Руководитель проекта в Государственном учреждении образования «Гимназия г. Пружаны» – директор гимназии Алла Николаевна Сомова, раб. тел. 8016322-79-34
Координатор проекта в Государственном учреждении образования «Гимназия г. Пружаны» – заместитель директора по учебной работе Юлия Сергеевна Куровская, раб. тел. 8016324-47-54
Научные руководители проекта:
Парамонова Наталья Андреевна, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта БГУФК, заведующая отраслевой лабораторией спортивной биомеханики РИУП «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник», кандидат биологических наук, доцент, тел. +375 (29) 760-83-34, e-mail: paramonovana@tut.by.
Мартыненко Антон Николаевич, заместитель начальника управления по развитию и детско-юношескому хоккею Ассоциации «Федерация хоккея Республики Беларусь», старший преподаватель кафедры футбола и хоккея БГУФК, кандидат педагогических наук (РФ), доцент (РФ), тел. +375 (44) 703-78-57, e-mail: martynenko@hockey.by.
Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности
- ГУО «Средняя школа № 1 г. Лунинца»
- ГУО «Средняя школа № 2 г. Лунинца»
- ГУО «Средняя школа № 3 г. Лунинца»
- ГУО «Средняя школа № 4 г. Лунинца»
- ГУО «Гимназия г. Лунинца»
- ГУО «Средняя школа № 1 г. Ивацевичи»
- ГУО «Средняя школа № 3 г. Ивацевичи»
- ГУО «Средняя школа № 4 г. Ивацевичи»
- ГУО «Средняя школа № 1 г. Пружаны имени Краснознамённого Белорусского военного округа»
- ГУО «Средняя школа № 3 г. Пружаны»
- ГУО «Средняя школа № 5 г. Пружаны»
- ГУО «Гимназия г. Пружаны»
Контрольную группу составят учащиеся I–III классов учреждений общего среднего образования Брестской области. Объем выборки контрольной группы будет сопоставим с объемом экспериментальной группы.
Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну
Основная идея экспериментального проекта состоит в апробации экспериментальной учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с вариативным компонентом «Хоккей» для I–III классов учреждений общего среднего образования при соблюдении комплекса организационно-педагогических условий.
Экспериментальная программа предусматривает:
– объединение часов действующей программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для I–III классов учреждений общего среднего образования и часов занятий «Час здоровья и спорта» для I–III классов;
– перераспределение часов, отводимых в учебной программе «Физическая культура и здоровье» для I–III классов, на раздел «Умения, навыки и способы деятельности».
Объединение часов согласуется с положением инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь к началу 2022/2023 учебного года, в соответствии с которым к проведению занятия «Час здоровья и спорта» предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».
Незначительное сокращение часов, отводимых на «акробатические упражнения», «лазание», «элементы легкой атлетики», «спортивные и подвижные игры», позволяет выделить часы на раздел «передвижение на коньках» в I классе и на раздел «передвижение на коньках, владение клюшкой и шайбой» во II и III классах.
Включение вариативного компонента «Хоккей» в учебную программу для I–III классов учреждений общего среднего образования расширяет возможности физической подготовки учащихся в части освоения навыков передвижения на коньках, владения клюшкой и шайбой.
Включение вариативного компонента «Хоккей» осуществлено с учетом сенситивных (благоприятных) периодов в развитии физических качеств учащихся и направлено на:
– укрепление интереса учащихся к физкультурно-спортивной деятельности;
– расширение базы двигательных навыков (передвижение на коньках, владение клюшкой и шайбой);
– развитие быстроты и точности мышления, пространственной ориентировки, периферического зрения, распределения и переключения внимания в условиях ситуативной, постоянно меняющейся игровой деятельности;
– развитие навыков саморегуляции (управления собственным поведением и эмоциональным состоянием);
– развитие коммуникативных навыков;
– развитие инициативности и творческих способностей;
– улучшение показателей здоровья, способности противостоять простудным заболеваниям.
Целью экспериментальной учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с вариативным компонентом «Хоккей» является формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся I–III классов средствами хоккея.
Реализация цели предусматривает соблюдение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Образовательные задачи:
формирование доступных в младшем школьном возрасте физкультурных знаний;
формирование двигательных умений и навыков;
обучение способам физкультурной деятельности;
развитие способности применять изученные физкультурные знания, использовать двигательные умения и навыки во внеурочное время;
формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения во время организованных и самостоятельных игр и физкультурных занятий в экологически неблагоприятных условиях.
Образовательные задачи вариативного компонента «Хоккей»:
формирование базовых теоретических знаний в области хоккея: (история возникновения хоккея с шайбой, основы правил игры в хоккей, основы техники хоккея с шайбой, общее представление о тактике игры);
формирование умений и навыков передвижения на коньках;
формирование умений и навыков владения клюшкой и шайбой;
развитие способности применять умения и навыки передвижения на коньках, владения клюшкой и шайбой в игровой и соревновательной деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитание отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
развитие потребности в регулярной физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;
содействие гармоничному физическому, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию;
воспитание дисциплинированности, честности, исполнительности, коллективизма, отзывчивости, смелости;
формирование межличностных отношений со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности.
Воспитательные задачи вариативного компонента «Хоккей»:
развитие интереса к спортивной деятельности, занятиям хоккеем с шайбой, проведению досуга включающего, прежде всего, передвижение на коньках, владение клюшкой и шайбой;
воспитание физических качеств (гибкости, выносливости, скорости, силы, координации);
развитие быстроты и точности мышления, пространственной ориентации, распределения и переключения внимания в условиях ситуативной, постоянно меняющейся игровой деятельности;
совершенствование коммуникативных навыков, воспитание чувства коллективизма, культуры поведения на льду и вне льда;
развитие навыков саморегуляции (управления собственным поведением и эмоциональным состоянием);
воспитание волевых качеств;
развитие творческих способностей.
Оздоровительные задачи:
профилактика заболеваний, стрессовых состояний;
формирование навыков здорового физически активного образа жизни;
укрепление физического здоровья учащихся;
развитие координационных и кондиционных способностей;
содействие разностороннему физическому развитию;
формирование правильной осанки.
Оздоровительные задачи вариативного компонента «Хоккей»:
укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем организма;
закаливание организма, повышение уровня устойчивости к меняющимся погодным условиям;
повышение общей работоспособности.
В результате освоения содержания экспериментальной учебной программы учащиеся должны:
Иметь представление:
о здоровье человека;
о здоровом образе жизни и месте в нем физических упражнений;
об Олимпийских играх;
о спортивной игре хоккей с шайбой.
Знать, понимать и соблюдать:
требования здорового образа жизни;
правила безопасного поведения на учебных занятиях физической культурой;
правила безопасного поведения на льду (в том числе на коньках, с клюшкой и шайбой;
требования к профилактике травматизма при самостоятельном выполнении упражнений и во время подвижных игр (в том числе на льду, на коньках, с клюшкой и шайбой);
правила самостоятельных занятий физическими упражнениями;
режим учебного и выходного дня;
гигиенические требования к спортивной форме и хоккейной экипировке;
изученные упражнения, способы деятельности, строевые команды;
правила игры в хоккей.
Уметь:
выполнять упражнения для формирования правильной осанки, комплексы упражнений утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений и физкультминуток;
играть в разученные подвижные игры;
передвигаться на коньках, владеть клюшкой и шайбой;
применять освоенные технические приемы хоккея с шайбой в игре и на соревнованиях;
использовать приемы самостраховки и хоккейной акробатики;
правильно выполнять технические приемы изучаемых видов спорта;
технически правильно выполнять тестовые упражнения для оценки уровня развития двигательных способностей;
сравнивать результаты и технику выполнения упражнений (двигательных действий) с эталоном – образцом, рисунком, правилом.