно, обидно, упал, болит коленка. Сын пришел из школы с двойкой, вы видите, что он зол. Ваша реакция: «Ты очень зол, что получил двойку!». Подобное поведение, во-первых, выстраивает контакт между вами и мальчиком, усиливает доверие, ребенок чувствует, что его понимают, во-вторых, учит маленького человека эмоциональной грамотности, помогает ему разобраться, что он чувствует и почему.

Воздержитесь от отрицания чувств! Это очень важное правило. В той же ситуации с двойкой отрицанием чувств будет: «Да это ерунда! Чего ты волнуешься из-за какой-то глупости?». С падением: «Да ты толком и не упал, тебе же не больно!». Ребенок не перестанет ощущать боли и досады, но есть большая вероятность, что к вам он больше с этим не придет, научится скрывать и перестанет осознавать свои ощущения. Пусть ребенок радуется, плачет, смеется и злится, дайте ему это право.

Самый лучший способ воспитания чувственности и образного мышления – это чтение: сначала сказок, позже – классической литературы. Особенно тех произведений, которые вызывают чувства сострадания, сопереживания основным героям.

 

«Лестница судного дня (ЛеСД)»

Для некоторых мам воспитание сыновей представляется чем-то вроде дрессировки льва. Мальчики бывают шумными, энергичными созданиями, и, хотя это нормально, время от времени такое поведение утомляет. Суть общения с мальчиками – глубинное понимание их прагматической природы, которое позволит увидеть, что управлять ими гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.

Время – это крайне удобный инструмент для поощрения и наказания, и именно он лежит в основе техники новозеландского психолога Найджела Латты «Лестница судного дня (ЛеСД)». Она отлично работает с детьми, и особенно хорошо – с мальчиками. Дети, конечно, должны быть в том возрасте, в котором они имеют представление о времени. С детьми младше шести лет такой метод не сработает. Но даже если им больше шести, убедитесь, что они понимают смысл увеличения и уменьшения времени.

  1. Нарисуйте на листе бумаги лестницу (шкалу), как показано на рисунке. Шкала начинается со времени обычного отхода ко сну и опускается получасовыми промежутками до того времени, когда ваш сын возвращается из школы домой. Если он дошкольник, разделите шкалу на 15-минутные деления.
  2. Повесьте лестницу на холодильник, где он сможет ее увидеть.
  3. На самый верх лестницы поместите магнит (флажок). Флажок станет для сына отметкой, указывающей время отхода ко сну. У каждого ребенка должен быть свой магнит.
  4. Каждое утро помещайте флажок на самом верху лестницы, на отметке 8.00, как показано на рисунке.
  5. Если мальчик плохо себя ведет, опустите магнит на одну ступень. Если плохое поведение не прекращается в означенный период времени (обычно на счет «раз – два – три»), флажок опускается еще на одну ступень.
  6. Если вы попросили его что-то сделать в установленный срок (отмеряйте время таймером на микроволновке) и это не выполнено, передвиньте магнит вниз.
  7. Продолжайте сдвигать его вниз до тех пор, пока ваш сын не выполнит поручение или пока магнит не достигнет текущего времени, после чего ребенок отправляется в постель. Если магнит опустился до 3.30, а на часах 3.30, значит, он идет в постель.
  8. Этот пункт очень важен. Потеряв время на шкале, он сможет его вернуть, сделав исправительную (штрафную) работу (см. ниже).
  9. Хвалите его в те дни или недели, когда магнит не опускался. Решите, сколько таких успешных дней требуется, чтобы квалифицировать всю неделю как положительную и поощрить его. (Это должен быть достаточно сложный, но достижимый результат. Можете начать с двух успешных дней в неделю и постепенно увеличивать их число, когда его поведение улучшится.)

Исправительная работа

В концепции ЛеСД очень важна исправительная (штрафная) работа. Эти задания дают возможность выйти из отрицательных циклов и вернуться в положительные. Цель штрафной работы – вернуть ребенку хорошее настроение. Вот несколько примеров подобных заданий.

Вынести мусор.

Разгрузить посудомоечную машину.

Повесить белье.

Прибраться в комнате.

Пропылесосить.

Сделать что-нибудь хорошее для младшей сестры, которую он только что ударил.

Очень важно, чтобы он имел возможность выбирать задания, поскольку это увеличивает шансы на согласие. Рекомендуется родителям завести небольшую коробку с карточками, на каждой из которых будет написано задание и этапы его выполнения, чтобы дети могли сами решать, что им сегодня делать. Например:

Разгрузить посудомоечную машину

  1. Аккуратно достать каждый предмет.
  2. Проверить, сухой ли он.
  3. Убрать на место.
  4. Закрыть машину.
  5. Вытереть воду с полки.

Установив точную последовательность выполнения этапов задания, вы сможете избежать споров о том, сделано оно или нет. Карточка – это объективная проверка: вам нужно только ее прочесть, взглянуть на то, что сделано, и сравнить. Если на полке осталась вода, скажите: «Все хорошо, но ты забыл пятый пункт. Скажи, когда закончишь, и я подниму магнит».

Объем исправительной работы должен отражаться на размере компенсации. К примеру, вы можете поднять магнит на два деления (час) за то, что он прибрался в своей комнате, и на одно деление (тридцать минут), если подмел дорожку. Зависит это и от возраста. Когда он завершит задание, искренне похвалите его, вместе порадуйтесь тому, что его жизнь вернулась в привычное русло.

Можно ли использовать шкалу для мальчиков старшего возраста?

Да, можно. Со старшими детьми лестница времени раннего отхода ко сну заменяется временем, после которого нельзя выходить на улицу, сроком сидения за компьютером или разговоров по телефону.

Почему это подходит для мальчиков?

Причина, по которой этот метод особенно хорошо подходит для мальчиков, заключается в его ясной и понятной структуре. Здесь есть прямая связь между тем, что вы делаете, и последствиями этих действий. Кроме того, мальчик учится быть ответственным за свои чувства и поведение. Если он начинает орать, вам надо просто сдвинуть флажок вниз. Если он тут же не возьмет себя в руки, то потеряет еще одну ступень. В противном случае он не только подчинится вашему требованию, но и выучит ценный урок, состоящий в том, что не гнев контролирует его, а он контролирует гнев.

Главное – не забывайте, что он мальчик

Этот последний пункт чрезвычайно важен, особенно для мам, воспитывающих сыновей в одиночку. Если отец есть, он сам будет напоминать вам об этом, и вы должны к нему прислушиваться. Многие мамы совершают одну и ту же ошибку, пытаясь сделать своего сына таким, каким они бы хотели его видеть, или таким, каким, по их мнению, он должен быть. Надо позволить ему быть тем, кто он есть.

Мамы считают, что если им удастся вселить в него фундаментальное убеждение в ценности чистых комнат, тихого голоса и безопасных игр, он прозреет.

Извините, но этого не будет.

Вы можете застегнуть своего сына на все пуговицы и контролировать его, пока он малыш, но в конечном итоге все порвется. И если он проведет первый этап своей жизни в стерильной, спокойной, управляемой среде, то, став подростком, компенсирует это, с невероятной целеустремленностью погрузившись в грязь и раздражительность.

Если хотите знать, что для мальчиков нормально, прочтите этот список – он вам все объяснит:

шум;

крики;

толкание друзей, братьев и сестер;

драки с братьями и сестрами;

бардак;

грязь;

крики;

игры с палками;

жестокие игры со стрельбой, взрывами и обезглавливанием;

коллекционирование насекомых;

помешательство на динозаврах;

собирание всевозможного старого мусора (сокровищ);

ворчливость;

смех;

крики;

туалетный юмор;

рыгание;

восхищение опасными и рискованными вещами;

пуканье и шутки на эту тему;

крики.

Таков примерный перечень того, что является нормальным для мальчиков. Ничто из перечисленного не должно вас тревожить или вызывать беспокойство. Это их природа.

 

Добавить комментарий