Памятка «Как реализовать проблемно-диалогическое обучение на уроке»

Технология проблемно-диалогического обучения является

– результативной, т.к. обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

– здоровьесберегающей, т.к. позволяет снизить нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;

– общепедагогической, т.к. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому данная технология объективно необходима каждому учителю.

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

  1. умственных способностей учащихся(возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
  2. самостоятельности(самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
  3. креативного мышления(самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Сопоставление традиционного урока и проблемно-диалогического урока:

Этап урока Традиционный урок Проблемно-диалогический урок
Объявление темы урока Тема урока «Итак, сегодня мы будем изучать…» Постановка проблемы «С одной стороны…, но с другой стороны….», «Что удивляет? В чем затруднение?…», «Какой возник вопрос? Что надо узнать?….»
Изучение материала Объяснение учителя «Дети, слушайте внимательно….» Поиск и нахождение решения проблемы «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос…»
Отработка изученного материала Заучивание материала «Выучи…», «Запомни…», «Перскажи…», «Повтори…» Создание продукта «Придумай схему…», «Зарифмуй правило….», «Составь кластер…»

Этапы проблемно-диалогического урока

Этап урока (время) Деятельность учителя (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) Деятельность ученика (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) Формирование УУД
Создание проблемной ситуации

(5-7 минут)

– представить ученикам  одновременно два противоречивых факта, мнения

– задать вопрос (дать задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!

– задать вопрос (дать задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявить противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом).

– дать задание невыполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений

Вопросы:

Какое вы заметили противоречие?

– Что удивило?

– Как вы думали сначала? А как на самом деле?

– Почему вы не смогли выполнить задание?

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)
Формули-

рование проблемы

(2-3 минуты)

– Какой у вас возник вопрос?

– Что предстоит выяснить?

– Какие у вас есть версии решения проблемы?

Предлагают версии, принимаются даже и абсурдные.

Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Актуализация имеющихся знаний. Планирование деятельности.

(5-10 минут)

– Что мы уже знаем по этой проблеме? (используется либо побуждающий диалог (вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа, либо подводящий диалог (цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе).

– Что нужно узнать для решения проблемы

– Вспоминают ранее изученный материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы

– Определяют каких знаний нам не хватает, где и как их добыть, открыть)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

Поиск решения (открытие нового знания)

(10-25 минут)

Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило), то открытие  осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод.

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать (указывает н проблему записанную на доске).

Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме

– Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял то, что сказал Миша ..»

– Выполняют задания на новый материал (всем классом)

– Предлагают  свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме)

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке)

Выражение решения. Применение нового знания (5-10 минут) – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

– Чьи версии подтвердились?

– Используя свои знания…. (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок, задача и т.п.)

– обобщают, делают вывод по проблеме

– самоанализ, самооценка, взаимное оценивание

– Планирование – составление плана действий

– Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

– Самоконтроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

– сравнение данных с целью определения общих признаков, развитие способности строить логическую цепь рассуждение и речевое высказывание с опорой на модель

Рефлексия и оценка

деятельности

(2 минуты)

– Какую задачу мы ставили в начале урока?

– Добились ли мы своей цели?

– Удалось ли нам ликвидировать пробелы в знаниях по пройденной теме?

– Чему вы научились?

– Давайте оценим свои ответы.

Самооценка результатов своей деятельности по таблице подсчета баллов.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Рефлексия эмоционального настроения в конце урока. (2 минуты) – Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто из одноклассников оказал вам большую помощь?

Организация рефлексии эмоционального состояния в конце урока, рефлексия эмоционального настроения.

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Добавить комментарий