Эмоциональная поддержка детей в период подготовки к республиканской контрольной работе КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В этот период именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами. Помощь взрослого очень важна, поскольку ребенку, кроме всего прочего, необходима ещё и психологическая готовность в столь ответственной ситуации. При подготовке к контрольной одновременно возникает множество проблем: как лучше распределить время, как чувствовать себя уверенно, как справиться с предлагаемыми заданиями, как не допустить досадных промахов.

С чем связаны психологические трудности детей во время подготовки

к республиканской контрольной работе?

Прежде всего, это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного материала. Детям необходимо рационально организовать своё время и пространство таким образом, чтобы успеть всё выучить и повторить к сроку.

Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания. Республиканская контрольная работа – это проверка не только знаний ребёнка, но и его самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?» Ситуация, безусловно, является для ребёнка стрессовой, причём в борьбе с этим стрессом ему потребуется помощь взрослого.

Как можно поддержать ребёнка в этот период?

Это прозвучит банально, но необходимо вспомнить о режиме дня. Подростки зачастую пренебрегают простыми правилами организации своего времени. Они часто волнуются, так как им кажется, что объём материала очень велик, и они не успеют все выучить. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, взрослые могут оказать им помощь даже в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана подготовки. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ученик понимает, что успеть повторить весь материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.

Важно, чтобы подросток имел возможность отдохнуть, сменить деятельность, но помните, что компьютерные игры только увеличивают усталость. Иногда шумный или активный отдых становится для детей дополнительной нагрузкой. Необходимо помочь подростку найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы его: прогулки, общение с одним – двумя друзьями. В течение дня также нужно делать короткие перерывы каждые 45-60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Ребёнок может выпить чаю, просто полежать 10 минут в тишине и затем вернуться к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности человек должен высыпаться. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учёбы, когда тянет в сон, невелика. Лучше заниматься, выспавшись, чем допоздна сидеть за учебниками.

Для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода, особенно важна обстановка в семье. Родителям необходимо создать эмоционально-спокойную, ненапряжённую атмосферу в доме.

Ребёнку бывает трудно опираться только на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль «палочки-выручалочки» играют взрослые. Важно говорить своему ребенку о том, что в него верят. Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так всё получится, зачем я буду стараться? Дело в том, что существует определённый уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребёнок не волнуется, он ничего не делает. Если, наоборот, волнение слишком сильно, оно приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят именно на то, чтобы справиться с волнением.

Республиканская контрольная работа – ситуация действительно важная, но не запредельная. Если вы видите, что ваш ребенок очень встревожен, объясните ему, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это поможет ему чувствовать себя более уверенно.

Психологическая поддержка детей – это один из важнейших факторов, определяющих успешность преодоления ими любых жизненных испытаний. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей, положительных сторон и ресурсов ребенка.

Добавить комментарий