КАК УБЕРЕЧЬ ПОДРОСТКА ОТ НАСИЛИЯ

Каждому человеку, независимо от его возраста, хочется думать и верить, что в своей семье мы находимся в безопасности, можем укрыться от стрессов и перегрузок. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в семье. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности. В такой ситуации самыми незащищенными и уязвимыми остаются дети.

Насилие в семье может иметь различные формы – от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы. Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску, они часто испытывают трудности в учебе, как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих, часто бывают напуганы и агрессивны.

Дети не могут понять, что насилие или пренебрежение – не их вина, зачастую они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого  отношения к себе. В такой ситуации обязанность взрослых – защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию.

Выделяют несколько видов жестокого обращения с детьми:

физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку. Как правило, физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. В таких случаях на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кровоподтеки, которым так же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей;

сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения; пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;

психологическое жестокое обращение включает в себя психологическое пренебрежение – последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность. Психологическое жестокое обращение включает в себя следующие модели поведения: унижение, оскорбление, высмеивание ребенка.

Ребенок, познавший человеческое насилие и растущий в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремится изолироваться от общества и может

проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Такого ребенка отличает рассеянность на занятиях, ребенок испытывает трудности в обучении по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке, плохо контролирует свое поведение и эмоции, неуверенно чувствует себя в обществе.

Чтобы избежать плохого отношения к себе, ему нередко приходится быть чрезмерно уступчивым, также у него развиваются невротические черты и проблемное поведение.

Общее физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития и ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание в развитии речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

Наиболее отчетливо у ребенка проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Он с трудом различает эмоции взрослого, имеет ограниченную способность понимать других и самого себя.

В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок- мишень, на которого сыплются все шишки. Вспомните, не так ли редко слышим мы сетование родителей: «Все дети, как дети, а этот…Откуда такой взялся? Чего ему не хватает?» Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и т.д., и становится объектом агрессии со стороны других членов семьи.

Нередки случаи, когда ребенок может напоминать о ненавистном родственнике («Весь в отца, такой же…», далее идет перечисление всех «достоинств» отца), не быть любимым одним из родителей («Вот бери пример со своего брата (сестры), они, в отличие от тебя…»), может иметь недостаток, который раздражает его мучителя («До чего он у меня бестолковый, никак учиться не хочет!»), иметь физические или умственные недостатки («Конечно, куда ей за ребятами угнаться, такая толстуха неповоротливая!»

Необходимо также выделить критические ситуации или стечение обстоятельств, возникающие в жизни взрослых, которые часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие, принципиально важное для взрослого. В таких случаях свою досаду, огорчение, боль, обиду очень хочется выплеснуть, и зачастую объектами для такого «впитывания негатива» становятся близкие люди, в том числе дети, которые всегда рядом.

К сожалению, модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания часто не считают насилием по отношению к детям, а рассматривают в качестве воспитательной меры воздействия.

Научитесь распознавать признаки насилия и пренебрежения, наблюдая за чужими детьми (например, ребенок может проявлять агрессию, быть подавленным, тревожным). Если вы видите жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку, обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить ребенку жизни.

Добавить комментарий