Экспериментальный проект «Апробация экспериментальной учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с вариативным компонентом «Хоккей» для I – III классов учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания»

Руководитель проекта в Государственном учреждении образования «Гимназия г. Пружаны» – директор гимназии Алла Николаевна Сомова, раб. тел. 8016322-79-34

Координатор проекта в Государственном учреждении образования «Гимназия г. Пружаны» – заместитель директора по учебной работе Юлия Сергеевна Куровская, раб. тел. 8016324-47-54

Научные руководители проекта:

Парамонова Наталья Андреевна, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта БГУФК, заведующая отраслевой лабораторией спортивной биомеханики РИУП «Научно-технологический парк БНТУ «Политехник», кандидат биологических наук, доцент, тел. +375 (29) 760-83-34, e-mail: paramonovana@tut.by.

Мартыненко Антон Николаевич, заместитель начальника управления по развитию и детско-юношескому хоккею Ассоциации «Федерация хоккея Республики Беларусь», старший преподаватель кафедры футбола и хоккея БГУФК, кандидат педагогических наук (РФ), доцент (РФ), тел. +375 (44)        703-78-57, e-mail: martynenko@hockey.by.

 Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление экспериментальной деятельности

  1. ГУО «Средняя школа № 1 г. Лунинца»
  2. ГУО «Средняя школа № 2 г. Лунинца»
  3. ГУО «Средняя школа № 3 г. Лунинца»
  4. ГУО «Средняя школа № 4 г. Лунинца»
  5. ГУО «Гимназия г. Лунинца»
  6. ГУО «Средняя школа № 1 г. Ивацевичи»
  7. ГУО «Средняя школа № 3 г. Ивацевичи»
  8. ГУО «Средняя школа № 4 г. Ивацевичи»
  9. ГУО «Средняя школа № 1 г. Пружаны имени Краснознамённого Белорусского военного округа»
  10. ГУО «Средняя школа № 3 г. Пружаны»
  11. ГУО «Средняя школа № 5 г. Пружаны»
  12. ГУО «Гимназия г. Пружаны»

Контрольную группу составят учащиеся I–III классов учреждений общего среднего образования Брестской области. Объем выборки контрольной группы будет сопоставим с объемом экспериментальной группы.

 Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

 Основная идея экспериментального проекта состоит в апробации экспериментальной учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с вариативным компонентом «Хоккей» для I–III классов учреждений общего среднего образования при соблюдении комплекса организационно-педагогических условий.

Экспериментальная программа предусматривает:

объединение часов действующей программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для I–III классов учреждений общего среднего образования и часов занятий «Час здоровья и спорта» для I–III классов;

перераспределение часов, отводимых в учебной программе «Физическая культура и здоровье» для I–III классов, на раздел «Умения, навыки и способы деятельности».

Объединение часов согласуется с положением инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь к началу 2022/2023 учебного года, в соответствии с которым к проведению занятия «Час здоровья и спорта» предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Незначительное сокращение часов, отводимых на «акробатические упражнения», «лазание», «элементы легкой атлетики», «спортивные и подвижные игры», позволяет выделить часы на раздел «передвижение на коньках» в I классе и на раздел «передвижение на коньках, владение клюшкой и шайбой» во II и III классах.

Включение вариативного компонента «Хоккей» в учебную программу для I–III классов учреждений общего среднего образования расширяет возможности физической подготовки учащихся в части освоения навыков передвижения на коньках, владения клюшкой и шайбой.

Включение вариативного компонента «Хоккей» осуществлено с учетом сенситивных (благоприятных) периодов в развитии физических качеств учащихся и направлено на:

– укрепление интереса учащихся к физкультурно-спортивной деятельности;

– расширение базы двигательных навыков (передвижение на коньках, владение клюшкой и шайбой);

– развитие быстроты и точности мышления, пространственной ориентировки, периферического зрения, распределения и переключения внимания в условиях ситуативной, постоянно меняющейся игровой деятельности;

– развитие навыков саморегуляции (управления собственным поведением и эмоциональным состоянием);

– развитие коммуникативных навыков;

– развитие инициативности и творческих способностей;

– улучшение показателей здоровья, способности противостоять простудным заболеваниям.

Целью экспериментальной учебной программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с вариативным компонентом «Хоккей» является формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся I–III классов средствами хоккея.

Реализация цели предусматривает соблюдение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Образовательные задачи:

формирование доступных в младшем школьном возрасте физкультурных знаний;

формирование двигательных умений и навыков;

обучение способам физкультурной деятельности;

развитие способности применять изученные физкультурные знания, использовать двигательные умения и навыки во внеурочное время;

формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения во время организованных и самостоятельных игр и физкультурных занятий в экологически неблагоприятных условиях.

Образовательные задачи вариативного компонента «Хоккей»:

формирование базовых теоретических знаний в области хоккея: (история возникновения хоккея с шайбой, основы правил игры в хоккей, основы техники хоккея с шайбой, общее представление о тактике игры);

формирование умений и навыков передвижения на коньках;

формирование умений и навыков владения клюшкой и шайбой;

развитие способности применять умения и навыки передвижения на коньках, владения клюшкой и шайбой в игровой и соревновательной деятельности.

Воспитательные задачи:

воспитание отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

развитие потребности в регулярной физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;

содействие гармоничному физическому, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию;

воспитание дисциплинированности, честности, исполнительности, коллективизма, отзывчивости, смелости;

формирование межличностных отношений со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности.

Воспитательные задачи вариативного компонента «Хоккей»:

развитие интереса к спортивной деятельности, занятиям хоккеем с шайбой, проведению досуга включающего, прежде всего, передвижение на коньках, владение клюшкой и шайбой;

воспитание физических качеств (гибкости, выносливости, скорости, силы, координации);

развитие быстроты и точности мышления, пространственной ориентации, распределения и переключения внимания в условиях ситуативной, постоянно меняющейся игровой деятельности;

совершенствование коммуникативных навыков, воспитание чувства коллективизма, культуры поведения на льду и вне льда;

развитие навыков саморегуляции (управления собственным поведением и эмоциональным состоянием);

воспитание волевых качеств;

развитие творческих способностей.

Оздоровительные задачи:

профилактика заболеваний, стрессовых состояний;

формирование навыков здорового физически активного образа жизни;

укрепление физического здоровья учащихся;

развитие координационных и кондиционных способностей;

содействие разностороннему физическому развитию;

формирование правильной осанки.

Оздоровительные задачи вариативного компонента «Хоккей»:

укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем организма;

закаливание организма, повышение уровня устойчивости к меняющимся погодным условиям;

повышение общей работоспособности.

В результате освоения содержания экспериментальной учебной программы учащиеся должны:

Иметь представление:

о здоровье человека;

о здоровом образе жизни и месте в нем физических упражнений;

об Олимпийских играх;

о спортивной игре хоккей с шайбой.

Знать, понимать и соблюдать:

требования здорового образа жизни;

правила безопасного поведения на учебных занятиях физической культурой;

правила безопасного поведения на льду (в том числе на коньках, с клюшкой и шайбой;

требования к профилактике травматизма при самостоятельном выполнении упражнений и во время подвижных игр (в том числе на льду, на коньках, с клюшкой и шайбой);

правила самостоятельных занятий физическими упражнениями;

режим учебного и выходного дня;

гигиенические требования к спортивной форме и хоккейной экипировке;

изученные упражнения, способы деятельности, строевые команды;

правила игры в хоккей.

Уметь:

выполнять упражнения для формирования правильной осанки, комплексы упражнений утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений и физкультминуток;

играть в разученные подвижные игры;

передвигаться на коньках, владеть клюшкой и шайбой;

применять освоенные технические приемы хоккея с шайбой в игре и на соревнованиях;

использовать приемы самостраховки и хоккейной акробатики;

правильно выполнять технические приемы изучаемых видов спорта;

технически правильно выполнять тестовые упражнения для оценки уровня развития двигательных способностей;

сравнивать результаты и технику выполнения упражнений (двигательных действий) с эталоном – образцом, рисунком, правилом.

Добавить комментарий